Примерная тематика вопросов к экзамену
Задания по дисциплине для итоговой аттестации.
Требования к экзамену
На экзамене студенты должны уметь оперировать основными терминами и понятиями истории литературы советского периода. Они должны показать знание художественных текстов, умение анализировать их в соответствии с достижениями современного литературоведения.
Экзамен включает в себя два этапа:
1. Изложение теоретического материала по тематике курса (два вопроса билета).
2. Аналитическую работу с художественным текстом (многоплановый анализ, чтение наизусть прозаических отрывков и стихотворений).
Примерная тематика вопросов к экзамену
1. Предложите описание термина «серебряный век» русской литературы, указав его границы, течения, представителей. Особое внимание уделите при этом судьбам поэтов «серебряного века» после Октябрьской революции (2-3 автора по выбору). Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.
2. Исторические судьбы России в художественном сознании А. Блока и С. Есенина. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ двух стихотворений авторов.
3. Выявите сущность и цели объединения новокрестьянских поэтов. Проследите особенности трансформации образа Родины на примере поэмы Н. Клюева «Погорельщина» и «маленьких поэм» С. Есенина («Русь», «Русь советская», «Русь уходящая»). Прочитать отрывок из предложенных произведений наизусть.
4. Рассмотрите поэму «Черный человек» как отражение психологического состояния автора и общества. Предложите свою версию гибели С. А. Есенина.
5. Проанализируйте эпическое и лирическое начала в поэме С. Есенина «Анна Снегина». Выявите особенности воссоздания образа лирического героя. Литературная критика 1920 - 30-х годов о творчестве поэта.
6. Объясните сущность восприятия революции С. Есениным и В. Маяковским: общее и частное в понимании происходящего. Предложите историко-литературоведческие комментарии к стихотворениям С. Есенина «Письмо Женщине» и В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». Одно прочитать наизусть.
7. Опишите традиции и новаторство в сатирических произведениях В. Маяковского («Клоп», «Баня»), обратив внимание на особенности языка и перспективы реформирования театрального искусства в понимании В.Маяковского.
8. Рассмотрите понимание социального заказа и его воплощение в творчестве представителей поэзии 1920 - 1930-х годов (Д. Бедного, М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого и др.). Характеристика творчества одного поэта по выбору. Прочитать стихотворение наизусть.
9. Опишите литературные группировки 1920 - 30-х годов. Сущность и отличительные черты ЛЕФа, конструктивистов, пролеткульта, «Серапионовых братьев» и др. Политика государства в области литературы («О политике партии в области литературы», «О перестройке литературно-художественных организаций»).
10. Представьте понимание М. Горьким революции. Идеалистические представления и объективная реальность в «Несвоевременных мыслях» автора.
11. Рассмотрите социально-исторический и философский аспекты романа М. Горького «Дело Артамоновых». Виды правды и теория возвратности зла в произведении.
12. Опишите особенности циклизации пьес М. Горького 1930-х годов. Способы циклизации. Две редакции М. Горького «Вассы Железновой»: сходства и различия. Причины обращения автора к дореволюционным темам.
13. Проиллюстрируйте сущность самгинщины как социального явления русского общества рубежа веков (по роману-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина»). Принципы отражения действительности в романе-
14. Рассмотрите исторические события и способы типизации действительности в романе-эпопее М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Роман-эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» как «движущаяся панорама десятилетий».
15. Обоснуйте значимость нравственно-психологических проблем и их художественного воплощения в прозе о революции и гражданской войне (И. Бабель, А. Серафимович, Б. Пильняк, Б. Пастернак, А. Фадеев, М. Шолохов и др.) Анализ 2-3 произведений по выбору.
16. Расскажите о И. А. Бунине – представителе первого потока эмиграции. Противоречивость оценки революционных событий в его «Окаянных днях». Знание творчества И. А. Бунина для формирования эмигрантской литературы.
17. Объясните нравственно-религиозные искания Б. Зайцева и И. Шмелева и их отражение в произведениях авторов. Анализ двух произведений по выбору.
18. Расскажите о поисках идеального человека в романе А. Фадеева «Разгром». Эволюция характеров главных героев.
19. Опишите общественную и литературную деятельность А. Фадеева, указав на причины самоубийства.
20. Обоснуйте значимость героико-романтического начала в изображении гражданской войны и революции в произведениях А. Фадеева «Разгром», Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Шолохова «Донские рассказы». Сравнительно-сопоставительный анализ произведений, литературно-культурологический комментарий к характерам главных героев.
21. Определите стилевые особенности романов И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок». Преемственность сюжетной реализации повествования.
