Тема 1. Психология сенсорных и перцептивных процессов
С указанием заданий для самостоятельной работы
Студентов и вопросов для самоконтроля
Психология познавательных процессов
Жизнь человека предполагает активное исследование закономерностей окружающей действительности. Познание мира необходимо для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.
Познавательная деятельность - это особая сторона жизни человека, ее разумная сторона.
Познание человеком мира можно разделить на два уровня – чувственный и рациональный. В результате чувственного познания, осуществляемого с помощью органов чувств, у человека складывается картина окружающего мира, его образ. Таким образом, этот уровень познания способен дать нам сведения о внешнем в предметах или явлениях.
Если же необходимо познать внутреннее – связи, отношения между предметами или явлениями, существенные их свойства, то есть выйти за пределы чувственного, необходимо рациональное познание, которое осуществляет мышление.
Однако такое деление – достаточно условно. Психическая деятельность, в том числе и познавательная, существует лишь в единстве, целостности и постоянном взаимодействии всех психических процессов, свойств и состояний личности. Неразрывными частями единого процесса отражения действительности являются и познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, внимание.
Структуру приема информации можно описать следующим образом: раздражитель воздействует на органы чувств, в результате чего в коре больших полушарий головного мозга человека формируются отдельные ощущения. На их основе возникает целостный образ восприятия предмета или явления, который сопоставляется с некими эталонами памяти, в результате чего предмет опознается. Затем при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта человека, посредством мыслительной деятельности происходит осмысление, понимание информации. При этом внимание должно быть направлено именно на прием и понимание данной информации.
Но такая общая схема будет работать для каждого конкретного человека, обладающего определенным жизненным опытом, способностями, чувствами, волей, состоянием здоровья и пр. с некоторыми отличиями.
Таким образом, психология исследует отдельные познавательные процессы, связи, существующие между ними, но главной задачей психологии познания является изучение познания как единого целого, существующего в реальной жизни и деятельности конкретного человека. Студенту, обучающемуся педагогической профессии, надо понимать, что эти психические явления, в частности их учет и развитие в процессе обучения, будут его заботой и задачей в будущей профессиональной деятельности.
Кроме того, будет полезным изучить и проанализировать особенности собственной познавательной сферы для каждого студента, так как ее развитие – залог успешной учебной и профессиональной деятельности.
Тема 1. Психология сенсорных и перцептивных процессов
Специфика познавательной деятельности человека. Структура познавательного процесса.
Происхождение ощущений, их физиологические основы. Виды ощущений. Специфика различных видов ощущений. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и относительного порогов ощущений. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.
Понятие о восприятииОтличия восприятия от ощущений. Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий Основные свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, структурность. Факторы, определяющие интеграцию ощущений в целостные образы. Восприятие пространства, времени и движения. Значение жизненного опыта и умозаключений в восприятии. Развитие ощущений и восприятия.
Задания для самостоятельной работы:
Ощущения:
1. Изобразите графически принципиальную схему строения анализатора.
2. Составьте схему «Виды ощущений у человека»
3. Конспектирование: С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», глава 7 «Ощущение и восприятие»: стр.208-212; 215-217.
4. Ответить письменно на следующие вопросы: Почему каждому учителю необходимо знать особенности зрения и слуха своих учащихся? В чем эти особенности могут выражаться и как их надо учитывать в процессе учебной работы по обучению иностранному языку?
Вопросы для размышления:
Проведите дома следующие исследования:
А) Разведенными на 3мм острыми ножками циркуля прикоснитесь к тыльной стороне кисти руки, к коже предплечья, плеча, кончика носа, щеки. Всегда ли вы чувствуете два укола? Разведите ножки циркуля на 1см. Что чувствуете теперь? Объясните полученные результаты.
Б) Вырежьте из цветной (красной, синей, желтой, зеленой) бумаги круг. В течение 1 минуты пристально смотрите на один этих кругов, а затем переведите взгляд на белый лист бумаги. Что вы видите? Объясните полученные результаты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется ощущением?
