Словесную или письменную инструкцию
УДК373.1Й76 ББК 74.3
© Коллектив авторов, 2006
©КАРО, 2006
ISBN 5-8981S-666-6Все права защищены
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами (до 21 % учащихся). Вместе с тем, как отмечают многие исследователи, речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в . формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа сопровождения учащихся с \нарушениями письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков организации подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования, самоконтроля и т. д. Обычно это относят к сфере деятельности педагогов-психологов. Однако результаты исследований в области сопровождения, проведенных в России и за рубежом (в США, Бельгии и других странах), подтверждают эффективность комплексного мультидисциплинарного подхода к ; проблемам развития ребенка.
В данном пособии содержится программа сопровождения уча- щихся, которая представляет собой систематизацию опыта целе-направленной работы целой команды специалистов: педагогов-пси- хологов, учителей-логопедов, социального педагога, логопеда — специалиста по биологической обратной связи — по формированию у учащихся с нарушениями письменной речи (1-5 классы) |навыков учебной деятельности. Перечисленные специалисты ста-
вили перед собой задачу оказать помощь детям в решении проблем, связанных с учебой, и разработать программы их профилактики. Кроме того, в пособии предлагается примерная структура логопедических занятий по коррекции дисграфии и дизорфографии. В приложениях содержатся примеры проблемных ситуаций на логопедических занятиях; подборка упражнений для физкультминуток; перспективный план психолого-логопедического сопровождения учащихся 1-5 классов с нарушениями письменной речи; сценарии итоговых занятий «Праздник достижений» и «Звездный час».
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
(1-5 классы)
Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных
проблем развития.
Е.И. Казакова
Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть «объектом педагогического воздействия» и становится активным участником субъект-субъектного взаимодействия, цель которого активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание должно уделяться коллективным формам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.
В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным объединить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективные и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Кроме того, педагоги-психологи и логопеды должны тесно взаимодействовать с
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения, о которой рассказывается в данном пособии, позволяет проанализовать проблемы учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого-педагогической диагностики учебных затруднений учащихся 1—5 классов используются наиболее простые и достаточно информативные методики.
Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяет решать следующие задачи:
• развивать умения и навыки планирования и организации деятельности;
• развивать умение произвольно управлять вниманием; регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;
• формировать навыки самоконтроля;
• развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;
• повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;
• развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;
• формирование положительной «Я-концепции».
Для решения поставленных задач необходимо опираться
1) на основные принципы сопровождения:
- «всегда на стороне ребенка»;
- непрерывность, мультидисциплинарность и комплексный подход. (Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса: развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект-субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход;
2) на общедидактические принципы;
3) на основные принципы логопедии:
- системность, комплексность развития;
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- деятельностный подход;
- поиск обходных путей и опора на сохранное.
Концептуальной основой программы является педагогика успеха, которая предполагает обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности учащегося посредством создания ситуаций успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребенка. В соответствии с данной концепцией педагог призван не «исправлять недостатки» ребенка, а развивать его сильные стороны, побуждая ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.
Результатом реализации предлагаемой программы должно быть формирование у детей следующих умений и
навыков:
- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);
- полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом;
- произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий
темп;
- ответственно относиться к результатам своей учебной
работы, соотносить полученный результат с планируе
мым и адекватно оценивать его, осуществлять само
контроль;
- осознавать сильные и слабые стороны себя как учени
ка, осваивать «технологию успеха и достижений».
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть модулей, упражнения из которых можно использовать на логопедических за-
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
нятиях. Распределение упражнений по модулям условно, так как большинство предлагаемых учебных заданий полифункциональны.
Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию.
Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания.
Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль.
Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.
Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.
В каждом модуле после описания упражнения приводится со значком (*) комментарий специалиста: специфическая цель упражнения, особые условия проведения, продолжительность и т. п.
На заключительном этапе реализации программы ученикам предлагается самостоятельно оценить достигнутые результаты, заполнив карту сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности. По завершении занятий по программе организуется «Праздник достижений». Цели проведения праздника:
• обобщение полученных знаний и умений;
• рефлексия, повышение самооценки учащихся;
• установка на дальнейшие учебные успехи;
• получение обратной связи (результативность занятий). В ходе праздника, организаторами которого являются
психолог и логопед, дети участвуют в играх и конкурсах.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
В процессе реализации программы ученики пополняют раздел «Я учусь учиться» своего портфолио — папки личных достижений.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи
Это не просто папка, в которой можно хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и др., а также систематизировать интересную и полезную информацию. Кроме того, портфолио используется для самооценивания и учета собственных достижений, в том числе успехов в учебе. Составляя портфолио, школьник перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, учась отмечать собственные успехи.
Прежде чем начинать собирать портфолио, ученик должен понять цель его составления. Следует регулярно проводить отбор и оценивание работ, которые учащийся помещает в нем. Время «чисток» устанавливается учеником, родителями и учителем (например, один раз в две недели). Портфолио является общим инструментом разных программ сопровождения, направленных на профилактику и преодоление учебных затруднений.
