Зарубежная организационная социальная психология (психология организаций)

Вопросы:

Американская классическая школа

Теория Ф.У Тейлора

Теория Г. Эмерсона

Американская социально-психологическая школа

Теории Э. Мейо

Теория Д. Мак-Грегора

Теория Ф. Херцберга

Японская школа

За рубежом проблематика организационной психологии близ­ка проблематике психологии менеджмента. В американских ис­следованиях работу по организации фирмы рассматривают как комплекс взаимосвязанных мероприятий, к которым относят:

1) определение целей и задач организации;

2) разработку функ­циональной структуры организации, определение отдельных ви­дов работ, необходимых для выполнения общей задачи;

3) коор­динацию отдельных работ и их интеграцию в целях создания ко­нечного продукта;

4) работу с персоналом - изучение мотивации работников, системы информации, контроля, стимулирования тру­да;

5) создание единой организационной системы для достиже­ния внутренней согласованности и производительности фирмы.

Можно выделить три основных концептуальных подхода в зару­бежной организационной психологии:

1. Американская классическая школа, включающая в себя два направления:

а) теорию Ф. У Тейлора;

б) теорию Г. Эмерсона.

2. Американская социально-психологическая школа, представлен­ная:

а) теорией «человеческих отношений» Э. Мейо;

б) теорией мо­тивации труда Д. Мак-Грегора;

в) теорией «обогащения работы» Ф. Херцберга.

3. Японская школа организационной психологии.

Разберем более подробно эти основные концептуальные подходы.

АМЕРИКАНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Зародившись в США в конце Х1Х-начале XX века, эта школа по­лучила широкое распространение не только в Америке, но и в Евро­пе. В рамках этой школы работали такие исследователи, как Ф. У Тей­лор, Л. Гьюлик, Дж. Муни, Э. Брег, Л. Ален, Л. Урвик, М. Фоллет, К. Шелтон, Г. Эмерсон. Основная цель их работы состояла в выявле­нии организационных, психологических и социально-психологичес­ких факторов повышения эффективности труда.

Теория Ф. У. Тейлора

Фредерик Уислоу Тейлор (1856-1915)- американский инженер и ученый, родоначальник теории научного управления, индустриаль­ной социологии и социальной психологии. Предложенная Тейлором система направлена на повышение эффективности производства с помощью организации труда, рационализации и интенсификации тру­дового процесса. В написанных им книгах «Основы научного управ­ления предприятием» и «Управление фабрикой» доказывается, что применяемый в конце XIX века способ управления фирмой, основан­ный только на личном опыте и знаниях управляющих, устарел и что для повышения экономического, социального и технического прогрес­са производства необходимо внедрять систему научного управления. Основные принципы подхода Тейлора заключаются в следующем: Увеличение комфорта и благосостояния человечества является главной целью производства.

Предприниматели должны нести ответственность за соблю­дение интересов всего общества, а не только их частного капитала. Рациональная организация производства необходима для полу­чения максимальных прибылей и возможности выстоять в конку­рентной борьбе.

Система научного управления должна дать предпринимателям знания о рациональном ведении производства.

Рядовой рабочий изначально ленив, невежествен, пассивен. Сред­ствами стимулирования производительности его труда являются же­стко стандартизированные методы, приемы, орудия. Трудовые операции должны выполняться рабочими чисто механически, поскольку размышления могут нарушить автоматизм движений и снизить произ­водительность. Особое значение имеет изучение движений рабочих в процессе труда. Необходимо расчленить весь трудовой процесс на от­дельные операции, хронометрировать каждую из них и рабочий день в целом. Отдельные рабочие движения надо изучать специально и да­вать рекомендации по их рациональному построению. Процесс раци­онализации труда рабочих предполагает:

а) строгую регламента­цию всего рабочего времени;

б) отработку приемов каждой опера­ции; в) введение поточных линий и конвейера, темп движения кото­рых должен задавать ритм труда рабочего.

