Прикладная социальная психология в сфере экономики
Прикладная социальная психология взаимодействует с экономикой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение нововведений в экономической системе, изучение и формирование общественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетинговая деятельность); личностном (консультирование и обучение предпринимателей, менеджеров и руководителей).
Макроэкономика и прикладная социальная психология особенно эффективно взаимодействуют в условиях глобальных перемен в общественной жизни, в условиях так называемого переходного периода. Любые мероприятия на социальном уровне наиболее успешно и быстро осуществляются только в том случае, когда характер этих мероприятий соответствует системе национальных норм и ценностей, социальных стереотипов и мифов. Изучение специфических особенностей восприятия обществом экономических внедрений, построение социальных прогнозов, проведение социально-психологических экспертиз и выдача рекомендаций властным структурам позволяют быстро провести изменения. Сегодня в нашей стране основной проблемой является отсутствие широких достоверных национальных исследований в области экономической психологии, в то время как зарубежный опыт используется без учета российской специфики.
Для прикладной социальной психологии представляет интерес такая проблема макроэкономики, как построение гармоничной системы экономических отношений в виде рынка определенного типа.
Условно можно выделить два базисных типа общественно-экономических отношений: «восточный» и «западный». Для такого разделения подходит критерий выраженности в обществе идеала коллективности-индивидуальности. И если коллективность в любых делах желательна в «восточном» обществе, то в «западном» идеалом служит образ сильного и успешного индивидуалиста.
«Восточная», в частности японская, экономика в большой степени ориентирована на общественное, групповое сознание, на достижение совместного благополучия. Работник японской фирмы склонен настолько тесно отождествлять себя с предприятием, что на вопрос о занятии (профессии, должности) называет фирму, в которой он работает [12]. «Западная» экономическая система работает в соответствии с идеалом индивидуального продвижения и успеха в жизни.
Основные различия двух типов рыночных отношений представлены в сравнительной таблице.
«Восточный» тип рыночных отношений | «Западный» тип рыночных отношений |
1 . Преимущество кровного родства, четкая иерархия | 1 . Преобладание демократических отношений («все равны») |
2. Совместное принятие решений | 2. Единоличное принятие решений |
3. Важность общественной поддержки или осуждения | 3. Принцип «Выживает сильнейший» |
4. Слабое, но «распространенное» в экономике государство | 4. Сильное государство, на равных участвующее в экономической жизни |
5. Индивидуальное благополучие достигается через общественное благосостояние | 5. Общественное благополучие достигается через частный интерес |
6. Конкуренция на основе сотрудничества | 6. Жесткая конкуренция |
7. Маркетинг: «Пусть говорят продавцы» | 7. Маркетинг: «Пусть говорят товары» |
Эти два противоположных типа экономической системы образуют континуум, в поле которого располагаются (условно) рыночные системы различных стран.
Примерами успешных экономических систем, представляющих противоположные полюса этого континуума, являются японская и американская экономические модели.
Интересна история формирования японского стиля управления, который в значительной степени повлиял на эффективность национальной экономики. Он синтезировал традиционные культурные ценности и передовые западные технологии управления.
После Второй мировой войны Япония оказалась в режиме американской оккупации. Предприятия были разрушены, старые довоенные управленческие кадры подверглись «чистке». На их место пришли молодые администраторы, которые попытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и воспринять новые идеи. Американские методы, которые вначале внедрялись без учета национальной психологии, оказались неудачными. Вместе с тем они способствовали формированию особого стиля мышления.
В результате проведенных реформ японская система управления вобрала в себя особенности национальной и американской моделей. В частности, она включает в себя элементы, не свойственные американскому подходу к управлению экономикой: пожизненный найм работников и процесс коллективного принятия решений.
Успех экономических нововведений определяется степенью их соответствия национальной психологии, ментальности. Поэтому необходима квалифицированная социально-психологическая экспертиза проводимых реформ с учетом российской ментальности.
Наряду с деятельностью по оказанию помощи властным структурам, связанной с повышением их социально-психологической компетентности, практический социальный психолог имеет большие возможности в работе с населением, перед которым стоит задача адаптироваться к происходящим изменениям. Просвещение людей через средства массовой информации, популярную литературу относительно способов и методов приспособления к новым условиям является важным фактором социальной психогигиены, снятия социальной напряженности [6].
