Часть ii. социальные воздействия 224
ГЛАВА б. ПОЛ, ГЕНЫ И КУЛЬТУРА...............................................................225
■ Различие и сходство полов.........................................................................228
Противостояние: независимость — привязанность.............................229
Социальное доминирование.............................................................232
Агрессия........................................................................................234
Сексуальность................................................................................234
Резюме ..........................................................................................236
■ Эволюция и поведение.................................................................................236
Универсальные нормы ....................................................................237
Эволюция полов: делать то, что естественно......................................239
Пол и выбор партнера ...............................................................240
Пол и гормоны...........................................................................243
Обсуждение эволюционистского направления в психологии...........244
Резюме ..........................................................................................247
■ Культура и поведение...................................................................................247
Противостояние: индивидуализм — коллективизм ............................249
Я-концепция ..............................................................................250
Воспитание детей .......................................................................251
Социальные взаимоотношения.....................................................251
Коммунитарианизм.................................................................253
Социальные роли ...........................................................................256
Роли с высоким и низким статусом..............................................257
Инверсия ролей......................................................................258
Тендерные роли......................................................................259
Тендерные роли зависят от культуры .......................................260
Тендерные роли зависят от эпохи.............................................262
Резюме ..........................................................................................262
■ Заключение....................................................................................................263
Биология плюс культура.................................................................263
Главный урок социальной психологии..............................................264
Резюме ..........................................................................................267
ГЛАВА 7. КОНФОРМИЗМ................................................................................268
■ Классические эксперименты.......................................................................271
Эксперименты Шерифа: формирование норм....................................271
Эксперименты Аша: исследования давления группы..........................275
Эксперименты Милграма: подчинение..............................................278
Чем вызвано подчинение? ...............................................................281
Эмоциональное удаление от жертвы............................................282
Близость и легитимность авторитета............................................283
Институциональный авторитет ....................................................284
Освобождающее воздействие группы (лнбератнвный эффект)........285
Обсуждение классических экспериментов.........................................285
Поведение и установки ...............................................................286
■ Социальная психология
Сила воздействия ситуации.........................................................288
Фундаментальная ошибка атрибуции...........................................290
Резюме ..........................................................................................292
■ Когда проявляется конформизм?...............................................................292
Размер группы...............................................................................293
Единомыслие .................................................................................294
Сплоченность.................................................................................295
Статус ...........................................................................................295
Публичный ответ............................................................................296
Отсутствие предварительных заявлений...........................................296
Резюме ..........................................................................................297
■ Почему проявляется конформизм?............................................................298
Резюме ..........................................................................................299
■ Кто проявляет конформизм?.......................................................................299
Тендер ........................................................................................... 300
Личность .......................................................................................301
Культура.......................................................................................303
Резюме ..........................................................................................304
■ Сопротивление социальному давлению....................................................305
Реактивное сопротивление...............................................................305
Борьба за свою уникальность..........................................................307
Резюме ..........................................................................................309
ГЛАВА 8. УБЕЖДЕНИЕ....................................................................................310
■ Два способа убеждения...............................................................................313
Резюме ..........................................................................................314
■ Слагаемые убеждения..................................................................................315
Кто излагает сообщение? Влияние «коммуникатора».........................315
Кредитность...............................................................................315
Восприятие компетентности.....................................................316
Восприятие надежности «коммуникатора» ................................317
Привлекательность.....................................................................319
Что излагается? Содержание сообщения...........................................320
Рассудок против эмоций.............................................................320
Эффект хорошего настроения..................................................321
Эффект активации страха .......................................................322
Степень расхождения мнений......................................................323
Противостояние обращений: аппелирующие к контраргументам
и нет .........................................................................................325
Первичность против вторнчности.................................................326
Как передается сообщение? Канал коммуникации.............................328
Активно пережитое или пассивно воспринятое..............................328
Противостояние: личное влияние — воздействие средств массовой
коммуникации............................................................................330
Кому адресовано сообщение? Аудитория..........................................333
Сколько им лет? ...........................................