2. Каковы органические основы возникновения ощущений?
3. Охарактеризуйте строение анализатора.
4. Какие виды ощущений вы знаете?
5. Каковы функции ощущений?
6. Охарактеризуйте следующие свойства и закономерности ощущений:
- не всякий по силе раздражитель вызывает адекватное ощущение;
- адаптация;
- явление последействия;
- взаимодействие ощущений;
- компенсация ощущений.
Задания для самостоятельной работы:
Восприятие
1. Составление схемы «Виды восприятия».
2. Работа по учебнику Ж. Годфруа (том 1): прочитать материал на страницах 181-234, выполнить задания для самопроверки на стр. 234-238, проверить правильность выполнения с помощью ключа.
3. Эссе «Восприятие человеком окружающей предметной среды: почему человек должен жить в эстетичной и функционально организованной среде» ( Выполняется по желанию)
Вопросы для размышления:
1. Вы, наверняка, знаете детские стихи:
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы, у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре!
Почему киска С.Я.Маршака увидела так мало?
2. Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и в старости? Какие еще примеры субъективной оценки времени Вы знаете?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется восприятием?
2. Чем отличается восприятие от ощущения?
3. Каковы роль движения в возникновении образов восприятия?
4. Каковы основные свойства восприятия?
5. Как происходит восприятие времени, пространства, движения?
6. Что такое произвольное и непроизвольное восприятие?
7. Какие нарушения восприятия встречаются?
8. Что такое сенсорная депривация и каковы ее последствия для человека?
Основные понятия темы:
Ощущение. Анализатор. Рецептор. Афферентные нервные пути. Корковый (центральный) отдел анализатора. Экстерорецептивные ощущения. Интерорецептивные ощущения. Проприоцептивные ощущения. Нижний порог ощущения. Верхний порог ощущения. Порог различения (дифференциальный порог) ощущений. Адаптация. Сенсибилизация. Контраст ощущений. Синестезия. Сенсорная депривация.
Восприятие. Перцептивное действие. Целостность. Осмысленность. Обобщенность. Предметность. Структурность. Константность. Апперцепция. Иллюзии восприятия.
Тема 2. Внимание
Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общении людей. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, объем. Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, чувственное и интеллектуальное. Развитие внимания: низшие и высшие формы внимания (концепция Л.С.Выготского). Развитие внимания в процессе учебной деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составление таблицы «Виды внимания»
Вид внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Физиологические механизмы |
Непроизвольное | |||
Произвольное | |||
Послепроизвольное |
2. Творческое задание: придумайте 3-4 упражнения или игры, направленных на развитие внимания у младших школьников.
3. Конспектирование: Л.С. Выготский «Педагогическая психология», глава 7 «Психология и педагогика внимания». Насколько сегодня, в свете новых психологических и педагогических данных, значимы эти материалы?
Вопросы для размышления:
1. По мнению М.Пришвина, «Внимание – это основной питательный орган души – всякой души одинаково, великой и маленькой…» Согласны ли вы с этим? Выскажите свое мнение.
3. П.Флоренский: «Гений есть внимание».
Подготовьте психологическое эссе на данную тему.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется вниманием?
2. Каковы физиологические основы внимания?
3. Какие функции выполняет внимание?
4. Какие виды внимания можно выделить?
5. Дайте характеристику свойств внимания (устойчивость, объем, распределение, концентрация, переключение)
6. Как происходит развитие внимания у ребенка?
7. Каковы основные приемы активизации внимания на уроке?
Основные понятия темы:
Внимание. Непроизвольное внимание. Произвольное внимание. Послепроизвольное внимание. Ориентировочный рефлекс (рефлекс «Что такое?»). «Доминанта». Объем внимания. Устойчивость внимания. Распределенность внимания. Переключаемость внимания. Концентрация внимания. Рассеянность.
