Развитие уровней личностной зрелости
Введение
Учебно-методические рекомендации по теме «Психология личности» предназначено для самостоятельной работы студентов при изучении данной темы дисциплины «Психология» (раздел "Общая психология"). Тема "Психология личности" изучается на лекции (2 часа) и практическом занятии (2 часа).
Тема "Психология ЛИЧНОСТИ" является важной и актуальной для подготовки профессионально компетентного специалиста. Освоение студентами материала данной темы позволит приобрести знания о психологических особенностях личности человека, их значении для деятельности и общения человека с другими людьми, представление об основных закономерностях развития личности и факторах, влияющих на этот процесс, а также приобрести умения и навыки психологического анализа личности человека.
Использование учебно-методических рекомендаций в процессе изучения темы "Психология личности" дисциплины "Психология" поможет студенту сориентироваться в структуре психологического знания и комплексе проблем, которые исследуются в психологии личности, усвоить ряд психологических понятий, а также подготовиться к контролю знаний по данной теме.
Учебно-методические рекомендации содержат теоретический материал по психологии личности, вопросы для самоконтроля знаний студентами, тестовые задания, ситуационные задачи и практические задания, перечень основной и дополнительной литературы.
Данные рекомендации помогут студентам при выполнении учебно-исследовательской работы, так как оно содержит темы рефератов и литературу для их подготовки.
Информационный блок
1. Понятие о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Структура личности. Компоненты структуры личности
3. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, мотивы и потребности, способности, направленность, характер.
4. Типология темпераментов, классификация потребностей А. Маслоу.
5. Виды способностей, направленности и типы характеров. Акцентуации характера.
Понятие о личности.
Личность - понятие многопланово, она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, педагогики и т.д.
Понятие личности выступает в качестве исходного теоретического понятия психологической науки. Все психические процессы, свойства и качества рассматриваются как принадлежащие конкретному реальному человеку, личности.
При этом понятие «личность» уже, чем понятие «человек».
“Человек” - биосоциальное существо, обладающее, кроме биологических признаков (прямохождение, мозг, руки), членораздельной речью, сознанием, способное целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Эти специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
“Индивид” – отдельный биологический организм, носитель генотипических
свойств человека как биологического вида, единичный представитель человеческого рода. Это понятие применительно и к новорожденному, и ко взрослому, и психически нормальному, и идиоту.
“Индивидуальность” – это понятие обозначает своеобразие, непохожесть личности на других.
Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, психических процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность - это продукт того жизненного пути, который приходит человек, мы всю свою жизнь доказываем и утверждаем ее.
Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надорганической жизни. Его «Я»: имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь - не предопределены. Социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование.
Таким образом, на психическую жизнь человека действуют не только история его развития как животного организма (органический или биологический фактор), но и история развития человеческих обществ (социальный фактор, фактор культуры).
Существуют отличительные особенности индивидного и личностного поведения, которые необходимо различать.
Индивидные свойства представляют собой природную (естественную) основу или предпосылку существования человека как биологического вида.
Рассмотрим некоторые отличительные особенности индивидного и личностного поведения. Поведение животных и маленьких детей соответствует принципу доминирующей потребности, а не принципу «надо», что характерно для зрелой личности. Отношения между животными строятся на основе принципа силы, в то время как у людей они регулируются социальными нормами. Поведение животных подчинено принципу ситуативности, что выражается в повышенной зависимости от актуальной ситуации и в импульсивности. Личностное поведение надситуативно, произвольно и сознательно. Человеческое общество живет в соответствии с определенными общепринятыми социальными нормами и правилами, которые уравновешивают интересы и желания каждого отдельного члена. Существование социальных норм является главным условием существования общества и каждого отдельного его представителя.
Поэтому жизнь в обществе предполагает строгое следование социальным нормам, что в принципе исключает всякую возможность следовать законам и правилам, на которых построено поведение животных. Например, нельзя строить отношения с другими людьми на силовой основе: воровать, отнимать, убивать, грабить и т. п. Нарушение соответствующих норм карается законом. Следовательно, для того чтобы быть полноценным членом общества, человек должен уметь подчинять свое индивидное поведение требованиям социальных норм, то есть быть личностью. Человек является личностью в той мере, в какой он овладел социальными нормами и общественно принятыми способами поведения и, соответственно, своей индивидной (природной) сущностью. При этом у него возникают более или менее устойчивые личностные качества (убеждения, черты характера, самооценка, социогенные потребности и др.), в которых зафиксированы соответствующие способы поведения. Именно они делают личность достаточно устойчивой системой. Личностная сущность особенно ярко проявляется в ситуациях противоречия между индивидными (естественными) желаниями человека («хочу») и требованиями социальных норм («надо»).
