Внешний вид делового человека
Деловой этикет.
Доброхотова Елена Николаевна.
Правовая клиника.
Этикет появился достаточно давно. Многие делают предпосылки на Др. Восток (правила записаны были на деревянных дощечках). Они считались самыми важными. Нормы пройдут эволюцию культуры, культуры общения. Связаны с системой этических ценностей (добро, зло и тд). Они участвуют в различных сферах отношений. Появился этикет, как концепция, благодаря реформаторской деятельности Людовика 14. Он решал проблему неприличного поведения. Карточки Людовика 14 – этикет (этикетка) с французского. Изначально – правило поведения при дворе (дворцовый этикет), затем сформировался дипломатический этикет (обеспечение улучшения международных связей). Это был самый четкий, жесткий свод правил в письменном виде – дипломатический протокол (дипломатический этикет). Далее служебный, воинский этикет. На фоне этого всего стало ясно, что же такое церковный этикет. В противовес им сформировался светский или гражданский этикет. Поведение – взаимодействие лиц. Воинский этикет предопределил правило гражданского этикета, как пешеходы должны ходить по улице. В общегражданском этикете женщина выше мужчины, в обще-деловом они равны, в церковном ,женщина ниже мужчины по статусу. И именно на стыке этих правил поведения могут возникать сложности в выборе вариантов поведения.
Деловой этикет появился позже всего в эпоху буржуазно демократических преобразований, когда развивалась торговля и предпринимательство. Тогда сформировалось рукопожатие. Они пришли к нам из воинского и гражданского этикета (мирное сотрудничество). А при прощании рукопожатие сформировалось во время предпринимательской торговли. Этикет – особая концепция поведения, регламентирующая поведение людей, как в быту, так и на службе, в общественных местах и на службе, как в гостях, так и на официальных мероприятиях (награждение). Деловой этикет – совокупность как писаных, так и не писаных правил. Не хватает исключительно правовых норм, чтобы призвать человека к правильному поведению. Д. этикет вбирает в себя не только культуру и традиция страны, но он еще, ввиду, широкого межгосударственного обмена обогащается и изменяется под влиянием других государств. Д. этикет, такой свод правил, нарушение которых мешает нормальному ведению дел. Положения обязывает к определенному поведению, а бесчестное отношение губит сотрудничество. О. Уайльд «Хорошие манеры выше добродетели». Людовик 14 ввел карточки с правилами поведения, но постепенно сложилось поведение о том, что приличным является соблюдение церемониальных приемов. Этикет должен охватывать: внешний вид, собственно поведение (манеры, движение), походка, осанка, жесты, позы, навыки устного общения, речевого, лексикон, тон, модуляция голоса, речевые конструкты, к тому же культура письменной речи, делового письма. Это любое письменное обращение, созданное в частности юристом.
Литература делового этикета. Соловьев!!!!!
Концепция уважительного, доброжелательного партнерства.
Внешний вид делового человека.
Все в его облике должно посылать информацию о его дисциплинированности, вниманию к мелочам, компетентности и кроме того должно показывать, что его дело приносит ему достаточный доход, чтобы быть дорого одетым. Классический стиль консервативен в принципе. Главное – качество. Деловой человек должен выглядеть приятно, вызывать доверие. Он не должен вызывать отрицательных вибраций. Одежда должна быть по сезону, по случаю и по фигуре. Внешний облик складывается, чтобы вызывать ощущение свежести, ухоженности, успешности. Небрежно одетый человек задает и атмосферу небрежности общения. В одежде есть три стиля, консервативный, творческий и стиль для взаимодействия. Творческий стиль – яркие цвета, авангардные стили, стилизованная небрежность, искусственно созданная поношенность. В отличие от консервативного стиля, стиль для взаимодействия включает броский аксессуар (брошь). В стиле для взаимодействия меньший контраст. Консервативный стиль должен подчеркнуть авторитет и компетентность, это стиль менеджеров, политиков, банкиров и юристов. Консервативный стиль (классический) обязательно требует костюмов ( у женщин возможно и платье и жакет к нему, юбка, жакет и блуза, мужчины: брюки, сорочка, галстук, ремень (только кожаные)), чем светлее ткань, чем лучше должен быть пошив! У мужчин ширина брюк не особо варьируется. Чулки обязательны в летнее время, чем выше статус, тем ниже каблук! Максимально допустимая высота каблука 5 – 6 см. Обязательно сменная обувь для работы (разных оттенков). Уличная обувь обязательно кожаная, да и любая! Обувь приводят в порядок вечером (минимум 30 минут). Летняя обувь только янтарных оттенков. Галстук должен быть с каким-то акцентом. Ширина галстука должна быть гармонична к ширине лацкана. Брючный ремень того же оттенка, что и костюм. Рисунок ткани должен быть гармоничен. Костюмы – оливковые, серые, кофе с молоком, оттенки шоколада. Цвет баклажан возможен только на жакете. Этот цвет очень давит. У женщин должен быть костюм для публичных мероприятий. Аксессуары – должны быть лаконичными. Часы, авторучка т.