Следственный эксперимент проводится с целью проверки фак­тической возможности и особенностей осуществления определен­ного действия, события или явления в определенных условиях

Моделируя, воспроизводя соответствующие условия, следова­тель устанавливает:

1) имелась ли возможность видеть, различать и опознавать определенные предметы, их форму, цвет, размеры, частные при­знаки при данных условиях их удаленности, освещенности, угле зрения;

2) возможно ли совершить определенные действия при дан­ных условиях;

3) возможно ли провести данное действие за определенное время;

4) имелась ли возможность слышать и различать определен­ные слова, звуки;

5) обладает ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками и умениями.

Содержание следственного эксперимента — проведение опытов, организация непосредственного наблюдения за реаль­ными явлениями, действиями и процессами.

Основные требования,предъявляемые к следственному экспе­рименту:проведение опытных действий в условиях, максималь­но приближенных к условиям, в которых совершалось проверя­емое действие или событие, проведение следственного экспери­мента в том же месте, где произошло событие; в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, жара, мороз, дождь, снег, грязь, оледенение и т. п.); с использованием всех первоначальных средств действия (механизмов, орудий, при­способлений, материалов); при той же величине и направлении приложения сил; при тех же темпе и продолжительности дей­ствий.

Следует также учитывать, что эффективность деятельности человека, особенности его поведения в значительной мере зави­сят от его психического состояния. Воспроизведение этих со­стояний во многих случаях невозможно. Так, в состоянии аф­фекта человек способен многократно увеличивать свои физи­ческие возможности. Экспериментальная проверка таких действий неосуществима. Моделирование субъективных факто-

§ 8. Системная организация следственных действий 441

ров— основная сложность в проведении следственного экспери­мента.Присутствие многих людей также может повлиять на чистоту эксперимента: неизбежно возникновение эффекта со­циальной ингибиции — подавление активности индивида. На­ряду с этим повторные действия несут в себе эффект научения. Повторно можно сделать то, что сразу не получалось. Повтор­ные действия могут осуществляться значительно быстрее или медленнее, чем в первичных условиях. Замедление действий может быть связано с тем, что при проверке его действий чело­век берет подсознательный контроль и все то, что первоначаль­но могло осуществляться на подсознательном, стереотипном уровне, т. е. более ускоренно. Все это обусловливает необходи­мость вариативности проводимых опытов

46. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ.

Предметом судебно-психологической экспертизы являются пси-ические особенности лица и психологизированные обстоятель­ства, имеющие существенное значение для установления истины по делу, выявление которых требует специальных научных познаний.Судебно-психологическая экспертиза некомпетентна решать вопросы юридического содержания — определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т. п.

Экспертом-психологом может быть назначен только специа­лист, имеющий высшее психологическое или медицинское об­разование. Отказ от проведения экспертизы должен быть при­нят, если поставленные перед экспертизой вопросы не соответ­ствуют профессиональной специализации данного лица.

456 Глава 16. Производство судебно-психологической экспертизы

Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов — они определены за­коном. В своей познавательной деятельности эксперт самосто­ятелен и независим.

При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрении, инфантилизма, акцентуаций характера, психо­патии) осуществляется комплексная психолого-психиатричес­кая экспертиза. Для исследования влияния соматических (теле­сных) заболеваний на психическое состояние индивида назна­чается комплексная медико-психологическая экспертиза .

Заключение судебно-психологической экспертизы как источник доказательства излагается письменно и в требуемом законом порядке, предусматривающем определенную его форму, струк­туру и содержание. Оно состоит из трех частей: вводной, иссле­довательской, заключительной — и должно быть написано по­нятным языком, а научные термины — разъяснены. Во вводной части указываются время и место составления заключения, све­дения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, название исходного процессуального документа. Здесь же ука­зываются вопросы, поставленные перед экспертизой (без изме­нения возможных неточностей и терминологических ошибок).

В исследовательской части описываются все использованные диагностические методы, методики и процедуры, прилагаются протоколы их проведения.

В заключительной части даются ясные и четкие ответы на поставленные вопросы.

Невозможность получения информации или точного ответа должна быть обоснована. Если однозначный ответ невозможен, он может быть вероятностным.

Ответы на поставленные вопросы и являются выводами эк­спертизы.

Если получение ответа требует знаний специалистов из смежных отраслей науки, в заключении указывается на необхо­димость назначения психолого-психиатрической, медико-пси­хологической, инженерно-психологической или другой экспер-

В связи с отсутствием в нашей стране необходимой системы су-дебно-психологических экспертных учреждений укажем, что такие экспертизы по особо важным делам могут быть Проведены в психоло­гической лаборатории НИИ судебной психиатрии им. В. П. Сербско­го, в секторе психологии Института дефектологии, в Психологическом институте Российской академии образования, в Институте психоло­гии РАН.

§ 2. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы 457

тизы. В заключении комплексной экспертизы указывается, ка­кие исследования проведены раздельно и совместно, и приво­дятся соответствующие результаты. Ответы в заключительной части могут быть даны как по нескольким видам экспертизы, так и раздельно.

Наши рекомендации