Для экономической психологии большое значение имеет проблема человеческих ресурсов, рынка труда. Негативное влияние на данную проблему оказывает массовая безработица.
В связи с этим необходима разработка масштабных социальных программ, направленных на поддержку безработных не только через материальное субсидирование, но и с помощью социально-психологических методов (в том числе участие в учебных группах по освоению навыков общения, психологической реабилитации и адаптации к быстро меняющимся условиям жизни, профориентация населения, освоение новых профессий и т. д.).
С точки зрения экономической психологии представляет интерес анализ рыночных отношений и деятельности экономических институтов, причем как в норме, так и в условиях деформации.
Что касается работы практического социального психолога на среднем экономическом уровне, то в качестве важной можно выделить проблему нововведений в организациях, поскольку именно способность гибко ориентироваться на рынке обеспечивает экономический успех. Не каждая организация может пойти на внутренние изменения даже ради преуспевания. Иногда требуется специальный комплекс предварительных воздействий и психологической работы с персоналом, чтобы подготовить организацию к нововведениям. Существует классификация, выделяющая два основных типа организаций: механистический и органический [11]. Свойства организации, основанной на механистической системе управления, следующие:
1) организация основана на формальном разделении труда;
2) общие цели разлагаются на частные подзадачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
3) организация строится по иерархическому принципу, преобладают вертикальные потоки информации;
4) деятельность работников регламентируется формализованными правилами;
5) контроль и наиболее важная информация концентрируются ближе к вершине организационной иерархии.
Такой тип организации долгое время считался наиболее эффективным, однако со временем стало ясно, что механистическая модель не подходит для решения задач обновления.
Для целей активизации человеческого фактора пригодна иная, во многом противоположная модель - органическая:
1) в организации происходят постоянное перераспределение и корректировка целей, индивидуальных задач и сфер ответственности;
2) преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;
3) делается ставка на инициативу исполнителей;
4) главное - развитие персональных качеств работников, их потенциала.
Прикладная социальная психология на настоящем этапе способна успешно участвовать в решении проблем нововведений в организации через консультирование, обучение персонала, просветительскую деятельность.
Одной из задач экономической психологии является формирование управленческой компетентности руководителей организации, в частности умений по разрешению социальных конфликтов, профилактике и предотвращению забастовок, принятию решений в условиях рынка, планированию стратегического развития организации и маркетинга, управлению корпорациями, предприятиями и персоналом.
Другая важная сфера взаимодействия прикладной социальной психологии и экономики - маркетинг. Потребность в нем все больше ощущается в России, которая уже пережила время дефицита. На рынке развивается конкуренция между импортными и отечественными товарами, между качественными и очень качественными продуктами, между разнообразными изделиями и услугами разных предприятий.
Сегодня нужно заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении хотя бы некоторых свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг [36].
Выделяется два основных подхода к производству товаров: производить принципиально новую продукцию и создавать новый рынок спроса и производить тот товар, который покупают потребители. В первом случае важно делать акцент на информационную подготовку потенциальных потребителей, просвещение и пропаганду тех товаров или услуг, которые вы собираетесь предложить. Во втором случае большое значение имеют активное изучение рынка сбыта, существующего положения на этом рынке, анализ и прогнозирование потребностей населения.
За рубежом проводится множество маркетинговых исследований различного масштаба, начиная с изучения реального и потенциального спроса на определенный товар в небольшом городке и закачивая общенациональными исследованиями ценностей и образа жизни населения [36].
Целью маркетингового исследования является понимание потребностей, особенностей восприятия, мировоззрения клиентов организации, ее конкурентов, дилеров и других значимых для фирмы людей [17]. Больница хочет знать, положительно ли настроены к ней люди, живущие в зоне ее обслуживания; политическая организация желает установить, что думают избиратели о ее кандидатах.
Кроме проведения маркетинговых исследований в систему маркетинговой деятельности входят такие мероприятия, как сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара, анализ факторов макро- и микросреды организации, изучение и прогнозирование моделей покупательского поведения, реклама и пропаганда товара, разработка эффективной коммуникации и многое другое [17]. Участие специалиста по прикладной социальной психологии в этих мероприятиях позволяет провести их более квалифицированно и успешно.