Тема 3. Психология памяти
Понятие памяти. Значение памяти в жизни и деятельности людей. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени сохранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Связь кратковременной памяти с долговременной. Смысловая организация материала в долговременной памяти. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемических средств: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Индивидуальные различия памяти у людей. Различные приемы улучшения памяти. Развитие памяти в процессе обучения иностранному языку.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить схему «Виды памяти»
2. Конспектирование: Годфруа Ж. «Что такое психология», том 1, стр. 348-360, 377-389
3. Найдите объяснение следующим фактам:
А) Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое?
Б) Имена людей, которых мы хорошо и давно знаем, часто «выпадают» из памяти и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.
В) Ученик, который хорошо знает стихотворение, при ответе на уроке от волнения сбивается и даже забывает отдельные части.
Г) Ученик, отвечая на уроке, воспроизвел материал очень неполно. Ему была поставлена удовлетворительная оценка и сделано замечание, что он дома мало занимается. Ученик ответил, что дома занимается много (это же подтвердили родители).
4. Объясните с позиций современной психологии следующие афоризмы ( можно выбрать один из них):
А) Кого редко видят, того скоро забывают (Джон Хейвуд).
Б) То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти (Вольтер).
В) Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным (Самюэл Джонсон).
Г) Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка).
Вопросы для размышления:
Какие виды памяти развиты у вас? Используете ли вы мнемические приемы? Какие недостатки вашей памяти мешают полноценной работе и можно ли от них избавиться?
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение памяти как психологического явления.
2. Каковы основные мнемические процессы? Дайте их характеристику.
3. Чем отличаются образы памяти от образов восприятия?
4. Каковы виды памяти?
5. В чем заключаются физиологические основы памяти?
6. Что такое мнемические приемы?
7. Почему память занимает центральное место в познавательной деятельности?
8. Можно ли развивать память? Каким образом?
Основные понятия темы:
Память. Мнемические процессы. Запоминание. Сохранение информации. Забывание. Воспроизведение информации. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Непроизвольня память. Произвольная память. Механическая память. Сенсорная память. Иконическая память. Кратковременная память. Долговременная память. Промежуточная память. Узнавание. Воспоминание. Припоминание. Реверберация памяти. Представления.
Тема 4. Воображение
Понятие воображения, его основные отличия от образов восприятия и памяти. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическим состоянием. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Развитие воображения в процессе обучения иностранному языку.
Задания для самостоятельной работы:
1. Придумайте 2-3 задания для развития воображения школьников на уроке иностранного языка.
2. Конспектирование: С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии»: Глава 9 – Воображение.
3. Составьте схему « Виды воображения».
4. Письменно приведите примеры проявления психологических механизмов воображения.
5. Читать: Л.С. Выготский «Педагогическая психология», глава 8, стр.186-189 «Воспитание имагинативного поведения».
6. Прокомментируйте следующие афоризмы ( можно выбрать один афоризм, который Вам особенно интересен):
А) Воображение – «предтеча разума» (Гете)
Б) Воображение – лукавый учитель (Паскаль)
В) Безумцы прокладывают пути, по которым следом пойдут рассудительные. (Досси)
Г) Мечта – могущественнее реальности. И может ли быть иначе, если сама она – высшая реальность? Она – душа сущего. (Франс)
Вопросы для размышления:
Как сказывается развитость или скудность воображения на личности человека? В чем это будет проявляться?
Вопросы для самоконтроля:
1. Что называется воображением?
2. Чем отличаются образы воображения от образов восприятия и памяти?
3. Каковы основные функции воображения?
4. Какова физиологическая основа восприятия?
5. Чем отличается активное воображение от пассивного, воссоздающее от творческого?
6. Каковы формы трансформации реальных образов и представлений, приводящие к рождению образов воображения?
Основные понятия темы:
Воображение. Активное воображение. Творческое воображение. Воссоздающее (репродуктивное) воображение. Пассивное воображение. Реалистическое воображение. Фантастическое воображение. Агглютинация. Акцентирование. Гиперболизация. Литотизация. Превращение. Аллегория. Схематизация. Структурирование.