Мотивации и поведение, биологические механизмы мотиваций
Мотивация — вызванное той или иной потребностью эмоционально окрашенное состояние организма, избирательно объединяющее нервные элементы различных уровней мозга. На основе мотиваций формируется поведение, ведущее к удовлетворению исходной потребности.
Наиболее распространены 2 крайние общие теории о природе мотиваций:
1) Мотивация определяется внутренней, врожденной энергией, которая реализуется в специальное поведение даже при отсутствии внешних, «ключевых» раздражителей.
2) Внутренние мотивационные программы развертываются только при наличии определенных направляющих факторов внешней среды. Некоторые авторы допускают, что направляющими факторами мотиваций могут быть и определенные внутренние, врожденные, и приобретенные в индивидуальной жизни животных модели поведения.
В последнее время большинство исследователей стали склоняться к компромиссной точке зрения, согласно которой любая мотивация имеет два аспекта. Один из них чисто энергетический, побуждающий фактор, а другой — фактор, направляющий животных к цели.
Среди общих теорий мотивации следует отметить теорию «снижения влечения», согласно которой мотивации определяются стремлением человека и животных к уменьшению неприятных эмоциональных ощущений, сопровождающих ту или иную метаболическую потребность. Согласно этой теории, голодные влечения, например, рассматриваются как стремление субъектов избавиться от «голодных» болей, возникающих в эпигастральной области при сокращениях пустого желудка, жажда — как стремление избавиться от неприятных ощущений в ротовой полости и в глотке и т. д. В развитии этой точки зрения сформулировано представление о наличии в мозге двух реципрокных систем: системыпоощрения и наказания. В указанной теории «снижения влечения» в происхождении эмоциональных ощущений ведущую роль отводят нервным импульсациям, поступающим в мозг от определенных периферических органов.
Согласно классификации Павла Васильевича Симонова, все мотивации можно разделить на:
1) Витальные: пищевая, питьевая, оборонительная, регуляции сна, экономии сил. Неудовлетворение данных потребностей ведет к смерти.
2) Зоосоциальные (ролевые): половая, родительская, резонанса («сопереживания»), территориальная, иерархическая. Для удовлетворения этих потребностей необходимо взаимодействие с другими особями.
3) Идеальные (саморазвития): исследовательская, имитационная, игровая, преодоления сопротивления, свободы.