Преданность (приверженность) организации: понятие, виды, факторы, препятствия.
Удовлетворенность трудом: понятие, факторы, связь с производительностью, подходы к измерению.
Удовлетворенность трудом (это важная установка)– это приятное позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы, насколько хорошо она обеспечивает важные, с точки зрения работников, потребности.
Факторы:
a) Оплата труда . (Соответствие персональным ожиданиям)
b) Собственно работа (трудовые задания воспринимаются интересными, но не ведут к чрезмерному психофизическому утомлению)
c) Личностный интерес к работе как таковой (Труд как осознанная и желаемая форма существования человека)
d) Возможности продвижения по службе
e) Стиль руководства и лидерства (способность руководителя проявлять интерес и заботу о подчиненном , оказывать поддержку)
f) Коллеги по работе (степень компетенции, способность оказывать поддержку –доброжелательность, помощь, совет, комфортность, сотрудничество)
g) Условия работы (чисто, светло, эргономично)
Последствия неудовлетворенности – прогулы, текучесть кадров, безответственность, увольнение, хищения.
Основной метод измерения: анкетирование сотрудников.
Преданность (приверженность) организации: понятие, виды, факторы, препятствия.
Приверженность организации - степень психологической идентификации с организацией, в которой мы работаем (т.е. согласие с ценностями организации)
Факторы:
• мотивы выбора работы (главный мотив – содержание работы, а не заработок);
• мотивация труда и трудовые ценности (совпадение ожиданий относительно удовлетворения основных потребностей);
• особенности трудовой этики (ориентация на работу как основную сферу самореализации, ответственность за результаты выполняемой работы);
• уровень образования (чем выше уровень образованности, тем ниже привязанность);
• возраст (чем человек старше, тем выше его приверженность организации);
• семейное положение (семейные люди более привержены организации);
• удаленность места жительства от места работы (чем дальше, тем меньше готовность к проявлению приверженности).
Организационные факторы, влияющие на степень приверженности организации:
• возможности, которые созданы в организации для удовлетворения основных потребностей персонала (условия труда, оплата труда, возможности для проявления ответственности и инициативы и др.);
• уровень рабочего стресса: в какой степени работа связана с переутомлением, отрицательными эмоциями, нервным напряжением;
• степень информированности работников о проблемах организации;
• степень вовлеченности в решение проблем организации.
Виды приверженности:
a) Аффективная (эмоциональная)– работники отождествляют себя с организацией, воспринимают ее ценности и установки и подчиняются ее требованиям. Связана с воспринимаемой поддержкой со стороны организации.
b) Поведенческая - связь работника и организации, которая основана на периферических факторах вроде пенсионных планов и стажа, которые прервутся, если работник уволится. Работник не воспринимает организационные ценности и цели как собственные.
c) Нормативная - чувство долга, заставляющее работника оставаться в организации и возникающее в ситуации, когда работник чувствует себя обязанным возместить работодателю затраты, связанные с его обучением или тренингом.
Препятствия на пути формирования приверженности.
1. Плохая информированность работников по широкому кругу значимых вопросов.
2. Неразрешенность социальных проблем, социальная незащищенность работников, неуверенность в завтрашнем дне.
3. Неэффективная система стимулирования труда
4. Недостаточное внимание руководителей к подчиненным и к их проблемам
5. Низкий уровень развития деловых, моральных и личных качеств руководителя
6. Неблагоприятные условия труда.
7. Отсутствие профессиональной перспективы, возможностей для роста профессиональной самореализации.
8. Недостатки в управлении и в организации работы
9. Несоответствие квалификации работников и сложности выполняемой ими работы.
10. Плохой моральный климат в коллективе.