22. Сформулируйте приемы изображения комического в повествовании Н. Тэффи, А. Аверченко, М. Зощенко, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова (анализ творчества писателей по выбору)
23. Расскажите о проблематике и художественном своеобразии романа Е. Замятина «Мы». Значение произведения для мировой литературы ХХ века.
24. Определите значение мифологических параллелей в сюжетно-композиционной организации романа-антиутопии Е. Замятина «Мы».
25. Обоснуйте теорию и практику антикниги в творчестве В. Набокова (на примере романа «Приглашение на казнь»)
26. Опишите идеальное общество в изображении В. Набокова и Е. Замятина: теория антиутопии и практика литературных расхождений.
27. Проиллюстрируйте сущность литературной маски в трансформации литературного пространства в творчестве В. Набокова. «Машенька» как «самое русское произведение» автора.
28. Рассмотрите рассказ А. Платонова «Усомнившийся Макар» как предупреждение об опасности бюрократизма.
29. Раскройте идею строительства общепролетарского дома в повести А. Платонова «Котлован». Значение образа Насти для понимания основной идеи произведения.
30. Укажите основные формы классового и общечеловеческого как основу коллизии романа А. Платонова «Чевенгур».
31. Обоснуйте социальный, исторический и биографический контексты романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
32. Расскажите о противоречивости трактовки образа Лары в контексте интерпретационных возможностей в пределах текстовой реализации героини. Место стихотворного цикла в композиции романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Прочитать наизусть стихотворение.
33. Дайте комментарии к художественным особенностям создания характеров главных героев в пьесах М.Булгакова «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и др. (по выбору).
34. Определите социальный контекст и приемы изображения действительности в произведениях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Смысл названия указанных текстов. Биографическое в сатирической фантастике.
35. Составьте характеристику Воланду как носителю справедливого зла. Значение эпиграфа для понимания образа (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
36. Прокомментируйте принципиально разные подходы к анализу романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенности композиционно-сюжетной реализации произведения.
37. Расскажите о сатире и юморе в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Значение триад для реализации замысла писателя.
38. Дайте общую характеристику литературы русского Зарубежья. Система взглядов представителей современного литературоведения по данному вопросу.
39. Презентуйте значение первого Всесоюзного съезда советских писателей для развития русской литературы. Теория социалистического реализма и споры вокруг метода в литературоведении середины 1980 - начала 1990-х годов.
40. Охарактеризуйте литературу «первых пятилеток» (Н. Островский «Как закалялась сталь», В. Катаев «Время, вперед!», А. Малышкин «Люди из захолустья», Ф. Гладков «Цемент» и т.д.) и ее значение для развития русской литературы 1930 - 40- годов. Анализ одного произведения по выбору.
41. Выясните особенности развития исторического жанра в советской литературе («Петр Первый» А. Толстого, «Степан Разин» А. Чапыгина, «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин Ю. Тынянова ). Историзм повествования.
42. Презентуйте биографический роман и его художественные особенности (на примере произведений Б. Зайцева / «Жуковский», «Тургенев», «Чехов» / и Ю. Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара». Анализ двух произведений по выбору.
43. Расскажите о поисках в области повествовательных форм А. Н. Толстого. Исторические события и исторические характеры. Батальные сцены в романе «Петр Первый».
44. Охарактеризуйте хронику эпохи в трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Смысл названия трилогии и ее частей. Доминанты характеров Кати и Даши. Специфика эволюции взглядов героинь.
45. Презентуйте особенности сюжетно-композиционной организации повествования М. А. Шолохова (на примере «Донских рассказов). Причины продолжения цикла. Место в творчестве писателя «Судьбы человека».
46. Дайте комментарии к изображению пути исканий Григория Мелехова. Типичное и индивидуальное в изображении героев романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
47. Прокомментируйте слова М.А. Шолохова: «Любовь – истина, неподвластная разуму», сказанные относительно женских образов в повествовании писателя.
48. Выявите специфику изображения коллективизации в творчестве М. А. Шолохова. Виды психологического параллелизма в повествовании.
49. Дайте характеристику «шолоховскому вопросу» в русском литературоведении. Аргументировать свою позицию.
50. Обоснуйте значение творческой деятельности А. Т. Твардовского для развития русской литературы второй половины ХХ века. Прочитать отрывок из поэмы «Василий Теркин» («По праву памяти) наизусть.
51. Перечислите темы, проблемы, идеи в произведениях «шестидесятников» (на примере гражданских мотивов и пафоса обновления в сборниках и поэмах А.Вознесенского «Антимиры» /1964/, Е.Евтушенко «Нежность» /1962/, «Братская ГЭС» /1964/, Р.Рождественского «Реквием» /1963/, Б.Ахмадулиной «Струна» /1961/, Я.Смелякова «День России» /1963/). Анализ двух произведений по выбору. Прочитать отрывок наизусть.
