Социопсихологические концепции
Натуралистические концепции общества
В основе этих концепций лежит философский подход «от природы к обществу». Здесь подчеркивается особая, детерминирующая роль географических (климата, природных ресурсов, флоры и фауны) и демографических факторов, т.е. биологии человека. Такие натуралистические концепции общества всегда обвинялись в упрощенном сведении закономерностей социальной реальности к природным закономерностям. Социобиологи хотят увидеть в социальном биологическое, но социальное не является биологическим.
Натуралистические концепции, безусловно, не бесплодны, они исследуют довольно значимые аспекты взаимосвязи природы и общества, но они не могут ответить на вопросы, касающиеся специфики общественного. Поэтому многие исследователи связывают специфику социального с более сложными психическими явлениями.
Социопсихологические концепции
В их основе лежит простое убеждение, что «Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами… В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы человека и могут быть к ним сведены». (Дж. Миль)
Такая установка, на первый взгляд, вполне самоочевидна и убедительна, но социопсихология рассматривает общество по образу и подобию индивида, а сам индивид берется изолированно от общественных условий. К тому же психология здесь тесно связана с физиологией организма, психическое понимается очень узко и как бы постоянно находится в объятиях физиологического. С этих позиций нельзя объяснить феномены культуры и практики.
Наиболее влиятельной школой социопсихологии оказался инстинктивизм,прежде всего фрейдизм. По Фрейду двумя главными инстинктами являются инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос. Борьба этих двух начал лежит в основе социального бытия.
Концепция социального действия (М. Вебер).
Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает действующее лицо с другими субъектами. Каждый человек играет определенную роль – врача, ученого, студента. Как по Шекспиру:
… Весь мир – театр,
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть свои выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Я – это сумма ролей, которые усваиваются в результате социального опыта. Индивид формируется в результате социальных взаимодействий – так происходит его социализация. Психическое становится социальным.
Вследствие лингвистического поворотав философии ХХ века появилась коммуникативно-дискурсивная концепция.
Если язык есть главная отличительная черта человека, то он определяет и лицо общества. (Ю. Хабермас). Правила речевой коммуникации, после достижения определенного согласия между участниками дискурса, принимаются в качестве правил совместного действия. Таким образом дискурс – это совместное мероприятие по выработке правил общежития.
Итак, общество – это системное образование, совместная жизнедеятельность людей. Социальное – это системные характеристики общества.
2. Человек и общество. Личность и массы.
Латинское слово социалис переводится как общественное.
Социальное – это все то, что характеризует совместное существование людей и отлично от их физико-биологической природы. Социальное возникает как эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, и вне этого взаимодействия оно не существует.
Носителем социального выступает человек и продукты его деятельности.
На своем микроуровне общество выступает как совокупность взаимодействующих индивидов. Но оно состоит не только из своих элементов (отдельных людей), но и из макроструктурных единиц профессионального, демографического, экономического, политического, мировоззренческого содержания. Все эти макроструктуры, включая нации, народы и все человечество в целом, определенным образом соотносятся друг с другом. Нет ничего более сложного, чем понимание природы этих макроструктур и их взаимодействия. У этих структур нет общей головы или общего тела, между тем здесь есть общее сознание.
Мы все свидетели того , что сегодня человеком утеряна ясность мысли и ущемлена правдивость его слов. Высшие идеалы общечеловеческих ценностей к которым относятся Истина, Справедливость, Мир, Любовь, Ненасилие, в полном упадке во всех сферах жизни. Вес в обществе приобрели различные, так называемые, передовые идеи, которые сейчас в большой моде. Над духовностью смеются , а все больше и больше распространяется ненависть и вражда между людьми.
Повсюду местнические интересы и эгоизм беспрепятственно творят свое разрушающее дело.
В чем причина всего этого? Все это происходит потому, что среди людей были преданы и продолжают предаваться забвению такие понятия как Справедливость и Долг, Честь и нравственная чистота. Честь нации зависит от уровня ее нравственности. Упадок нравственности ведет к гибели нации.
Общество составляют отдельные личности. То, что происходит в самой маленькой деревне, зависит от состояния общества в целом, а состояние общества зависит от составляющих ее деревень и городов. Благополучие нации, таким образом, полностью зависит от качества и природы каждого конкретного человека. Процветание нации не нисходит с небес, как не произрастает оно само собой из земли. Оно целиком зависит от людей, составляющих нацию. Страна-это не просто часть земли. Страна - это сообщество людей, и она такова, какой ее сделают люди, ее населяющие. Для того чтобы сделать мир лучше и чище, нам прежде всего нужно сделать лучше и чище самих себя. Поэтому преобразование личности приобретает сегодня первостепенное значение. Преобразование личности, в свою очередь, нужно начинать с системы образования.
Личность и массы т.е. субъективный и объективный факторы развития истории предстают как взаимодействующие. История человечества развивается так, что роль субъективного фактора постоянно усиливается и возрастает. Но здесь необходим разумный и строгий учет объективных закономерностей развития общества, с тем, что бы не скатиться к субъективизму и валюнтаризму.
Общество и его структура.
Структуру человеческого общества образуют: 1).духовная сфера – религия, философия, искусство, наука;
2). Экономические и социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные и семейные отношения;
3). Политические и государственные отношения.
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, религия, искусство, семья, нравственность не существуют вне связи друг с другом, и являются гранями общественного целого. Без такого общественного целого, без людей, неразрывно связанных между собой всей системой общественных отношений общества не существует.
4. Философия истории. Многообразие цивилизаций. Запад – Россия – Восток.
Греческое слово история означает рассказ о прошлом. Главные вопросы философии истории, такие как: какова связь прошлого, настоящего и будущего? Имеет ли история человечества единый универсальный смысл? Имеет ли направленность и цель историческое движение? Какое место занимает человек в этом временном потоке веков?
В ХХ веке концепция линейногоразвития общества подверглась основательной критике. О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин развивают идею локальных обществ, выдвигают типы обществ, которые обладают своеобразными особенностями, не позволяющими представить историю в виде линейного процесса. Единство мира видится в его многообразии.
Развитию и эволюции человечества присущи две противонаправленные тенденции – движение к единству и движение к многообразию. В споре: являются ли эти тенденции равноправными ученые пришли к выводу, что общественная динамика развития привела к вызреванию новой планетарной цивилизации. Контакты между народами становятся все более многосторонними. Сегодня, к примеру, так называемый капиталистический способ производства шагнул из Европы в страны Востока и Азии. В то же время восточные способы организации производства внедряются в странах Запада (японский опыт управления фирмами). Взаимостимуляция Запада и Востока можно проследить в самых разных областях жизнедеятельности – от экономики до религии.
Нас интересует, часто обсуждаемая проблема «Запад – Россия – Восток». В силу исторических и географических факторов судьба России – это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Причем понятия «Запад» и «Восток» здесь не являются географическими терминами, они характеризуют возможный тип интерпретации многообразия цивилизаций и культур. А это означает, что конкретная страна может в ходе своего развития приобретать характерные черты как Запада так и Востока.