В целях повышения производительности все большее значение приобретают методы расширения участия работников на всех уровнях организации. Один из таких методов, привнесенный в экономическую западную культуру из Японии, - кружки качества. В середине 50-х годов в Японии началась интеграция наук о поведении в обществе с понятиями контроля качества. Если говорить коротко, кружки качества осуществляют выявление проблемы, сбор и анализ данных, выработку решений, оценку достоинств решений, представление рекомендаций и реализацию решений [27]. Наиболее существенной особенностью кружков качества является то, что они позволяют вовлечь более широкий круг работников в процесс решения проблем. Для этого необходимо обучение руководителей групп или кружков и .организаторов-специалистов по групповой деятельности и методу кружков качества, которые обеспечивают разработку и совершенствование программ.
Группы собираются в определенное время с определенной периодичностью, определяют актуальную для повышения производительности проблему и приступают к ее разработке. На определенном этапе к решению проблемы подключаются руководящие работники и оценивают результаты деятельности кружка. Опыт показывает, что большинство предложений к моменту представления их руководителям отработаны настолько тщательно, что принимаются 80-90% проектов.
Специалист в области прикладной социальной психологии участвует в организации работы кружков качества, проводя так называемые методические консультации. Различают три основные формы таких консультаций:
1) консультант работает с группой в тесном контакте, сообщает ей результаты анализа методов работы группы и тонко подводит ее к необходимости искать более эффективные методы. Обычно такие консультации описывают в виде конкретных ситуаций, с трудом поддающихся обобщению;
2) образование бригад направлено на долгосрочные изменения социального климата в группе и формирование более адекватных межличностных отношений;
3) целенаправленные консультации, когда участники подключаются к тщательно разработанной стратегии с целью эффективного решения проблем. Консультант воздействует на состав и размер группы, тщательно структурирует проблему, стоящую перед группой [27].
Для российской реальности кружки качества - дело перспективы. Небольшие мобильные группы людей на разных уровнях организации, работая по этому методу, способны находить нетривиальные решения сложных проблем развития организации, анализировать покупательский спрос. Еще одним преимуществом кружков качества являются вовлечение сотрудников в процесс управления, активизация и помощь рядовых работников в процессе внедрения изменений.
Причинами неудач ряда программ кружков качества являются следующие:
а) отсутствие понимания, одобрения и постоянной поддержки со стороны высшего руководства;
б) нарушение добровольного характера кружков путем уговаривания или принуждения людей вступать в них;
в) ориентация на использование людей, а не на их становление и развитие как личностей;
г) акцент на индивидуальное, а не на коллективное усилие.
Особые проблемы в процессе нововведений возникают на больших государственных предприятиях, которые отличаются консервативностью в сфере управления и производства. Кроме того, плановое хозяйство изначально предусматривало возникновение именно механистических организаций, которые в условиях быстрого изменения экономики с трудом адаптируются к ним.
Что касается акционерных обществ, то корпоративное управление организацией требует специальных умений. Совместная работа в группе предполагает определенную квалификацию ее участников в сфере групповой деятельности и в области привлечения рядовых акционеров к управлению. Социальный психолог-практик выступает в этом случае как обучающий и руководящий консультант.
На личностном уровне экономической системы на первый план выступают проблемы предпринимателя, менеджера и руководителя как субъектов деятельности.
Предпринимательство - новое явление в жизни общества, которое характеризуется прогрессивностью, рискованностью, созидательностью действий. В литературе приводятся интересные данные, различающие характеристики менеджера (т. е. традиционного управленца), свободного предпринимателя (т. е. человека, не скованного организационными рамками) и корпоративного предпринимателя (человека, реализующего свой потенциал в организационном контексте) [19].
Характеристики традиционных менеджеров, свободных и корпоративных предпринимателей (по Р. Хизричу)
Основные мотивы
Традиционные менеджеры (ТМ): продвижение по службе, стремление к власти, престижной должности, большому штату сотрудников.
Свободные предприниматели (СП): стремление к независимости, поиск возможности для проявления творчества, деньги.
Корпоративные предприниматели (КП): сочетание мотивов ТМ и СП.
Степень риска
ТМ: ведут себя осторожно.
СП: рискуют умеренно.
КП: рискуют умеренно.