Процесс формирования личности достаточно длительный, он начинается буквально с рождения ребенка. Родители и воспитатели организуют усвоение социальных норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях, то есть воспитывают ребенка. Этот процесс идет довольно сложно и требует от ребенка больших усилий.
К 17—18 годам человек усваивает большинство социальных норм и становится сформированной личностью.
Развитие уровней личностной зрелости
В зависимости оттого, в какой степени человек усваивает социальные нормы и способы поведения, выделяют несколько этапов развития и уровней личностной зрелости.
Первый уровень личностной зрелостипредставляет собой такое состояние, когда человек познакомился с социальными нормами и знает, как нужно строить свое поведение, но у него не сформировалась потребность в таком поведении, поэтому, в зависимости от ситуации, он может вести себя по-разному.
На втором уровне личностной зрелостичеловек не просто знает социальные нормы, но у него возникает потребность в социально-нормативном поведении. Только достигнув этого уровня, человек становится сформированной личностью. Личностная зрелость характеризуется наличием убеждений и механизмов совести, которые исключают всякую возможность нарушения социальных норм. На этом уровне зрелости человек сам становится носителем социальных норм и стремится активно утвердить их в реальной жизни. Критическими для тестирования (испытания) личностной зрелости человека являются ситуации искушения, в которых сталкивается его индивидная (биологическая) и личностная (социальная) сущность.
Личность представляет собой высшуюстадию развития человека как целостной системы.
Личность - это субъект своей деятельности и совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, это сложная система отношений к миру вещей, к людям, к себе, обусловленная всей историей его общественного развития.
Психическое отражение создает возможность выбора. Сами по себе побуждения, образы не вызывают строго определенного поведения. Выбор конкретных целей и действий является отдельной задачей, которую решает субъект.
Чтобы субъект мог ориентироваться в социальном, а не только в материальном мире, он должен стать личностью, усвоив нормы и формы общественного сознания.
Таким образом, личность – социальная характеристика человека, проявляющаяся в способности самостоятельно и ответственно определять свою позицию во взаимоотношениях с другими людьми, ставить перед собой определенные жизненные цели и целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя.
Активность личности направлена не только на внешний мир, но и на самого себя: это проявляется в самоизучении, самоанализе, саморегуляции, самосовершенствовании.
Личность это всегда определенная позиция. О зрелой личности можно говорить только у взрослого человека. Новорожденный – индивид, но не личность. Личностью человек постепенно становится под влиянием жизни в обществе, под влиянием воспитания и обучения.
Личность – это характеристика человека с его общественной стороны, с точки зрения его взаимодействий с другими, с точки зрения его социальной деятельности.
Личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Личность может ориентироваться и на негативные нормы и ценности, существующие в обществе. Ярко это видно среди исторических личностей.
О силе личности судят по тому, насколько сильные, существенные изменения она вызывает в жизни людей ближайшего окружения и насколько широк круг таких людей.
Становление личности предполагает изменение человека во всех его ипостасях и измерениях. Особенно серьезную перестройку претерпевает его психологическая сущность. Процессу социализации подвергаются абсолютно все психические функции, восприятие, внимание, память, эмоции, потребности и т. д.
При этом они подвергаются следующим преобразованиям.
1. Из стихийных (непроизвольных) они становятся произвольными, то есть подчиненными воле человека. В таком виде их можно рассматривать как инструменты или орудия личностного бытия и как структурные единицы личности.
2. Из неосознаваемых они преобразуются в осознаваемые, то есть человек начинает выделять их как очень важную часть самого себя, составляющую внутренний душевный мир.
3. Из природных (натуральных) они становятся социальными (культурными). Это означает, что изменяются способы, принципы и законы их работы. Из непосредственных функций они превращаются в процессы, опосредствованные социальными нормами и правилами. Например, социализированная потребность отличается от природной прежде всего способом удовлетворения, привнесенным из социума с помощью воспитания. Именно это и делает их личностными.
Социализация психических функций существенно повышает их эффективность и поднимает их на более высокий уровень. Известный отечественный психолог Л. С.Выготский назвал их высшими психическими функциями. Поэтому личность следует понимать не просто как дополнительное свойство или измерение человека, а как системообразующее качество, в соответствии с которым преобразуется вся его психологическая природа.