Особенности построения взаимоотношений студента с сокурсниками

Взаимоотношения в студенческой среде в немалой степени < ределяются общим культурно-историческим (и социально-экой мическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения дентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений Мб ду людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие-| готовые «образцы» таких отношений. Их диктует сама жизнь. И1 это приходится учитывать или тактично (ненавязчиво) коррек| ровать своими собственными взаимоотношениями с реалы-людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.

Кроме того, студенты постепенно начинают копировать и ' ношения, складывающиеся среди их преподавателей и науч* руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому таки остается надежда, что будущие психологи-профессио*

могут взять все лучшее во взаимоотношениях своих учителей, а яе только будут зависеть от стереотипов поведения, пропаганди-«уемых средствами массовой информации и создаваемых обыч­ными обывательскими примерами.

Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов.

Проблема взаимоотношений со студентами разных курсов. Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого-педаго­гических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровитель-ственность» со стороны студентов старших курсов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льго­тах» старшекурсникам при расселении в более «привилегирован­ные» комнаты общежития, в предоставлении им больших воз­можностей при пользовании библиотекой, в проведении собствен­ных исследований, в большем внимании к ним со стороны попу­лярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «де­довщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно кем-то из студентов млад­ших курсов это может восприниматься как некая проблема. Самое простое здесь — поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения со студентами старших курсов, с моло­дыми аспирантами или учеными, что обычно и происходит уже на первых курсах.

Конечно, кому-то из сокурсников (учащихся одного курса), может не понравиться, что кто-то вступил в более дружеские от­ношения с некоторыми «престижными» преподавателями и уче­ными. Но, вероятно, и к этому следует относиться с понимани­ем, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налажи­вать «нужные» деловые контакты во многом зависит и професси­ональный и жизненный «успех» молодого психолога, а психоло­гический вуз является для этого своеобразным полигоном.

Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные слож­ности. Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» сво-его однокурсника в налаживании хороших отношений с препода­вателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут от­крыть для себя, что суть этих отношений — не настоящая дружба п?еподавателя и студента, а соображения «карьеры» (иногда та-Кое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, °торый поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»). Ревность к популярным пре-с°Давателям может стать основой некоторой неприязни в самих туденческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что-либо по-

Лать и тем более невозможно запретить преподавателям выби-

Ть для себя «любимчиков», а студентам — выбирать себе «куми-*• Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира»...

Проблема построения взаимоотношений в преимущественно вичьих студенческих аудиториях. Эта проблема специфична име* но для психолого-педагогических вузов, где большинство студеь тов — девушки. Для самих девушек такое положение создает слоэ ности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в муже* (или хотя бы в «смешанных») аудиториях, что порождает некото рую неуверенность в себе, которую так важно преодолеть буд щим психологам. К сожалению, проблемы возникают и у студе* тов-юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обил» девушек вокруг, но затем приходит и некоторое «отрезвление поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурс ников как «настоящих» мужчин.

Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессв «психолог» не считается «денежной», и молодой человек, собр ющийся стать психологом, нередко воспринимается как жизнев ный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценное это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не' ствовать свою «никчемность», студент-юноша вынужден неред серьезно «подрабатывать» на стороне и таким образом как-то пс казать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более гополучном положении находятся те студенты, которые нала вают хорошие деловые отношения с преподавателями и учер ми, а те дают им возможность «подрабатывать» в сфере психол<3 го-педагогических услуг.

Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И щ стоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для не! важнее — образование и диплом или «радости студенческой: ни»? Умение как-то совместить эти моменты является искусе вом и требует от студента проявления настоящего жизненно^ творчества. Правда, это позволяет студенту сформировать в се готовность эффективно выполнять разные виды деятельности! частности, хорошо учиться и в то же время зарабатывать себе : «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезно» переутомлению и нервным срывам. Важно правильно оценить св^ реальные возможности и все-таки определить приоритеты свс го развития.

Проблема вхождения в учебно-профессиональную «тусовку». известно, во многих солидных и престижных учреждениях ную роль играет так называемое общественное мнение, котор создается неформальными группами студентов и сотрудников (<" совками»). В этих группах быстро обозначаются свои лидеры,: торые стремятся с помощью зависимых от них людей устанан вать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.

Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яр* и эффектные внешне студенты, молодые преподаватели и

личные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотрудники)- Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно под­держивают» выгодные для себя отношения,' преодолевая в себе чувство зависти и скрытой ненависти друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культиви­руемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонст­ративные позы, ирония по отношению ко всем остальным и т. п.). Читатель прекрасно понимает о чем идет речь, поскольку эти «ту­совки» существуют в незначительных своих вариациях почти вез­де и легко опознаваемы.

Важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение сту­дента включиться в местную престижную социально-профессио­нальную группу — «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподава­телей и администрации. «Студент в тусовке» имеет гораздо боль­ше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую группу, человеку приходится идти на опреде­ленные компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции, и если молодой человек отказывается их вы­полнять, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но приня­тие роли, т. е. соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личнос­ти. И далеко не все готовы на такой компромисс.

