Лекция 10 Эффективность менеджмента организации
Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, это эффективность действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели.
Эффективность управления составляет часть эффективности производства.
На эффективность управления влияют следующие факторы:
• потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
• средства производства;
• культура организации;
• социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.
Нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты на управление, ибо:
• результат управления не всегда заключается в прибыли;
• прибыль часто выступает как опосредованный результат;
• результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
• затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие характеризуют конечные результаты:
• объем производства;
• прибыль;
• рентабельность;
• •время и др.
Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций:
• темп роста производительности труда;
• материалоемкость продукции;
• фондоотдача.
Эффективность управленческой системы оценивается количественными (экономический эффект) и качественными (социальный эффект) показателями. Количественные показатели включают:
• комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудовых процессов управления) и др.;
• финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
• показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Качественные показатели включают:
• повышение научно-технического уровня управления;
• повышение квалификации менеджеров;
• повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
• формирование организационной культуры;
• удовлетворенность трудом;
• завоевание общественного доверия;
• усиление социальной ответственности организации;
• экономические последствия.
Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций. При оценке эффективности инвестиционных проектов сопоставляют затраты и результаты от их осуществления. При этом необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные периоды не равнозначны.
Планирование и виды планов.
План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.
Виды плана:
1. Стратегическое планирование - выполняется на высшем уровне управления;
2. Тактическое планирование (средний уровень);
3. Оперативное планирование (низший уровень).
Методы планирования:1. Бюджетный - с его помощью можно наглядно представить приток и отток наличного капитала
2. Анализ окупаемости - соотнести и просчитать затраты, доходы и производственные
мощности. 3. Оперативное исследование - использование научной техники и технологии для
анализа проблем и моделирования ситуаций.
Стратегия. Процесс стратегического планирования.
Стратегия - это общий план развития фирмы.
.Стратегическое планирование
Это набор действий и решений, предпринятых высшим руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Стратегические цели предусматривают решение глобальных проблем.
Виды стратегий:
1. Портфельная стратегия - это укомплектование важнейших зон хозяйствования, ее основное назначение - эффективное, сбалансированное и целенаправленное развитие деятельности фирмы, связанное с получением доходов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров и услуг.
2. Контроль над затратами - когда фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизируя при этом затраты, что в конечном счете отражается на более низкой цене.
Стратегические планы придают фирме определенность, индивидуальность и позволяют привлекать определенные типы работников, однако, данный вид плана должен быть достаточно гибким. Для того, чтобы адекватно реагировать на изменения в окружающей среде. Процесс стратегического планирования включает 4 вида управленческих работ:
1. Адаптация к внешней среде;
2. Координирование операций внутри организации;
3. Распределение ресурсов;
4. Осознание организаторских стратегий, т.е. формирование мышления работников таким образом, чтобы они могли предвидеть возможные ошибки.
Миссия организации.
Миссия организации - это общая цель (причина существования). Остальные цели разрабатываются для ее достижения. Она детализирует статус фирмы, определяет рабочие принципы и ориентиры функционирования организации. Формулировка миссии должна содержать следующее: описание рабочей среды, в которой она функционирует, микроклимат организации, культуру, ценности.
Управленческое обследование организации - это методическая оценка функционально значимых областей, развития и функционирования организации, т.е. анализ ее сильных и слабых сторон. Рекомендуют обследовать следующие зоны:
1.Маркетинг (доля рынка, конкурентоспособность), разнообразие и качество ассортимента, рыночная статистика, разработка новых товаров и услуг, предпродажное и после предпродажное обслуживание.
2. Финансовые операции - их анализ предполагает ответы на следующие вопросы: Каков наш доступ к сырью? Можем ли мы производить дешевле, чем у конкурентов? От скольких поставок мы зависим? Современно ли наше оборудование?
3. Культура и образ корпорации (создается с помощью СМИ, формировании имиджа, отношением администрации к рабочим).
4. Человеческие ресурсы - предполагают оценку и анализ микроклимата группы, формирование различных программ по преодолению конфликтов, стресса, систем мотивации.
Анализ стратегических альтернатив. Выделяются:
1. Ограниченный рост - при этом цели устанавливаются от достигнутого с
поправками, на инфляцию ,применяется в зрелых отраслях промышленности со статичной технологией, когда организация в целом удовлетворена своим положением; это самый удобный, легкий и не рискованный способ действий, т.к. руководство полагает, что если организация была
прибыльной в прошлом, такой она останется и в настоящем.
2. Стратегия роста - ежегодное повышение цели над уровнем показателей прошлого года. Ее придерживаются руководители, стремящиеся к диверсификации продукции, для того чтобы покинуть рынки, находящиеся в стогнации.
3. Стратегия сокращенного роста - выбирается реже всего, иногда называется стратегией последнего средства. Уровень цели устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Может иметь несколько вариантов:
А) Ликвидация;
Б) Отсечение лишнего;
В) Сокращение;
Г) Переориентация;
Д) Комбинированная стратегия.
Выбор стратегии - имеет целью выбор такой стратегии, которая позволит максимально эффективно достичь цели организации. Высшее руководство должно иметь четкую разделенную всеми программу действий. На выбор стратегий влияют:
1. Риск;
2. Реакция владельцев;
3. Традиции;
4. Факторы времени.
Реализация и оценка стратегий дает основу для запуска очередного цикла планирования. Основными компонентами процесса стратегического планирования являются:
1. Политика;
2. Процедуры;
3. Тактика;
4. Правила.