Переговорный процесс
1. Встреча и вхождение в контакт.Даже если к вам приехала не делегация, а всего один партнер, его необходимо встретить на вокзале или в аэропорту и проводить в гостиницу. В зависимости от уровня руководителя прибывающей делегации, ее может встречать либо сам глава нашей делегации, либо кто-то из участников, намечающихся переговоров.
Стадия приветствия и вхождения в контакт — начало прямого делового личного контакта. Это общая, но важная стадия переговоров.
Процедура приветствия занимает очень короткое время. Самая распространенная в европейских странах форма приветствия — рукопожатие, при этом первым руку подает хозяин.
Разговор, предваряющий начало переговоров, должен носить характер необременительной беседы. На данном этапе происходит обмен
визитными карточками, которые вручаются не во время приветствия, а за столом переговоров.
2. Привлечение внимания участников переговоров(начало деловой части переговоров). Когда ваш партнер уверен, что ваша информация будет ему полезна, он станет с удовольствием вас слушать. Поэтому вы должны пробудить у оппонента заинтересованность.
3. Передача информации.Это действие состоит в том, чтобы на основе вызванного интереса убедить партнера по переговорам в том, что он поступит мудро, согласившись с нашими идеями и предложениями, так как их реализация принесет ощутимую выгоду ему и его организации.
4. Детальное обоснование предложений (аргументация). Партнер может интересоваться нашими идеями и предложениями, он может понять и их целесообразность, но он все еще ведет себя осторожно и не видит возможности применения наших идей и предложений в своей организации. Вызвав интерес и убедив оппонента в целесообразности задуманного предприятия, мы должны выяснить и разграничить его желания. Поэтому следующий шаг в процедуре проведения деловых переговоров состоит в том, чтобы выявить интересы и устранить сомнения (нейтрализация, опровержение замечаний),
Каждый участник стремится убедить партнера в целесообразности принятия именно своего предложения. Если обнаружились спорные, конфликтные, неприемлемые элементы в позиции партнера, об этом необходимо сразу же поставить его в известность. Можно прямо указать, что, например, данная часть предложения принята быть не может, так как (следуют аргументы) она не соответствует нормам международного права. Одна из форм реакции на неприемлемое предложение — отказ от его обсуждения. Иными словами, на этом этапе аргументы используются не только для того, чтобы убедить других участников переговоров в правильности своей позиции, но и для того, чтобы показать, что в позиции партнеров неприемлемо и не может стать частью договоренности. И все же важнейшая задача данного этапа — достижение взаимопонимания, выработка общей согласованной позиции по ключевым вопросам, что создает предпосылки для определения общих рамок будущего соглашения.
Основным содержанием второго этапа переговоров является определение
рамок возможного будущего соглашения, что позволяет перейти к
третьему, заключительному этапу — согласования позиций и выработки договорных документов. Это этап наиболее интенсивных переговоров с привлечением экспертов. Каждая делегация вносит свои предложения, проекты резолюций, поправок к ним.
Если ход переговоров был позитивным, то на завершающей их
стадии необходимо резюмировать, кратко повторить основные положения, которые затрагивались в процессе переговоров, и, что особенно важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто согласие сторон. Это позволит добиться уверенности в том, что все участники переговоров отчетливо представляют суть основных
положений будущего соглашения, у всех складывается убеждение в
том, что в ходе переговоров достигнут определенный прогресс. Целесообразно также, основываясь на позитивных результатах переговоров, обсудить перспективу новых встреч.
При негативном исходе переговоров необходимо сохранить субъективный контакт с партнером по переговорам. В данном случае акцентируется внимание не на предмете переговоров, а на личностных аспектах, позволяющих сохранить деловые контакты в будущем; т.е. следует отказаться от подведения итогов по тем разделам, где не было достигнуто позитивных результатов. Желательно найти такую тему, которая представит интерес для обеих сторон, разрядит ситуацию и поможет созданию дружеской, непринужденной атмосферы прощания.
Протокольные мероприятия являются неотъемлемой составляющей переговоров, несут значительную нагрузку в решении поставленных на переговорах задач и могут либо способствовать успеху, либо, наоборот, создать предпосылку для их неудачи.
Деловой протокол охватывает широкое поле деятельности: это организация встреч и обслуживание переговоров, ведение записи бесед, обеспечение сувенирами, форма одежды, культурная программа и т.п. Для решения этих вопросов целесообразно создать в организации протокольную группу (2—3 чел.), которая будет заниматься протокольными формальностями.
Согласование позиций целесообразно проводить в два приема: вначале вырабатывается общая формула, а затем детали — это редактирование текста вне зависимости от достижения договоренности относительно рамок будущего соглашения. Договоренность на этом этапе может быть представлена в виде согласованных принципов, структуры документа, совместных директив руководителей делегаций, компромиссного варианта проекта текста.
Итоговые документы переговоров могут иметь различные наименования. Участники вправе выбрать любое из них, однако, как правило, они руководствуются содержанием документа.
Двусторонние договоры составляются на языках договаривающихся сторон, многосторонние — на одном, двух и более языках.
В двусторонних переговорах строго соблюдается принцип альтерната (лат. alternus — попеременный), когда в подлинном экземпляре документа данного договаривающегося государства наименование страны, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте. Более почетное место для подписи — под текстом договора вверху с левой стороны, если имена подписывающихся располагаются в строчку, или сверху, если располагаются в колонку. Другие уполномоченные лица ставят свои подписи в согласованном ранее порядке: либо по алфавиту, либо по жребию.
В многосторонних договорах документ оформляется на одном или нескольких языках. Например, договоры под эгидой ООН составляются, как правило, на пяти языках — английском, французском, русском, испанском и китайском. Наименования стран (договаривающихся сторон) перечисляются в алфавитном порядке, в таком же порядке договор подписывается уполномоченными лицами. Выбор алфавита согласовывается самими участниками.
Иногда подписанию документа предшествует парафирование(на каждой странице ставятся инициалы уполномоченных лиц, подтверждающие, что текст согласован).
По истечении срока действия договор может быть пролонгирован (продлен) или, в связи с выполнением обязательств, его действие прекращается. Договор может быть денонсирован (обычно оговаривается предварительно), когда одно государство уведомляет другое об утрате его силы. Аннулирование договора может быть произведено в одностороннем порядке, обычно в письменной форме, в случае каких-то веских на то оснований.