Теоретический анализ исследований стресса в деятельности спортсменов

В спортивной психологии проблема изучения деятельности спортсмена как целостной системы является одной из важных научно-практических проблем, и первостепенное значение в этом направлении имеет разработка вопросов, связанных с развитием и формированием ресурсов для эффективного преодоления экстремальных физических и психологических нагрузок в соревнованиях, коррекцией неблагоприятных психоэмоциональных состояний, регуляцией практически всех функций организма и психики. К настоящему времени достаточно хорошо изучены феноменология, закономерности и механизмы функционирования психики спортсмена в экстремальных условиях (Л.М. Аболин, А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен, Б.А. Вяткин, А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Р. Малкин, Дж.Б. Кретти, P.M. Найдиффер, А.Ц. Пуни и др.), но до сих пор недостаточно разработана теория стрессоустойчивости. Отсутствует теоретико-методологическая проработка аспектов, касающихся природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания в экстремальных условиях.

Рассматривая спортивную деятельность как разновидность труда, осуществляемую для достижения максимального спортивного результата, мы учитываем тот факт, что стресс-факторы деятельности являются неотъемлемым компонентом ее структуры, ограничивающие эффективное функционирование всех систем организма и психики (Л.П. Гримак, П.Б. Зильберман, В.И. Лебедев, Ц.П. Короленко, О.А. Черникова) [35, 43, 63, 59, 134]. В данную область входят вопросы, связанные с изучением профессионально важных особенностей психики спортсменов, включающих в себя рациональную регуляцию психических состояний, мотивов, поведения; особенностей функционирования психики в экстремальных условиях соревнований; диагностикой, коррекцией, профилактикой неблагоприятных состояний.

Одним из наиболее значительных достижений отечественной психологии явилось создание концепции системного подхода, наиболее полно представленной в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, B.C. Мерлина, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, [10, 58, 81, 69, 97, 140]. Эта концепция определяет законы взаимосвязи и взаимообусловленности отражательных, регулятивных, коммуникативных функций психики, физиологических и других функций и структур организма, а также явлений, процессов и объектов внешнего мира. Она определяет иерархию взаимосвязей этих функций в процессе формирования и развития субъект-объектных отношений, в том числе порождающих состояние стресса, проявлений системообразующих факторов жизни и деятельности, зарождение системных свойств субъекта труда: работоспособности, профпригодности, стрессоустойчивости, роль их структурно-функциональных особенностей в регуляции деятельности и функциональных состояний [40].

Изучение психической стрессоустойчивости с позиций системного подхода требует его анализа в различных планах. Когда исследуемое явление рассматривается как некоторая система (качественная единица), то главная задача здесь состоит в том, чтобы выявить «составляющие» этого явления и способ их организации. Именно в этом плане проводились (и проводятся) теоретические и экспериментальные исследования, нацеленные на вычленение процессов, из которых «складывается» психика, параметры психических состояний, свойств личности и т. д.» [69, с.40]. Системный подход в изучении стрессоустойчивости определяет и положение о взаимосвязи путей и методов достижения требуемого уровня этого свойства, о комплексном характере внешних факторов и условий, отражающихся в его значениях, о разнообразии уровней и механизмов психической регуляции стресса, возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психологической системы деятельности для поддержания требуемого уровня функциональной устойчивости. Он основан на рассмотрении, во-первых, конкретной деятельности как специфической формы активности человека, как части макроструктуры, как иерархии систем различного уровня; во-вторых, различных проявлений психического как целого, присущего субъекту; в-третьих, психических явлений как многоуровневой системы; в-четвертых, психических свойств с позиции множественности их отношений и разнопорядковые связи их характеристик; в-пятых, своеобразия процессов детерминации психических процессов-регуляторов рабочего поведения в системе. Системообразующая роль эффективности деятельности человека или целедостижения в любых формах его активности отражает особенности тех системных связей, которые существуют между отдельными компонентами конкретной деятельности (активности) [64, 44].

Однако системный подход не обеспечивает всех необходимых оснований для изучения стрессоустойчивости спортсмена. По мнению А.В. Брушлинского [24], этот методологический подход сам по себе не может определить, что именно в каждом конкретном случае является системой, подсистемой, ее компонентами и их взаимосвязями. Для того чтобы это определить, системный подход реализуется в совокупности с другими, более конкретными научными подходами, теориями и методами. Среди них следует выделить, прежде всего, такие, которые наиболее существенны для выявления особенностей психики спортсменов, необходимых для регуляции процессов зарождения, проявления и купирования стресса.

Деятельностный подход определяет необходимость установления и учета причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры тренировочного процесса и тем самым позволяет проникнуть в сущность явлений, определяющих, в частности, особенности формирования и проявления стресса, его регуляции и преодоления. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношение образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям спортивной деятельности, изменение содержания, средств и условий тренировочного и соревновательного процессов и соответственно требований к спортсмену, возможность мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях соревнований определяют особенности функциональной устойчивости в связи с характером его активности.

Положение о личностном подходе в изучении системных свойств и состояний человека реализует представления об особенностях проявления внутренних факторов активности и их роли в регуляции процессов формирования и реализации этих свойств и состояний человека. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что функциональная надежность человека обусловливается не только его профессиональными характеристиками, но и особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферами личности [2, 9, 10, 39, 128].

В широком смысле личностный подход в изучении функциональной устойчивости спортсмена предусматривает оценку состояния различных систем и функций организма, обеспечивающих энергетический потенциал человека. Личностные ресурсы включают черты и установки, которые полезны для регуляции поведения в различных стрессогенных ситуациях. К наиболее значимым из них относятся самоконтроль, самооценка, чувство собственного достоинства, «самоэффективность» (оценка собственных возможностей успешно работать и представление о собственном уровне успешности преодоления стресса) и другие.

Таким образом, личностный подход определяет необходимость ориентации на оценку психических и физиологических ресурсов и функциональных резервов спортсменов при изучении закономерностей развития стресса, формирования устойчивости и противодействия ему.

Наши рекомендации