Лекция 10 Эффективность менеджмента организации

Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, это эффективность дей­ствий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность показывает, в какой мере уп­равляющий орган реализует цели.

Эффективность управления составляет часть эффек­тивности производства.

На эффективность управления влияют следующие факторы:

• потенциал сотрудников, их способность выпол­нять работу;

• средства производства;

• культура организации;

• социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.

Нельзя упрощенно подходить к оценке эффектив­ности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты на управление, ибо:

• результат управления не всегда заключается в прибыли;

• прибыль часто выступает как опосредованный результат;

• результат управления может быть не только эко­номическим, но и социальным, социально-эко­номическим;

• затраты на управление не всегда можно доста­точно четко выделить.

Для оценки эффективности производства и управ­ления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие характеризуют конечные результаты:

• объем производства;

• прибыль;

• рентабельность;

• •время и др.

Частные показатели характеризуют использова­ние отдельных видов ресурсов — труда, основных фон­дов, инвестиций:

• темп роста производительности труда;

• материалоемкость продукции;

• фондоотдача.

Эффективность управленческой системы оценивается количественными (экономический эффект) и ка­чественными (социальный эффект) показателями. Количественные показатели включают:

• комплекс трудовых показателей — экономия жи­вого труда в сфере управления (численность, со­кращение трудовых процессов управления) и др.;

• финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);

• показатели экономии времени (сокращение про­должительности циклов управления в результа­те внедрения информационных технологий, орга­низационных процедур).

Качественные показатели включают:

• повышение научно-технического уровня управ­ления;

• повышение квалификации менеджеров;

• повышение уровня обоснованности принимаемых решений;

• формирование организационной культуры;

• удовлетворенность трудом;

• завоевание общественного доверия;

• усиление социальной ответственности организа­ции;

• экономические последствия.

Совершенствование управления организацией, вне­дрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвести­ций. При оценке эффективности инвестиционных про­ектов сопоставляют затраты и результаты от их осу­ществления. При этом необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента срав­нения, так как денежные поступления и затраты в раз­личные периоды не равнозначны.

Планирование и виды планов.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

Виды плана:

1. Стратегическое планирование - выполняется на высшем уровне управления;

2. Тактическое планирование (средний уровень);

3. Оперативное планирование (низший уровень).

Методы планирования:1. Бюджетный - с его помощью можно наглядно представить приток и отток наличного капитала

2. Анализ окупаемости - соотнести и просчитать затраты, доходы и производственные
мощности. 3. Оперативное исследование - использование научной техники и технологии для
анализа проблем и моделирования ситуаций.

Стратегия. Процесс стратегического планирования.

Стратегия - это общий план развития фирмы.

.Стратегическое планирование

Это набор действий и решений, предпринятых высшим руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Стратегические цели предусматривают решение глобальных проблем.

Виды стратегий:

1. Портфельная стратегия - это укомплектование важнейших зон хозяйствования, ее основное назначение - эффективное, сбалансированное и целенаправленное развитие деятельности фирмы, связанное с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров и услуг.

2. Контроль над затратами - когда фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя при этом затраты, что в конечном счете отражается на более низкой цене.

Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность и позволяют привлекать определенные типы работников, однако, данный вид плана должен быть достаточно гибким. Для того, чтобы адекватно реагировать на изменения в окружающей среде. Процесс стратегического планирования включает 4 вида управленческих работ:

1. Адаптация к внешней среде;

2. Координирование операций внутри организации;

3. Распределение ресурсов;

4. Осознание организаторских стратегий, т.е. формирование мышления работников таким образом, чтобы они могли предвидеть возможные ошибки.

Миссия организации.

Миссия организации - это общая цель (причина существования). Остальные цели разрабатываются для ее достижения. Она детализирует статус фирмы, определяет рабочие принципы и ориентиры функционирования организации. Формулировка миссии должна содержать следующее: описание рабочей среды, в которой она функционирует, микроклимат организации, культуру, ценности.

Управленческое обследование организации - это методическая оценка функционально значимых областей, развития и функционирования организации, т.е. анализ ее сильных и слабых сторон. Рекомендуют обследовать следующие зоны:

1.Маркетинг (доля рынка, конкурентоспособность), разнообразие и качество ассортимента, рыночная статистика, разработка новых товаров и услуг, предпродажное и после предпродажное обслуживание.

2. Финансовые операции - их анализ предполагает ответы на следующие вопросы: Каков наш доступ к сырью? Можем ли мы производить дешевле, чем у конкурентов? От скольких поставок мы зависим? Современно ли наше оборудование?

3. Культура и образ корпорации (создается с помощью СМИ, формировании имиджа, отношением администрации к рабочим).

4. Человеческие ресурсы - предполагают оценку и анализ микроклимата группы, формирование различных программ по преодолению конфликтов, стресса, систем мотивации.

Анализ стратегических альтернатив. Выделяются:

1. Ограниченный рост - при этом цели устанавливаются от достигнутого с
поправками, на инфляцию ,применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением; это самый удобный, легкий и не рискованный способ действий, т.к. руководство полагает, что если организация была
прибыльной в прошлом, такой она останется и в настоящем.

2. Стратегия роста - ежегодное повышение цели над уровнем показателей прошлого года. Ее придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации продукции, для того чтобы покинуть рынки, находящиеся в стогнации.

3. Стратегия сокращенного роста - выбирается реже всего, иногда называется стратегией последнего средства. Уровень цели устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Может иметь несколько вариантов:

А) Ликвидация;

Б) Отсечение лишнего;

В) Сокращение;

Г) Переориентация;

Д) Комбинированная стратегия.

Выбор стратегии - имеет целью выбор такой стратегии, которая позволит максимально эффективно достичь цели организации. Высшее руководство должно иметь четкую разделенную всеми программу действий. На выбор стратегий влияют:

1. Риск;

2. Реакция владельцев;

3. Традиции;

4. Факторы времени.

Реализация и оценка стратегий дает основу для запуска очередного цикла планирования. Основными компонентами процесса стратегического планирования являются:

1. Политика;

2. Процедуры;

3. Тактика;

4. Правила.

Наши рекомендации