Часть ii. основы прикладной социальной психологии
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время стало очевидно, что ни в различных областях социальной практики (политике, экономике и т. д.), ни в процессе подготовки психологов, социальных работников, политологов, социологов нельзя обойтись без прикладной социальной психологии.
Прикладная социальная психология имеет двоякое назначение:
- во-первых, она предназначена для овладения студентами навыками социально-психологической диагностики, консультирования и психотехнологий и является своего рода практикумом;
- во-вторых, она служит руководством к действию для практических социальных психологов.
Развитие прикладной социальной психологии в нашей стране не случайно. Дело в том, что в период кризиса, когда сокращается финансирование фундаментальной науки, ученые обращаются к рыночным источникам - договорной практике. 90-е годы для отечественной социальной психологии стали в этом смысле поворотными, требующими решительной переоценки сложившихся ценностей, норм и принципов профессиональной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы переходят институты, университеты и исследовательские центры.
Стали популярными изучение общественного мнения, консультирование политиков, проведение тренингов, имиджмейкерство и другие многочисленные психотехнологии.
Однако зачастую делается все это непрофессионально, специалистами, не обладающими специальной социально-психологической подготовкой. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, бум, связанный с социальным заказом и применением социальной психологии на практике, с другой стороны, низкое качество результатов социально-психологических исследований и консультаций.
Преодолеть это противоречие - одна из главных задач прикладной социальной психологии.
Надо сказать, что вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, создается не на голом месте.
Достаточно вспомнить работы Г. М. Андреевой, в частности ее известные лекции по методике конкретных социальных исследований (М., 1972); книгу Е. С. Кузьмина и В. С. Семенова о методах социальной психологии (Л., 1977), а также учебные пособия социолога В. А. Ядова «Социологическое исследование: методология, программа, методы» (М., 1987) и «Рабочую книгу социолога», изданную в 1976 г.
Есть конкретное социально-психологическое явление. Есть методы и методики, с помощью которых можно изучить данное явление. Вот это и обязан знать практический психолог. Он не должен напоминать рыбака, который наугад ловит рыбу: какая попадется в сети, такую и ловит, любую, маленькую или большую. Опытный рыбак ловит определенной сетью определенную рыбу. Практический психолог должен поступать точно так же. Только вместо сетей и рыбы он имеет дело с более сложными вещами и явлениями. Что касается социально-психологической диагностики, то здесь следует исходить из самого явления, при этом лишь доскональное знание природы изучаемого социально-психологического явления позволяет, в конце концов, подыскать или создать адекватную методику.
Однако непрофессионалы в области социальной психологии идут другим, сугубо эмпирическим, путем, игнорируя теорию изучаемого явления. Они рассуждают примерно так: «Главное -иметь методики. Запустив их, можно собрать эмпирический материал, в результате что-то и получится». Такой горе-социальный психолог «вооружен и очень опасен».
Чтобы подобного не наблюдалось, нужна подготовка специалистов, которая возможна лишь при наличии соответствующей литературы по социально-психологической диагностике. Еще меньше повезло социально-психологическому консультированию и психотехнике воздействия. Литература по этим вопросам крайне скудная. Впрочем, сейчас этот пробел интенсивно восполняется. Имеются в виду работы по семейному, политическому, организационному консультированию. Что касается социальных психотехнологий, то по этой проблематике издана многочисленная, в основном переводная зарубежная литература и вместе с тем публикации отечественных авторов.
Однако до сих пор не был подготовлен и издан учебник по прикладной социальной психологии, который бы объединял и диагностику, и консультирование, и психотехнику воздействия [2]. Коллектив авторов взял на себя ответственность за подготовку такого рода издания. При этом мы полностью отдаем себе отчет в сложности и риске предпринятого шага.
Сложность и риск связаны с отсутствием единой теории, объединяющей диагностику, консультирование и психотехнику воздействия.
В настоящее время проблемы в области прикладной социальной психологии так и не преодолены. Главная причина - не создана сравнительная прикладная социальная психология. Дело в том, что использование зарубежных методик без их адаптации (экологической и концептуальной валидизации) приводит к серьезным ошибкам, видимости объективности данных.
Не изжито со стороны прикладников стремление всячески угодить власти. Особенно перед выборами. В частности, наиболее ярко это проявилось в недалеком прошлом при изучении общественного мнения о рейтинге политических партий и лидеров. Полученные данные далеко расходились с реальными. Вместо науки получилась пропаганда. Это связано не только с политической ангажированностью, некомпетентностью социологов и социальных психологов, но и с нарушением профессиональной этики, нечистоплотностью.
Западная прикладная социальная психология также находится в кризисном состоянии. Но этот кризис другого порядка. Он вызван иными причинами, которые полезно знать, чтобы учиться на чужих ошибках и не делать своих.
В своей основе вторая часть учебного пособия, посвященная прикладной социальной психологии, носит авторизированный характер, так как построена на едином концептуальном подходе к раскрытию основных проблем прикладной социальной психологии.
Авторы старались дать не фрагментарные, «лоскутные» знания, а целостное, системное представление о прикладной социальной психологии. При этом особый акцент делали на отработке теоретических основ прикладной социальной психологии. Дело в том, что именно в этом видится реальная возможность преодоления кризиса в области социально-психологической диагностики, консультирования и психотехники воздействия.
Структура второй части учебного пособия включает в себя такие основные разделы, как:
- социально-психологическая диагностика конкретных явлений;
- социально-психологическое консультирование в различных сферах;
- психотехника воздействия.
Материалы о социально-психологической диагностики раскрываются по следующей схеме:
1. Операционное определение социально-психологического явления.
2. Индикаторы (показатели) данного явления.
3. Аннотированное изложение психодиагностических методик, пригодных для изучения рассматриваемого социально-психологического явления, краткая характеристика методик (надежность, валидность, устойчивость, выборка, авторство и пр.).
Авторский коллектив признателен всем, кто принял активное участие в обсуждении учебного пособия и своими замечаниями помог в улучшении его содержания. Особую признательность авторский коллектив выражает О. В. Васиной, осуществившей компьютерный набор текста учебного пособия.
Раздел VI. ВВЕДЕНИЕ В ПРИКЛАДНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