Роль руководителя и работников кадровой службы организации работы по подбору, расстановке и обучению кадров
Говоря о роли руководителей и кадровых аппаратов в этом вопросе, следует помнить, что организация работы по приёму граждан на службу и работу - это непрерывный процесс целенаправленной и планируемой деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, их кадровых аппаратов по количественному и качественному укомплектованию должностей личным составом, регулируемый системой правовых норм и направленный на формирование полноценного кадрового корпуса.
Работа с личным составом основывается на системе знаний о принципах реализации кадровой политики государства, деятельности государственных органов, руководителей и кадровых аппаратов по созданию и обеспечения функционирования системы формирования, развития и использования кадрового потенциала в целях выполнения основных задач, поставленных перед Государственной противопожарной службой.
Отбор кадров организуется кадровой службой и осуществляется под непосредственным руководством начальника органа управления или подразделения Государственной противопожарной службы, выполняющего одну из главных управленческих функций - функцию работы с человеком, с личным составом для принятия обоснованных решений по кадрам на основе организационно-правовых и социально-психологических отношений и факторов, базирующихся на принципах государственной кадровой политики.
В современных условиях, когда роль человеческих ресурсов в эффективном выполнении стоящих перед Государственной противопожарной службой задач возросла руководителю любого уровня управления для успешного руководства подчинёнными необходимо знать о факторах и механизмах влияния на поведение человека, а также об особенностях деятельности различных групп личного состава, их влиянии на личность человека и взаимодействии членов группы.
Роль начальника в этом плане возрастает в той же степени, что и роль сотрудника, работника и как гражданина, и как личности, ведь кто бы ни отбирал кандидата на службу или работу, кто бы ни оформлял необходимые документы, решение о зачислении принимает соответствующий начальник. Контракт от имени МЧС России с поступающим гражданином заключает он, он же несёт и полную ответственность за состояние работы с личным составом.
Учитывая сложный и приоритетный характер профессиональной подготовки личного состава Государственной противопожарной службы руководителю органа управления, подразделения следует осуществлять её планомерно, решая при этом ряд чисто управленческих задач и, безусловно, держать вопросы служебно-боевой подготовки в центре своего внимания, под постоянным контролем, регулярно рассматривать состояние работы по отбору кадров и их подготовки на оперативных совещаниях, заслушивать отчёты начальников подчинённых подразделений и принимать по ним своевременные, а главное обоснованные и взвешенные решения.
От того, как руководитель любого уровня управления поставит работу по отбору и подготовке кадров, как организует работу кадрового аппарата в полной мере зависит успех всей оперативно-служебной деятельности органа управления или подразделения.
Подробнее роль кадровых аппаратов Государственной противопожарной службы в комплектовании личным составом мы уже рассмотрим в рамках предыдущей лекции "Организационно-правовое положение служб управления персоналом".
Заключение
В заключение, подводя итоги рассмотрению данной темы, следует ещё раз напомнить, что организация работы по отбору граждан на государственную службу и работу в Государственную противопожарную службу, являясь сугубо управленческой функцией, представляет из себя планомерную деятельность органов её управления и подразделений с их кадровым аппаратом по комплектованию должностей рядового и начальствующего состава, военнослужащих, там где имеются соответствующие должности, а также работников и другого гражданского персонала. Процесс этот не может быть стихийным, поскольку он регулируется правовыми нормами, планируется и преследует только одну цель - создание нормальных боеспособных коллективов сотрудников, военнослужащих и работников органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, способных эффективно решать стоящие перед ней задачи.
Рассмотрение данной темы будет завершено шестичасовой деловой игрой, в рамках которой слушатели покажут свою подготовленность к решению не очень сложной, но часто встречающейся в повседневной работе руководителя любого ранга, проблемы - подбор кандидата на вакантную должность начальника пожарной части.
Список использованной литературы:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Официальное издание, Москва, 1995.
2. Закон Российской Федерации от 18.04.91 "О милиции". Российская газета от 16 мая 1991 г.
3. Закон Российской Федерации от 10.07.92 N 3267-1 "Об образовании". Российская газета от 31.07.92.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации.
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел российской Федерации".
6. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 N 4202-1.
7. Постановление Совета Министров - Правительства российской Федерации от 23.08.93 N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации", объявленное приказом МВД России от 06.10.93 N 460 "О реорганизации противопожарных и аварийно-спасательных служб органов внутренних дел Российской Федерации".
8. Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.08.93 N 849.
9. Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 940 "Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования", официальное издание Госкомвуза, Москва, 1995.
10. Приказ МВД России от 14.12.99 N 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
11. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утверждённая приказом МВД России от 14.12.99 N 1038.
12. Приказ МВД России от 17.05.94 N 160 "Об утверждении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органах внутренних дел Российской Федерации".
13. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органах внутренних дел Российской Федерации", утверждённая приказом МВД России от 17.05.94 N 160.