Сочетание материальной заинтересованности и «разумного эгоизма».Только с помощью оплаты можно максимально заинте­ресовать рабочего. Люди не должны получать больше или меньше, чем они заработали, а предприниматель не должен быть филант­ропом. Коренные интересы рабочих и предпринимателей совпада­ют. Каждый старается заработать как можно больше. Отсюда вы­вод - оплата и предпринимателя, и рабочего должна соответство­вать их вкладу в производство, стимулировать индивидуальную от­ветственность. Но одновременно необходимо использовать и принцип «разумного эгоизма», т. е. определенные финансовые сред­ства нужно вкладывать в развитие производства, создание новой техники и технологии.

Непрерывный контроль за работой конкретного исполнителя. Без принуждения и контроля рабочий будет отлынивать от работы. На производстве необходимо организовать группы надсмотрщиков, инс­пекторов, нормировщиков, осуществляющих контроль за установлен­ной нормой выработки.

Оперативный контроль за работой цехов. Такой контроль по­зволяет своевременно реагировать на нехватку заготовок, инструмента, сырья, следить за количеством и качеством продукции, вносить орга­низационные изменения.

Одним из первых в организационной психологии Тейлор стал при­менять психологические тесты при приеме на работу и определении квалификации, использовать наблюдение, интервью, анкетирование. Им впервые был поставлен вопрос о связи технологического процес­са с деятельностью и психикой людей. Тейлор предложил комплекс мер по повышению квалификации работников, разработал систему ме­роприятий по преодолению психологической инертности людей в от­ношении крупномасштабных нововведений. Идеи Тейлора повлияли на распространение «революции менеджеров», легли в основу науч­ной организации труда на промышленных предприятиях.

Теория Г. Эмерсона

Гарингтон Эмерсон (1853-1931) получил образование инжене­ра в Германии, затем работал в США. В книге «Двенадцать прин­ципов производительности» он сформулировал принципы правиль­ной организации как труда отдельного исполнителя, так и произ­водственного процесса предприятия, рассмотрел целесообразность человеческой деятельности с точки зрения производительности, предложил методику достижения максимальной эффективности уп­равления.

Главная идея Эмерсона состоит в следующем: истинная произ­водительность труда всегда дает максимальные результаты при минимальных усилиях. Напряженный труд дает крупные результаты при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность - это не только не одно и то же, но и вещи прямо противоположные. Рабо­тать напряженно - значит прилагать максимальные усилия. Работать производительно - значит прилагать усилия минимальные. Извест­ное многим из нас стремление выполнить план любой ценой - это и есть попытка решить экономическую задачу не за счет рациональной организации работы, а путем аврала, командных методов управления, принуждения работников. Не производство должно подстраиваться к управлению, считает Эмерсон, а управление должно обслуживать про­изводство.

Приведем все двенадцать принципов производительности, как они сформулированы автором.

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначен­ные задачи персонала.

2. Здравый смысл. Имеется в виду не просто житейская сметли­вость, а мужество посмотреть правде в глаза: если есть трудности в организации производства - оно не приносит прибыли, произведенный товар не раскупается на рынке - значит существуют конкретные причи­ны, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необ­ходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.

3.Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привле­кать к постоянному совершенствованию системы управления специа­листов в этой области - социологов, психологов, конфликтологов и пр.

4.Дисциплина. Настоящая дисциплина требует прежде всего чет­кого распределения функций: каждый управленец и исполнитель дол­жен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен, за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.

5.Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь -лучше живешь». Произвол в отношении работ­ников должен быть исключен.

6.Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учиты­вать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию. Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.

7.Порядок и планирование работы.

8.Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достига­ется благодаря знанию и учету всех резервов производительности, умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9.Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10.Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, что­бы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11.Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества.

12.Вознаграждение за производительность. Целесообразно вве­сти систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.

Двенадцать принципов организации труда, предложенные Эмер­соном, послужили основой рациональной организации труда на про­мышленном предприятии и в настоящее время эффективно использу­ются на практике управления.

Наши рекомендации