Предлагаем структуру портфолио, в которую при необходимости и по желанию ученика могут включаться и другие разделы.
Структура портфолио
«Мой портрет»:
• характер, любимые занятия;
• «Я в школе» («Моя школа»: любимые учителя и лучшие школьные друзья, любимый предмет).
«Мои цели»:
• цели по преодолению трудностей в учебе (формулируются на каждую четверть учебного года);
• табличка продвижения к цели;
• лестница успеха.
«Моидостижения»:
• лучшие работы;
• награды.
«Копилка»:
• рабочие материалы (планирование, расписание и т. д.);
• важная и/или интересная информация.
«Я учусь учиться» (отражает работу по программам «Секреты успешной учебы» и «Учись учиться»):
• карты памяти;
• алгоритмы;
• памятки и др.
Необходимо отметить, что оформление портфолио — дело творческое. Папка личных достижений должна отражать индивидуальность ребенка. Хорошо, если ученик подберет картинки-символы, отражающие его отношение к каждому разделу портфолио. Однако не следует превращать его в «сундук». Портфолио — «живой» инструмент, отражающий актуальную ситуацию.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Логопедические занятия
Не будем забывать о том, что ребенок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Наверное, излишне на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Линейки достижений и лесенки успеха, которые рисует в своей тетради ученик, позволяют ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.
МОДУЛЬ А
Умение воспринимать
словесную или письменную инструкцию
Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью
приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.
Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения.
УПРАЖНЕНИЯ
1. «Объясните Кузе». Логопед дает ученикам какое-
нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято деть
ми, просит кого-нибудь из учеников, испытывающих труд-
ности в понимании инструкции, повторить его для Кузи.
* Кузя — выдуманный детьми персонаж, который хочет, но
не умеет учиться. В начале курса логопедических занятий уче-
ники рисуют портреты Кузи. На каждом занятии один из пор-
третов помещается в рамочку на доске.
2. «Знакомый— незнакомый».Дети пишут в тетрадях
цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: «Я продик-
тую слово или словосочетание. Если вы четко представля-
ете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой (+),
если нет четкого представления, — (-). Логопед диктует
словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины.
В конце работы проводится выборочная проверка, напри
мер: «Кто поставил (+) под цифрой 3? Это было понятие
"гласные звуки"». Объясните, что это такое».
* Это упражнение полезно проводить 3-4 занятия подряд.
3. «Что нового?»Ученикам предъявляется текст для
списывания или читается текст диктанта, в который вве-
дена явно новая для детей информация. По прочтении
текста логопед задает вопросы: «Что нового вы узнали?
Что вам было известно раньше? Откуда вы это узнали?».
* Прием «Что нового?» при анализе текста способствует раз
витию умения отличать новую учебную инструкцию от прежней,
знакомой. (Например, часто бывает, что дети, получив задание
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
писать слова в столбик, пишут их в строчку — это происходит по инерции или потому, что не услышали в инструкции нового.)
4. «Светофор».У детей красный и зеленый сигналы.
Логопед быстрочитает 10-12 утверждений, средикото-
рых есть верные иневерные. Если утверждение верно,
дети поднимают зеленые сигналы, если неверно — крас-
ные. В конце игры разбираются утверждения, на которые
были даны противоречивые ответы.
* Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, его надо очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.
5. «Или "нет", или "да", а не знаешь — беда!»Логопед
читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и
неверные. После каждого он называет имя кого-нибудь
из учеников, и тот отвечает «да», если согласен с данным
утверждением, и «нет», если не согласен. После его отве-
та логопед обращается ко всем детям, и они хором сооб
щают свое мнение («да», «нет») или говорят: «Беда!», если
вызванный ученик ответил неправильно. «Попавший в
беду» ученик получает штрафную карточку. По оконча
нии игры его нужно будет «выручить», то есть задать воп
рос или предложить какое-нибудь задание. Например,
придумать предложение из пяти слов или слово подобрать
со звуком «р» и т. п.
* В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания. Примеры утверждений см. выше.
6. «Письмо с пропусками».Логопед дает задание: «Я
буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вмес
то буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети
записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает
им, например, не писать окончания прилагательных, а
ставить вместо них звездочку.
* Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика — саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
7. «Будь внимательным!»Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее про себя и поднять руку при условии, если они запомнили ичетко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.
Примеры заданий:
1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а бук
вы 3 — вычеркнуть:
Полезла Оксана за красной розой, А вернулась Оксана с занозой.
2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц —
вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вы-
черкиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц:
Черная цапля циркулем чертила.
«Внимание!» Цапля старательно циркулем водила.
«Внимание!» Получился очень чистенький чертеж.
8. «Внимание и счет».Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов.
Например: борода — города, редкий — резкий, икра — игра, попугай — поругай, барак — баран, балка — палка, лиловый — ледовый.
* Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
МОДУЛЬ В
Умение планировать действия