I. Дистрибутивная справедливость в организации: основные нормы и последствия
Гулевич О.А. СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ: НОРМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Необходимой составляющей работы любой организации является принятие решений. Изучение факторов, оказывающих влияние на их эффективность, является одним из основных разделов организационной психологии. Начиная с 90-х годов 20 века, все большее внимание психологов привлекает феномен справедливости и его влияние на процессы, происходящие в организации. Основная идея подобных исследований состоит в следующем: у людей есть определенное представление о том, какие решения являются справедливыми. Эти представления касаются как исхода, так и процесса вынесения решения. В первом случае речь идет о нормах дистрибутивной справедливости, а во втором - процедурной. Если реальные решения соответствуют этим нормам, люди более позитивно оценивают окружающих, испытывают положительные эмоции и работают более эффективно, чем сталкиваясь с нарушением норм. Возникает четыре вопроса: каковы нормы дистрибутивной и процедурной справедливости? к каким последствиям ведет их нарушение? как дистрибутивная и процедурная справедливость соотносятся между собой? как обучить людей справедливому принятию решений?
I. Дистрибутивная справедливость в организации: основные нормы и последствия
Под дистрибутивной справедливостью понимается справедливость распределения вознаграждения и наказания между участниками взаимодействия. Ее изучение началось в 60-х годах 20 века с демонстрации важности нормы беспристрастности. Впоследствии были выявлены и другие нормы, в соответствии с которыми оценивается справедливость распределения ресурсов.
К настоящему времени описаны шесть основных норм дистрибутивной справедливости.
- Беспристрастность: справедливо, когда вознаграждение/наказание человека зависит от того, какую работу он сделал/какой проступок совершил.
- Равенство: справедливо, когда вознаграждение/наказание делится поровну между всеми участниками взаимодействия.
- ^ Распределение в соответствии со способностями: справедливо, когда более способный человек, совершивший социально желательный поступок, получает большее вознаграждение, а социально нежелательный -большее наказание, чем менее способный.
- ^ Распределение в соответствии с усилиями: справедливо, когда человек, приложивший большие усилия при совершении социально желательного поступка и меньшие - социально нежелательного, получает большее вознаграждение / менее серьезное наказание, чем тот, кто сделал наоборот.
- ^ Распределение в соответствии с потребностями: справедливо, когда нуждающийся человек получает большее вознаграждение/наказание, чем тот, кто не нуждается в них.
- ^ Распределение в соответствии позитивностью личности: справедливо, когда человек, обладающий социально желательными особенностями, получает большее вознаграждение и меньшее наказание, чем «плохой» человек.
Однако лишь две из шести норм играют важную роль при оценке происходящего в организации - беспристрастность и распределение по усилиям. Остальные нормы либо играют значительную роль в личных отношениях, либо вообще не имеют большого значения.
Соблюдение дистрибутивной справедливости в организации приводит к ряду последствий.В частности, оно влияет на оценку людьми своей работы и организации в целом. Дистрибутивная справедливость взаимодействия приводит к удовлетворенности сотрудника своей работой, его включенности в организацию (Lambert, 2003). Например, у японцев разрешение организационных конфликтов, приводящее к достижению групповых целей, увеличивает оценку справедливости происходящего, а это, в свою очередь, ведет к удовлетворенности результатом и включенности в организацию (Ohbuchi, Suzuki, Hayashi, 2001).
Кроме того, дистрибутивная справедливость оказывает влияние на оценку сотрудниками сложившейся в организации практики, связанной с денежной компенсацией производственных травм (Roberts, Market, 2001).
И, наконец, дистрибутивная справедливость позитивно связана с оценкой сотрудниками того, как в организации принято поступать с людьми, получившими повреждения на производстве (Roberts, Markel, 2001).
Однако в целом роль дистрибутивной справедливости в организации мало изучена- Причиной этого является повышенное внимание исследователей к другому виду справедливости - справедливости процедуры вынесения решения.