Преданность (приверженность) организации: понятие, виды, факторы, препятствия.

Удовлетворенность трудом: понятие, факторы, связь с производительностью, подходы к измерению.

Удовлетворенность трудом (это важная установка)– это приятное позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы, насколько хорошо она обеспечивает важные, с точки зрения работников, потребности.

Факторы:

a) Оплата труда . (Соответствие персональным ожиданиям)

b) Собственно работа (трудовые задания воспринимаются интересными, но не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению)

c) Личностный интерес к работе как таковой (Труд как осознанная и желаемая форма существования человека)

d) Возможности продвижения по службе

e) Стиль руководства и лидерства (способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном , оказывать поддержку)

f) Коллеги по работе (степень компетенции, способность оказывать поддержку –доброжелательность, помощь, совет, комфортность, сотрудничество)

g) Условия работы (чисто, светло, эргономично)

Последствия неудовлетворенности – прогулы, текучесть кадров, безответственность, увольнение, хищения.

Основной метод измерения: анкетирование сотрудников.

Преданность (приверженность) организации: понятие, виды, факторы, препятствия.

Приверженность организации - степень психологической идентификации с организацией, в которой мы работаем (т.е. согласие с ценностями организации)

Факторы:

• мотивы выбора работы (главный мотив – содержание работы, а не заработок);

• мотивация труда и трудовые ценности (совпадение ожиданий относительно удовлетворения основных потребностей);

• особенности трудовой этики (ориентация на работу как основную сферу самореализации, ответственность за результаты выполняемой работы);

• уровень образования (чем выше уровень образованности, тем ниже привязанность);

• возраст (чем человек старше, тем выше его приверженность организации);

• семейное положение (семейные люди более привержены организации);

• удаленность места жительства от места работы (чем дальше, тем меньше готовность к проявлению приверженности).

Организационные факторы, влияющие на степень приверженности организации:

• возможности, которые созданы в организации для удовлетворения основных потребностей персонала (условия труда, оплата труда, возможности для проявления ответственности и инициативы и др.);

• уровень рабочего стресса: в какой степени работа связана с переутомлением, отрицательными эмоциями, нервным напряжением;

• степень информированности работников о проблемах организации;

• степень вовлеченности в решение проблем организации.

Виды приверженности:

a) Аффективная (эмоциональная)– работники отождествляют себя с организацией, воспринимают ее ценности и установки и подчиняются ее требованиям. Связана с воспринимаемой поддержкой со стороны организации.

b) Поведенческая - связь работника и организации, которая основана на периферических факторах вроде пенсионных планов и стажа, которые прервутся, если работник уволится. Работник не воспринимает организационные ценности и цели как собственные.

c) Нормативная - чувство долга, заставляющее работника оставаться в организации и возникающее в ситуации, когда работник чувствует себя обязанным возместить работодателю затраты, связанные с его обучением или тренингом.

Препятствия на пути формирования приверженности.

1. Плохая информированность работников по широкому кругу значимых вопросов.

2. Неразрешенность социальных проблем, социальная незащищенность работников, неуверенность в завтрашнем дне.

3. Неэффективная система стимулирования труда

4. Недостаточное внимание руководителей к подчиненным и к их проблемам

5. Низкий уровень развития деловых, моральных и личных качеств руководителя

6. Неблагоприятные условия труда.

7. Отсутствие профессиональной перспективы, возможностей для роста профессиональной самореализации.

8. Недостатки в управлении и в организации работы

9. Несоответствие квалификации работников и сложности выполняемой ими работы.

10. Плохой моральный климат в коллективе.

Наши рекомендации