Воображение и саморегуляция

Бесконечная изобретательность и умение каждую тренировку проводить по-новому, празднично, ярко, захватывающе, интересно, отличают стиль работы талантливого тренера. Лучшее лекарство от монотонности и скуки – фантазия.

Существует такое понятие, как идеомоторная тренировка: проигрывание движений и действий в воображении.

Упражнение «Антивремя».

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента. Игра развивает зрительное воображение. По тому, как участник справляется с заданием можно судить о развитии этого качества.

Упражнение «Телепатия».

Группа разбивается на пары «передающий» и «принимающий». Передающий должен как можно лучше сосредоточиться на каком-нибудь образе и усилием внушить его принимающему. (Можно передавать один и тот же образ).

Упражнение «Бег ассоциаций».

Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем предлагает свое слово следующему игроку и т.д. Игра движется кругами, а в конце каждого круга ведущий по секундам объявляет время, затраченное на его прохождение.

Фактически «Бег ассоциаций» является коллективным вариантом мнемотехники.

Ведущий может неожиданно остановить игру, предложить кому-либо из участников воспроизвести все слова. Иногда играющий помнит лишь те слова, над которыми работал он сам. Это может свидетельствовать о недостаточной включенности, но чаще о том, что спортсмена интересует не столько сама игра, сколько личное достижение.

Упражнение «Домино».

Материал: открытки, карточки, картинки.

Участники садятся вокруг стола. Каждому раздается по несколько карточек, но так, чтобы изображение на них было скрыто от того, кому они принадлежат. Первый участник кладет одну из своих карт перед собой картинкой вверх и начинает повествование. Это может быть сказка, юмористический рассказ, нелепое сновидение, обязательно включающее в себя изображенную на картинке вещь. Рассказав свой отрывок, начавший игру, передает слово соседу. Он продолжает оборванный сюжет так, чтобы он обязательно захватывал и его изображение. Игра движется по кругу, пока не выйдут все карты.

Упражнение «Перевоплощение».

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу. И так далее.

Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе.

Происходящее самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов между участниками, а для психолога и тренера служит источником немаловажной информации.

Упражнение «Групповая картина».

Упражнение проводится в кругу. Один участник держит чистый лист и пытается вообразить на нем картину. Начинает ее описывать. Далее лист передается, следующий продолжает. Нужно, чтобы каждый внес свой вклад, и каждый представил эту картину. Упражнение развивает зрительное воображение, пространственное мышление, согласованность.

Упражнение «Лесенка».

Участники сидят в кругу и называют предметы от самого напряженного до самого расслабленного (камень … вата). Упражнение можно использовать как вводное перед сеансом расслабления.

Наши рекомендации