Количественные показатели при исследовании с магнитофоном получают, подсчитывая при прослушивании магнитофонной записи число ассоциаций по типам и в целом

При отсутствии магнитофона и произнесении ассоциаций вслух по секундомеру оцениваются скорость ассоциативного процесса (но общему времени его протекания) и время пауз. Число ассоциаций регистрируются экспериментатором точками или черточками, а преобладающий тип ассоциаций определяется на слух. Опытному экспериментатору удается записывать произносимые исследуемым слова.

При варианте с записью слов исследуемым точно определяется преобладающий тип ассоциаций (оценить скорость ассоциативного процесса не представляет возможным).

Анализ результатов. Метод позволяет кроме свойственных данному исследуемому скорости и преобладающего типа ассоциаций выявить различие этих показателей применительно к трем типам слов-раздражителей. А это помогает оценить эмоциональность и оби культурный уровень изучаемой личности.

Примеры краткой характеристики выполнения задания. Исследуемый К. на все три слова-раздражителя реагирует одинаково ассоциациями по смежности по существу, перечисляет то, что видел вокруг се или в представляемой им картине. Паузы — по нескольку секунд.

У исследуемой Г. быстрые (в пределах 1—2 с) ассоциации с некоторым замедлением только на четверо минуте. Очень мало шаблонных ассоциаций по смежности и много по контрасту. Некоторые ассоциации при прослушивании непонятны, но логично объясняются образами классических стихов или картин, например, стол-карандаш (по смежности) — жезл (по сходств стол — кровь — глаза (по смежности — всплыл в сознании образ картины И. Е. Репина «Иван Грозный убивает сына»). Ассоциации эмоционально окрашены (особенно на третье слово-раздражитель) и свидетельствуют о богатом культурном опыте исследуемой.

Задание 3 Заполнить таблицу в дневнике самовоспитания

  № п\п   Развиваемые психологические процессы и свойства личности     Дата, место и время выпол- нения упражнения   Название и ход выполнения упражнения   .     Результаты упражнения: .   Примечание: эмоциональное состояние до и после выполнения упражнения    
Сенсорно-перцептивные процессы Тренировка сенсорной чувствительности. «Гимнастика для глаз» по методике Шичко – Бейтса. Отработка техники быстрого восприятия текста .Отработка навыков скорочтения с использованием программ «Fast Reader», «Stamina»          

.

Рефлексия:

Проанализируйте степень личностной ориентации вашего собственного образования. Для этого определите соотношение между вашими внутренними и внешне задаваемыми (педагогом, учебником и т.п.): целями, содержанием воспитания, видами деятельности...

Приложение З.

Тема 3.2.

Мнемические процессы с использованием тестовых заданий, практической работы и презентации проекта.

Задание 1.Тест. Прочитайте внимательно, выберите ключевое слово для дополнения суждения

1........................ - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

А) Двигательная память
Б)Эмоциональная память
В)Образная память

Г)Все ответы верны

2. .................... - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.
А) Образная память
Б) Двигательная
В) Эмоциональная память
Г) Все ответы верны

3. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-либо запомнить, называется ..............
А)непроизвольной памятью
Б) произвольной памятью
В) моторной памятью

Г)долговременной памятью

4. ................... такой вид памяти для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.
А)Долговременная память
Б)Кратковременная память

В)Зрительная
Г)Оперативная память

5. .................... обозначают процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.
А) Оперативной памятью.
Б) Долговременной памятью.
В) Эмоциональной памятью.

Наши рекомендации