14. Приказ МВД России от 17.05.95 "О дополнении Инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел российской Федерации".
15. Приказ МВД России от 18.02.93 N 67 "Об утверждении типовых штатов подразделений пожарной охраны и типовых структур противопожарных аварийно-спасательных служб МВД, ГУВД, УВД".
16. Приказ МЧС России от 25.12.2001 № 551 "Об утверждении Перечня должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы".
17. Совместное указание ГУК МВД России от 08.02.2002 № 21/6/824 и Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России от 11.02.2002 № 2/18-80.
18. Государственная служба (комплексный подход). Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук Оболонского А.В. Издательство "Дело", М., 2000.
19. Ковалёв А.Г. Руководителю о работнике. Практический опыт изучения личности. М. Экономика, 1988.
20. Книга работника по кадрам. М.Юриздат, 1985.
21. Колодкин Л.М. Организационные и правовые основы работы с кадрами органов внутренних дел.
М. Академия, 1979.
22. Ожегов С.И., Шведова Т.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азбуковник", М., 1999.
23. Филиппов А.В. Работа с кадрами. М. Экономика, 1990.
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА
Тема № 5 Рабочей программы "Управление персоналом"
================================================= Введение. Понятие оценки персонала. Цели оценки: административные, информационные, мотивационные. Основные элементы оценки персонала: субъект оценки; объект оценки; предмет оценки; процедура получения оценки. Виды оценки: прогностические; практические; периодические. Методы оценки: метод независимых судей; рейтинг; интервью; метод комитетов; метод оценочных центров; оценка рабочих мест; собеседование; аттестация. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления. Заключение.
Рекомендуемая литература:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
4. Закон Российской Федерации 1995 г. « Об основах Государственной службы».
5. Закон Российской Федерации от 18.04.91 "О милиции" ( в редакции 2000 г.)
6.Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 г.№2267 «Об утверждении Положения о Федеральной Государственной службе».
7. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности".
8. Постановление Верховного Совета РСФСР от 18.04.91 "О порядке введения в действие Закона РСФСР милиции".
9. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое постановление Верховного Совета РСФСР от 23.12.92 N 4202-1.
10. Инструкция "О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", утверждённая приказом МВД России от 14.12.99 N 1038.
11. Приказ МЧС России от 25.12.2001 "Об утверждении Перечня должностных лиц и их полномочий по назначению на должности, освобождению от должностей, присвоению специальных званий и увольнению со службы лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы".
12. Совместное указание ГУК МВД России от 08.12.2002 № 21/6/824 и Департамента кадров и подготовки персонала МЧС России от 11.02.2002 № 2/18-80.
В в е д е н и е.
Уровень профессионализма и компетентности, организованности и служебной этики личного состава Государственной противопожарной службы, его готовности и способности стоять на страже жизни, здоровья граждан и всех видов собственности от огня, обеспечивать неуклонное соблюдение требований законов в области пожарной безопасности приобретает в современных условиях исключительную важность, ибо от этого в решающей степени зависит не только состояние борьбы с пожарами в стране, но и укрепление государственности, формирование единого правового пространства.
Не будет преувеличением сказать, что перспективы организации работы с кадрами в начале двадцать первого века будут напрямую связаны дальнейшим становлением государственной службы, что ставит задачи:
- разработки новых квалификационных требований к сотрудникам, работникам и кандидатам на службу, учитывающих совокупность профессиональных, психофизиологических, морально-этических качеств, необходимых для осуществления конкретной служебной деятельности, создание механизма их определения, его нормативное закрепление;
- введение новой системы аттестации кадров, проведение квалификационных проверок и экзаменов, стимулирующих личный состав к эффективной и творческой служебной деятельности, раскрытию и развитию индивидуальных способностей.
Для достижения таких высоких целей, нужно, естественно, система объективной и комплексной оценки профессионально значимых качеств кадров, способствующая реализации принципа профессионализма на практике.
Принцип профессионализма государственной службы имеет соответствующую законодательную и иную нормативно-правовую основу.
Это прежде всего нормы Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 13 и 15, устанавливающие соответственно меру и принципы политической и идеологической свободы в России, политические права граждан, в том числе - равный доступ к государственной службе, а также нормы, содержащиеся в Законах Российской Федерации "Об основах государственной службы", (1995 г.), "О милиции" (1991 г.,в ред. 2000 г.), "О пожарной безопасности" (1994 г.), в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (1992 г.) и указе Президента Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" (1993 г.).
Этими государственными нормативно-правовыми актами регламентируются все аспекты профессионализма государственной службы. Учитывая, что личный состав ГПС МЧС России, являющейся правопреемницей ГПС МВД России, состоит из сотрудников, на которых в полной мере распространяется Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, и работников, служебно-трудовые отношения которых регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, должен напомнить вам, что все сказанное об оценке кадров органов внутренних дел имеет прямое отношение ко всем категориям персонала нашей службы. Впрочем, об этом мы уже говорили в предыдущей лекции.