Содержание ■ 11
О чем они думают......................................................................335
Кто предупрежден, тот вооружен — если вы достаточно заинтересованы, чтобы спорить .............................................................335
Отвлечение внимания разоружает ............................................336
Незаинтересованная аудитория использует косвенные намеки ....336 Резюме ..........................................................................................338
■ Примеры исследований убеждения...........................................................339
Втягивание в секты.........................................................................340
Установки следуют за поведением ...............................................341
Уступки приводят к одобрению ...............................................341
Феномен «нога в дверях»........................................................341
Слагаемые убедительности..........................................................343
Коммуникатор.......................................................................343
Сообщение .............................................................................344
Аудитория..............................................................................344
Групповые эффекты ...................................................................344
Убеждение при психологическом консультировании и в психотерапии 346
Резюме ...348
■ Сопротивление убеждению: прививка установок....................................348
Усиление личной определенности.....................................................348
Атакующее убеждение ................................................................349
Развитие контраргументации.......................................................349
Примеры исследований: широкомасштабные программы вакцинации... 350
Прививки детям против курения, которое они начинают под влиянием сверстников..350
Прививки детям против воздействия рекламы...............................351
Следствия......................................................................................352
Резюме ..........................................................................................353
ГЛАВА 9. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ.........................................................................354
■ Что такое группа?.........................................................................................355
■ Социальная фасилитация.............................................................................356
Присутствие других........................................................................356
Массовидность: присутствие большого числа других людей...............360
Почему нас возбуждает присутствие других?....................................361
Боязнь оценки ...........................................................................361
Перегрузка из-за рассеивания внимания.......................................362
Присутствие других как таковое..................................................362
Резюме ..........................................................................................363
■ Социальная леность......................................................................................364
Когда рук много — работа спорится? ..............................................364
Социальная леность в повседневной жизни.......................................367
Резюме ..........................................................................................368
■ Деиндивидуализация....................................................................................369
Вместе мы делаем то, чего не стали бы делать в одиночку...................369
Р 370
■ Социальная психология
Физическая анонимность............................................................370
Возбуждающие и отвлекающие занятия .......................................373
Ослабленное самоосознание ............................................................ 373
Резюме ..........................................................................................374
Групповая поляризация................................................................................374
Дело о «сдвиге к риску» .................................................................375
Интенсифицируются ли мнения в группе?........................................377
Эксперименты по групповой поляризации.....................................377
Естественно возникающая групповая поляризация........................378
Объяснение поляризации ................................................................379
Информационное влияние...........................................................379
Нормативное влияние.................................................................381
Резюме ..........................................................................................383
■ Огруппление мышления...............................................................................383
Симптомы огруппления мышления...................................................384
Огруппление мышления в действии .................................................387
Предотвращение огруппления мышления..........................................388
Процесс огруппления мышления иллюстрирует принципы влияния
группы ..........................................................................................390
Резюме ..........................................................................................390
■ Влияние меньшинства..................................................................................391
Последовательность........................................................................392
Уверенность в себе .........................................................................393
Отступники со стороны большинства................................................393
Является ли лидерство частным случаем влияния меньшинства?........394
Резюме .................................................................................,........397
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВОСУДИЕ.......................398
■ Что влияет на суждения?.............................................................................401
Показания свидетелей.....................................................................401
Насколько убедительны показания свидетелей? ............................401
Насколько точны свидетели?.......................................................403
Источники ошибок: как конструируются воспоминания.............404
Эффект дезинформации ..........................................................404
Пересказ событий ...................................................................407
Борьба с ошибками ....................................................................408
Подготовка полицейских интервьюеров ....................................408
Борьба с ложными опознаниями..............................................409
Обучение присяжных..............................................................410
Характеристики обвиняемого...........................................................412
Физическая привлекательность ...................................................413
Сходство с присяжными .............................................................415
Указания судьи..............................................................................416
Другие проблемы ...........................................................................419
Резюме ..........................................................................................419
■ Присяжные как индивидуальности............................................................420
Способность присяжных разобраться в существе дела....... л*н\
Содержание ■ 13
Отбор присяжных..........................................................................422
Присяжные, полномочные выносить решение о смертной казни ..........424
Присяжные как группа.................................................................................425
Влияние меньшинства.....................................................................426
Групповая поляризация .................................................................. 426
Милосердие ...................................................................................427
Действительно ли 12 голов лучше, чем одна? ....................................427
Действительно ли 6 голов так же хороши, как 12?.............................428
Из лаборатории — в жизнь: имитированный и реальный суд присяжных .....429
Резюме ..........................................................................................430