52. Перечислите этапы развития поэзии военного поколения (К.Ваншенкин, Д.Самойлов, Ю.Друнина, Э.Асадов и др.), указав на лейтмотив творчества и центр лирических переживаний. Прочитать наизусть одно из стихотворений при анализе эволюции творчества автора.
53. Дайте аксиологический комментарий к теории и практике «окопной литературы» ( тексты по выбору В.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Закруткин «Матерь человеческая», Б.Васильев «Завтра была война», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).
54. Выявите героико-романтические линии в литературе о Великой Отечественной войне (А.Фадеев «Молодая гвардия», К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Э.Казакевич «Звезда», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и т.п.) Проанализировать два произведения по выбору.
55. Охарактеризуйте «лейтенантскую» прозу, определив ее значение для развития русской литературы ХХ века. Трансформация позиции выбора в произведениях Ю.Бондарева «Горячий снег», «Берег», «Непротивление».
56. Предложите варианты осмысления причинно-обстоятельственного фактора в романах-характеристиках о Великой Отечественной войне (В. Распутин «Живи и помни», В. Астафьев «Пастух и пастушка», К. Воробьев «Это мы, Господи» - по выбору).
57. Наполните содержание дискуссионности формы и содержания в повествовании о Великой Отечественной войне (на примере романа-оратории С.Алексиевич «У войны неженское лицо» или одного из произведений В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», «Иванькиада»).
58. Выявите основные принципы антилагерной поэзии Ю.Добровского, В.Шалимова, А.Жигулина в системе литературного развития 1960-90-х годов. Прочитать наизусть стихотворения двух авторов.
59. Осмыслите трагедию народа в период тоталитаризма в произведениях репрессированных авторов (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Рыбаков «Дети Арбата» и др.). Проанализировать два произведения по выбору.
60. Рассмотрите пространственно-временной аспект в повествовании А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». История создания и споры о жанрово-видовой принадлежности произведения.
61. Смоделируйте параметры сравнительно-сопоставительного анализа романов А. Солженицына «Раковый корпус» и «Матренин двор» как срезов состояния современного общества.
62. Представьте «деревенскую прозу» как особое явление в русской литературе 1960-80-х годов. Разъясните сущность споров вокруг «секретарской прозы». Произвести сопоставительный анализ судеб главных героев в романах-хрониках Ф.Абрамова «Пряслины», В.Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестой», Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», П.Проскурина «Судьба», «Имя твое». (Два-три произведения по выбору).
63. Оцените способы, методы организации дискуссии об особенностях повествовательной системы В. Шукшина (на примере анализа двух-трех рассказов). «Чудики» как центр философской концепции автора. Сатирическая сказка-притча В.Шукшина «До третьих петухов»: возможность толкования сюжета.
64. Охарактеризуйте специфические черты и структурно-композиционные особенности натурфилософской прозы, проанализировав «Русский лес» Л. М. Леонова как образец философского повествования. Символика в романе.
65. Презентуйте «городские» повести Ю. Трифонова: реализация личности в системе бытовых отношений. Смысл названия произведений, вошедших в сборник «Московские повести».
66. Обоснуйте условность деления поэзии 1960-70-х годов на «громкую» и «тихую» лирику. Определите особенности творческого стиля Н.М. Рубцова. Прочитать стихотворение наизусть.
67. Сформулируйте сущность дискуссии о социалистическом реализме 1980-90-х годов, выявив этапы развития явления и способы решения проблемы.
68. Дайте определение понятию «теории воспитания», исходя из содержания романов А. Макаренко «Педагогическая поэма», В. Тендряков «Шестьдесят свечей», «Расплата». Каковы практические советы по материалам одного из художественных текстов.
69. Раскройте сущность понятия «театр А.Вампилова», указав на способы детализации в произведениях автора.
70. Охарактеризуйте особенности развития драматургии 1960-х годов, выявив нравственно-эмоциональные схемы столкновения характеров в драмах В.С. Розова и А.М.Володина. (анализ двух произведений по выбору).
Критерии оценки
Экзамен выставляется а) если студент показал знания и умения: полно и свободно логически и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание с минимальным допуском отдельных неточностей (усвоение программного материала – 85 - 100 %); б) если студент показал знания и умения: достаточно полно и аргументировано излагать содержание предложенной темы, а также выполнять практическое задание при допуске недочетов (усвоение программного материала – 74 - 84 %); в) выставляется при удовлетворительном знании дисциплины, при отсутствии умения аргументировано выполнять практическое задание с допуском недочетов (усвоение программного материала – 50 -73 %).
В других случаях экзамен не выставляется.