В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «ту-' совку» можно выделить:

соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статус­ным, декоративным (в плане одежды и внешнего вида), физио­логическим и другим требования и нормам, характерным для дан­ной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответ­ствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус;

ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной груп­пы, даже если они несколько расходятся с его собственным мне­нием);

ограничение в плане построения своей карьеры (или основа­ний для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значи­тельно помогает («подстраховывает») человека, особенно в пери-°Д его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, <<тУсовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывал­ся», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли. Напри-МеР, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов





наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного! социального статуса;

терпеливое отношение к различным домогательствам и о( со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от цг> «приколов», которые доставляют удовольствие многим чле| «тусовки», и кончая сексуальными домогательствами);

ограничения по отношению к своему досугу и различным! лечениям («тусовка» часто стремится контролировать не тс деятельность в данной организации, но и весь образ жизни че века) и т. п.

Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше,) требуют от него взамен. Но иногда человек чувствует, что вырваться из данной «тусовки» и освободиться от обязате перед членами этой группы. Возникает проблема безболезне выхода из учебно-профессиональной студенческой (или даже давателъской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым * платить» за такое самовольство, а также просто иметь предста ние о том, какая это может быть «плата». Например, спле наговоры, откровенное вранье. Или отказ в помощи при реше каких-то формальных или неформальных проблем. Или остра (при успешном решении карьеры). Здесь действует известное! со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживав* пехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обь не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких прс людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас».

В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кс мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны кие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, лирование к старым грехам (например, разглашение личных>1 ретов и слабостей человека) и т. п.

Но самый страшный вариант «расплаты» — это расплата ^ ством собственного достоинства. Различные способы пров человека «на вшивость» — это, прежде всего, проверка его дс инства. Например, в тюрьмах новичка часто проверяют име* наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в ] ре, когда терпение кончается и очень хочется покурить илг пить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при заставляют его как-то унизиться («прокукарекать» или как-т развлечь «братву», кого-то ударить по наводке, раскрыть секреты или даже... вступить в половую связь). И если чеЛ<| ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого ча конфетки), готов унизиться, т. е. продать свое чувство собс ного достоинства, то обычно ему быстро и надолго опреде самое низшее место в данной группе.

Интересно, что даже в преступном мире достоинство И (пусть даже примитивно понимаемые) часто стоят выше

териальных благ, а вот в мире порядочных, да еще и образо-анных людей достоинство все чаще становится разменной «мо-

в погоне за жизненным «успехом».

Иногда в престижных учебных заведениях могут иметься не­сколько конкурирующих «тусовок», это порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в скло-ки и скандалы, возникающие между такими конкурентами. Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить студент-психолог в вузе — профессиональные знания и способ науч-ного познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «ли­дерство» групп самих студентов?

Особенности организации досуговой и внеучебной деятельности студента-психолога

Как известно, эффективность учебной деятельности в немалой степени зависит от организации студенческого досуга. Но сам та­кой досуг (или его отсутствие) во многом определяет и формирова­ние профессионального самосознания будущего психолога, и его от­ношения к психологии, и то, что называется духом психологи­ческого сообщества, когда бывшим студентам-психологам просто есть что вспомнить и т. п.

К сожалению, само понятие «студенческая жизнь» в послед­ние годы претерпело не самые лучшие изменения. Раньше, в бо­лее благополучные в социально-экономическом плане периоды, у студентов было больше свободного времени и они могли реаль­но потратить его не только на самообразование и профессиональную самоподготовку, но и на реализацию своих талантов во внеучеб­ной и досуговой деятельности. Что бы ни говорили, но в «эпоху советского тоталитаризма» больше, чем сейчас, были распрост­ранены бесплатные студенческие театры и студии, спортивные праздники и соревнования студентов (на любительской основе) и т- п. Кроме того, были еще студенческие субботники и «картош­ки», которые также иногда позволяли раскрываться определен­ным душевным качествам студентов и преподавателей в сложных и нелепых условиях различных «колхозов» и «овощных баз». На этих «мероприятиях», при всей их экономической абсурдности,

асто формировались особые взаимоотношения студентов и пре­подавателей.

В некоторых вузах и по сей день сохранились студенческие тра-

^ Ции (а где-то их даже пытаются развивать), но во многих, осо-

Нно негосударственных психологических вузах ситуация в этом

Чеане очень печальная: нечего будет вспомнить о своей студен-

_ кой жизни. Таким образом, проблема существует и важно хотя

01 °сознать это.

Часто сам факт осознания проблемы постепенно формир5 основу и для ее решения. Применительно к учащимся негосуд ственных вузов, где не занимаются организацией досуга студе| тов, проблема может быть поставлена следующим образом: могут сделать сами студенты для того, чтобы годы обучения в пс дологическом вузе оказались более «насыщенными» и «запоминаю^ мися» ? В той или иной мере такая проблема актуальна почти, всех известных нам психологических учебных заведений. Студе| там-психологам в свободное от учебы время требуется живое ловеческое общение, заинтересованное и спокойное (а где-то да мудрое) обсуждение их учебно-профессиональных, жизненных личностных проблем.

Наши рекомендации