Особенности формирования управленческой культурыменеджера
Ральф Стогдилл, проводивший многолетние исследования по выявлению черт и особенностей управленческой культуры менеджеров, выделил основные характеристики руководителя, составляющие его управленческую культуру: ум и интеллектуальные особенности, уверенность в себе, активность и энергичность, знание дела.
В России управленческая этика находится на стадии становления и требует заинтересованного отношения ученых и практиков. Проблемыуправленческой этики рассматриваются как проблемы понимания – понимания человеком самого себя, другого человека в контексте культуры. При этом культура обнаруживает свою мощь и силу, будучи плодоносным деревом, которое ветвится и предстает перед нами не только своим общечеловеческим «стволом», но и обнаруживается в виде контркультуры, субкультуры, культуры управленческой, профессиональной, нравственной.
Обобщая их исследования, мы выделяем следующие нравственные качества менеджера, характеризующие проявления его управленческой культуры:
– нравственная воля – умение добиваться цели, завоевать уважение у людей, развитый самоконтроль;
– гуманизм – уважение к людям, ориентация на их личностное достоинство;
– справедливость – объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, самокритичность, открытость критике;
– профессиональная честность – деловая требовательность, самоотдача в работе, умение говорить правду «в глаза»;
– принципиальность – уважение мнения других, умение отстаивать свою позицию;
– скромность – исполнительность, разумное использование власти, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам;
– толерантность – терпимость к каким-то недостаткам людей, умение прощать обиды, не быть злопамятным.
Названные нравственные качества менеджера, их содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора. Нормальные профессиональные отношения, соединяясь с качеством деятельности, формируют как профессиональную, так и нравственную культуру. Эта профессионально-нравственная культура проявляется разными сторонами: как культура трудовых взаимоотношений, как высокоэффективное производство, как ответственность за свое дело и, наконец, как уважение к коллегам по работе, но, прежде всего, профессионально-нравственная культура обнаруживается в высоком авторитете труда (и особенно человека труда), в ответственном отношении к делу.
Выделяют три уровня культуры: первый – национальная культура; второй – организационная культура, культура данной организации; третий, нижний, уровень – это культура управления, под которой они имеют в виду стиль руководителя: как руководитель реализуется в своих действиях. Национальная культура оказывает сильное влияние на организационную культуру, которая влияет на культуру управления. Но при сильном, волевом руководителе управленческая культура может определить организационную, а в совокупности они могут менять национальную культуру. Так авторы подчеркивают значимость, влиятельность управленческой культуры.
Управленческая культура менеджера рассматривается как культурологическая профессионально-личностная характеристика личности руководителя, представляющая собой социальный опыт, опыт управленческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к управленческой деятельности, совокупность этических норм руководителя. Управленческая культура предстает как способ его профессиональной деятельности.
Процесс формирования управленческой культуры мы рассматриваем как многоуровневый, в ходе которого происходит становление личности будущего менеджера в результате объективного влияния наследственности, среды, образования, целенаправленного воспитания и собственной активности. На основании вышеизложенного можно выстроить поэтапность формирования управленческой культуры в виде иерархической лестницы:
5. Управленческая культура профессиональной сферы.
4. Управленческая культура организации, учреждения.
3. Управленческая культура менеджера.
2. Управленческая культура выпускника вуза.
1. Управленческая культура студента.
Ступенчатость формирования управленческой культуры подтверждает факт, что это достаточно пролонгированный процесс, зависящий от многих факторов. Подчеркнем роль ценностей в управленческой культуре менеджера. По мнению Г. Моргана, специалист «не только придерживается определенных ценностей и правил... но и обладает способностью пересматривать эти ценности и правила в соответствии с изменениями в окружающей среде». В основу структуры ценностей включаются следующие ценностные смысловые компоненты:
1. Ценности-цели раскрывают значение и смысл целей профессиональной деятельности, включающие в себя творческий характер труда менеджера, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения.
2. Ценности-знания раскрывают значение и смысл психологических знаний для осуществления профессиональной деятельности.
3. Ценности-качества раскрывают смысл качеств личности менеджера.
4. Ценности-отношения раскрывают значение и смысл отношений, основные
механизмы функционирования целостной управленческой деятельности.
Следует отметить, что положительным моментом для отечественного образования является следующий факт: в России образование входит в группу так называемых основных ценностей после таких ценностей, как семья, деньги, дружба, справедливость и стабильность. Спрос на образовательные услуги прямо связан с уровнем культуры, причем чем выше уровень культуры, тем более выражена потребность в новых знаниях.
Специалисты в области управления подчеркивают, что «механизм формирования управленческой культуры общества – односторонний и весьма упрощенный, в нем должны быть представлены все необходимые звенья: формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ; мотивация в творческой управленческой деятельности; внедрение инновационных управленческих технологий и изменение к лучшему самих организационных отношений.
Нами уже определена схематично идеальная структура управленческой культуры менеджера (см. рис. 3). В табл. 2 представлено содержание ее основных элементов. Современный менеджер, согласно новым концепциям психологии, трактуется как активный, планирующий, стремящийся к определенным целям и следящий за результатом человек. Установлена тесная взаимосвязь, в которой находятся мотивация и управленческая культура менеджера.
Под мотивацией понимается совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении. Процесс формирования управленческой культуры, его результативность являются существенным условием того, что менеджеры действуют мотивированно. Осознание личностного смысла профессиональной деятельности требует от менеджера достаточно высокой степени активности, способности управлять своим поведением.
Таблица 2