д. Украшения: браслеты не допустимы. Они мешают работе. Для мужчин: зажим для галстука, обручальное кольцо, часы, авторучка (шариковая, чернильная). Мобильный телефон – функции только мобильного телефона, желательно два. На время непосредственного общения нужно отключать телефон или ставить в беззвучный режим. Мобильные телефоны нужно носить в общих сумках, портфелях, женщина можно носить на цепочке или очень хорошего качества кожаного шнурка. Мужчины сумки могут носить на поясном ремне. Мужчинам можно расстегивать две нижние пуговицы пиджака. Сумки: нельзя носить сумку на ремне, из текстиля, только кожа коричневого или черного цвета. У женщин: сумочка для мелочей. Ожерелье не допустимо. Только лишь на торжественных церемониях. Ожерелье допускается только жемчужное. Если блузка с V-образным вырезом, то допускается тонкая цепочка. Шляпа: должна быть изюминка, показывающая вашу индивидуальность. Шарф должен быть двухслойным, а не скручиваться в веревку. Цвет шляпки и жакета должен максимально совпадать с цветом волос. Шейные платки для дам – это прекрасный элемент, дополняющий ваш образ. Макияж – акцент либо на губах, либо на глазах. Серьги: не висячие, не яркие. Носки: чем ниже линия, тем гуще цвет. Должны быть длинными. Френч маникюр, руки у делового человека всегда на виду, темный лак напоминает грязь, яркий лак хорошо, если он стойко держится на ногтях. Эпитетов не нужно использовать в деловом общении, эмоционировать лицом, телом, жестикуляцией не принято. Иногда жест может заменить лишние слова. Деловому человеку не нужно строить барьеры в общении со своим собеседником. Крайне нехорошая поза – это руки в карманы. Походка: стремительная, не вялая, не разваливающаяся. Плечи должны быть развернуты, спина прямая. Первым открывает дверь тот, кто оказался первым у двери. Нужно первым дать выйти человеку. Если женщина стоит, то мужчина тоже должен встать. Надо конкретно договариваться о формате встреч.
Знакомство-завязывание новых контактов. Оно должно быть мотивированным для нас, на принципах взаимного уважения и партнерства. Нужно и замотивировать человека. Мужчина представляется первым, младший просит представиться старшего, подчиненный просит разрешений представиться у начальника. Мужчина представляется супружеской паре первым. Представлять нужно по имени-отчеству. Представление членов семьи происходит без называния фамилии, если она общая.
Визитная карточка-фамилия, имя, отчество. Статус телефонов, адрес электронной почты. Больше никаких контактов на ней быть не должно. Если же нужны дополнительные сведения, то нужна новая визитная карточка. Объем – не более 100 штук. Она одноязычна, в двухцветном исполнении, не должно быть фотографии на ней. Для дипломатического протокола используется особый язык. Он введен в оборот во Франции. Анонимные подарки отвергаются – это дурной тон.
Общение по телефону. Нужно быть уверенным, что правильно выбрали тему для разговора, время, нам должно быть удобно, говорить, и нашему собеседнику, мы должны быть четко предсказуемы. С собой обязательно должен быть блокнот и ручка. Обязательно, когда звоните вы, надо ожидать, что трубка будет снята после 3 сигнала для нас, а у собеседника 2. Трубку нужно снимать непоспешно, тогда хорошо устанавливается хорошая связь. После 5 сигнала включается автоответчик. Если на автоответчик – сначала представляетесь (Здравствуйте Петр Петрович, это Ирина Петровна, агент…., прошу вас связаться со мной до 15 часов). Нужно обязательно назвать номер своего телефона, контакты. Разговор будет взаимоудобный. Нельзя отвлекать человек от общения по телефону. Свой деловой ресурс надо качественно уметь восстанавливать.
Нельзя обсуждать по телефону:
1. Детали дела
2. Денежные вопросы
3. Личные вопросы
4. Руководство той или иной организации
5. 3х лиц
6. Неуспехи, провалы, неприятности
Отказывать только в реальности. Нельзя выражать соболезнования.
Правила общения по телефону:
1. Дб спланирован как краткое исключительно деловое общение
2. Представляться и приветствовать обязательно
3. Вступительный этап: возможностьобсуждения вопроса, общения, цель звонка.
4. Звонить в точно регламентированное время (9-18)
5. Внятная и четкая речь, хорошоая слышимость
6. Не перебивать гвоорящего
7. Задаваться вопросом уточняющего характера, дава ть возможность задать собеседнику
8. Выказывать значимость клиента для нас
9. Резюме и прощание
Принципы делового этикета.
1. Взаимного уважения. (вести себя так, как др. хотелось бы чтобы вели к тебе)
2. Позитивности. Быть открытым и доброжелательным.
3. (не обязательно)Не присуща эмоциональность.
4. Предсказуемости поведения.
5. Есть только статусные различия, но не половые. Нельзя привлекать внимание к семейному статусу.
6. Принцип уместности. Вести себя нужно сообразно поводу, месту, случаю, людям
7. Меры
Любое деловое общение – общение по делу. Любой человек должен понимать, что эта информация имеет свою ценность и идет строгое правило обмена деловой информации.