Каких ошибок следует избегать в речи!
ü Не нарушайте логику своих мыслей. Если вы начали говорить о своих профессиональных качествах, то не следует говорить о своих достижениях, а потом вновь возвращаться к профессиональным качествам. Это отвлекает и путает собеседника
ü Не делайте больших пауз между предложениями. Пауза должна привлекать внимание собеседника, а не отвлекать
ü Не говорите, что целью вашего прихода на собеседование в данную компанию является более высокая заработная плата по сравнению с предыдущим предприятием.
ü Не называйте своей целью работы в новой компании повышение по служебной лестнице.
ü Не используйте в своей речи такие фразы как: «я не имею опыта работы», «не знаю каких - либо программ» и так далее.
ü Не говорите напрямую о своих недостатках если вас их просят назвать. Сформулируйте свои недостатки так, чтобы для работодателя они выглядели вашим достоинством.
ü Не ищите недостатков ни в той компании, в которой вы работали (проходили практику), ни в той, куда пришли устраиваться.
ü Не критикуйте своего бывшего руководителя.
ü Не используйте таких фраз, как: «могу выполнять какую-нибудь работу», «изучаю разные программы» и так далее (это спровоцирует у слушателей вопрос: «какие именно?», а это вызовет у вас дискомфорт)
Каких ошибок следует избегать в поведении!
ü Не опаздывайте на встречу с работодателем. Это может испортить общее впечатление о вас.
ü Не начинайте изложение информации сразу после приветствия, выдержите паузу, она необходима, чтобы дать возможность человеку ответить и включиться в общение, а так же она позволяет увидеть то, как партнер откликнулся на ваше поведение и обращение.
ü Не вступайте в контакт, если собеседник занят теми или иными делами.
ü Не начинайте разговор со слов «Я пришел к вам на собеседование…», «мне бы хотелось», а используйте обращения «вы», «вам».
ü Не забывайте обращаться к собеседнику по имени отчеству (об этом вы должны были позаботиться заранее).
ü Не бойтесь открытого пространства. Если вам предложили присесть на стул или кресло на некотором расстоянии от тех, кто проводит собеседование, то необходимо правильно расположиться на сиденье.
ü Не крутитесь и не качайтесь на стуле или кресле – это выдаст ваше волнение.
ü Не избегайте зрительного контакта с собеседником. Внимательно наблюдая за собеседником, вы можете заметить его реакцию на сообщаемую вами информацию и предугадать его поведение.
ü Не демонстрируйте свою модальность (аудиал, визуал, кинестетик). Помните, активная жестикуляция визуала, непроизвольные и несвязанные движения кинестетика или рассудительная задумчивость аудиала, могут выдать не только ваше волнение, но и вызвать раздражение собеседника.
ü Не скрещивайте руки на груди и не сцепляйте кисти рук в замок – это демонстрирует вашу закрытость от собеседника и делает общение менее доверительным.
Это полезно знать!
Будьте требовательными к своему имиджу в общении.
Первое впечатление, формируясь в пределах 20–40 секунд, оказывает огромное психологическое воздействие на последующее восприятие человека человеком. Психологи вывели, что люди при общении обращают внимание в первуб очередь на пять факторов в следующей последовательности:
А) внешний вид человека, в том числе и стиль одежда
Б) осанку и признаки экспрессии, переживаемых эмоциональных состояний
В) поведение
Г) особенности общения
Д) предполагаемые качества личности
В деловом общении партнер воспринимает не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность, а так же признаки подготовленности к встречи. Одежда является неким социальным сигналом, своего рода визитной карточкой. Главное в деловом стиле – опрятность, некоторая педантичность. Если вы аккуратны в одежде, то, скорее всего, будете основательны и аккуратны в делах.
Невербальное поведение человека выступает как показатель индивидуально психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. К невербальным средствам общения относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, - которую недаром называют зеркалом души. С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону (в пространство), когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера, смотрит только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего, «посылает» ему сигналы обратной связи. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим или делаем, относятся плохо, а если на нас обращают слишком много внимания, то это свидетельствует о хорошем к нам отношении.
Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жесты, походка. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты), воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, наклоняться в сторону, и откидываться назад. Человек желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, и находится в свободной, непринужденной позе.
Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Высота голоса, громкость, тембр, ударения, паузы, кашель, смех, вздох, и т.д. дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональное состояние. Быстрая речь отражает взволнованность или обеспокоенность, медленная свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерности или усталости. Речь в деловом общении направленная на то, чтобы убедить собеседника в своей точке зрении, склонить к сотрудничеству. Убедительность определяется:
А) Психологическими факторами, самой атмосферой беседы (доброжелательной, благоприятной).
Б) Культуры речи.
При деловом разговоре нужно употреблять простые, ясные, точные слова, грамотно формулировать свою мысль, делать правильные ударения.
Типичные ошибки слушания:
1. Перебивание собеседника во время его сообщения.
2. Поспешные выводы (заставляют собеседника занять оборонительную позицию)
3. Поспешные возражения (часто возникают при несогласии с высказываниями говорящего. Зачастую, человек не слушает, а мысленно формулирует возражения и ждет очереди высказаться. Затем увлекается обоснованием своей точки зрения и не замечает, что собеседник пытался сказать тоже самое.)
4. Непрошеные советы (обычно дают люди, неспособные оказать реальную помощь. Прежде всего нужно установить, что хочет собеседник: совместно поразмышлять, или получить конкретную помощь.)