Что такое власть? Основные требования к менеджеру
Власть (по определению) – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия; политического господства, системы государственных органов.
Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое просто немыслимо без подчинения участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми, связанных с жизнью в обществе.
Власть (согласно концепции одного из немецких философов) – это селекция, выбор; в этом ее назначение и суть. Человеческая реальность такова, что мой выбор зависит от того, каким будет выбор других субъектов, и наоборот: выбор каждого из них зависит от выбора всех остальных, и моего в том числе. Дело власти – структурировать этот выбор одного в зависимости от других. При таком рассмотрении становится неважным, кто и кем управляет, определяющим здесь оказывается выбор, селекция. Происходит перекрестное взаимовлияние, взаимодействие. Следовательно, менеджер делает правильный выбор в зависимости от выбора всех субъектов, вступающих с ним в различные связи и отношения по поводу достижения цели организации, предприятия.
Требования к менеджеру. Одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевают трудности, другие в подобных условиях вызывают недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, которое принял менеджер – свидетельство того, что у него нет набора качеств, необходимых для этого.
Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, то есть управлять вместе с людьми, а не управлять ими; чтобы подчиненные следовали за руководителем, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой находятся. Понимание постоянно меняющейся ситуации и умение управлять людьми – важнейшие компоненты эффективного руководства.
Все это свидетельствует о том, что работа менеджера относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, определяющих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Эти качества могут быть, по крайней мере отдельные из них, как врожденными, так и приобретенными в результате обучения, тренинга, опыта.
В качестве примера: в Великобритании квалификационные требования к личности менеджера включают:
· понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами повышения эффективности управления;
· умение формировать информационные технологии, коммуникации;
· ораторские способности и умение выражать мысли;
· владение наукой и искусством управления людьми, набора кадров;
· способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их поведение и деятельность;
· способность к самооценке собственной деятельности, повышать квалификацию;
· умение оценивать и пополнять не только знания, но и приобретать умения и навыки для использования на практике.
Исследование, проведенное Институтом Гэллапа, показало, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований: здравый смысл; знание дела; уверенность в своих силах; высокий общий уровень развития; способность доводить начатое дело до конца.
Определенный интерес в этой связи представляет концепция ограничений, заключающаяся в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако, присутствуют области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие области действий менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют реализации личных возможностей менеджера. Выделено 11 потенциальных ограничений: неумение управлять собой, размытые личностные ценности и принципы, неясные личные цели, заторможенное личное развитие, неумение решать проблемы (принимать решения), отсутствие творчества в работе (нестандартных подходов), неумение влиять на людей, непонимание специфики управленческого труда, низкие организаторские способности, неумение обучать, неумение формировать коллектив.