Основные этнические процессы в современном мире
В современном мире одновременно действуют две противоположные тенденции – к объединению (глобализация) и сепаратизму (деглобализация). Глобализация – это процесс объединения различных народов и культур, устранение межэтнических, культурных и политических различий. Глобализация приводит к созданию культуры принципиально нового типа – мировой. Существуют два различных подхода к определению «мировая культура». Согласно первому – это совокупность культурных достижений всех народов мира. Второй подход гласит, что мировая культура – это новый тип культуры, не связанный ни с одной из национальных, и вытесняющий все национальные особенности. Выделяют три этапа глобализации:
1. XVI-XVIII вв. – Великие географические открытия и начало распространения европейской цивилизации за пределы Старого Света.
2. XIX – первая половина XX вв. – создание колониальных империй и заселение Нового Света.
3. 1949 г. – настоящее время – строительство нового мирового порядка, основанного на международном праве и активная вестернизация.
В рамках каждого из этих этапов происходили т.н. «вспышки этнической активности», имеющие обратную направленность – стремление к деглобализации. Первая волна этнической активности в XVIII веке привела к появлению на базе латиноамериканских колоний Испании, Португалии и Англии 20 новых государств, удвоив, таким образом, количество государств на нашей планете.
Вторая волна этнической активности возникла на волне национально-освободительного движения после второй мировой войны. В результате рухнула колониальная система, и за два десятилетия возникло 80 новых государств, вновь более чем удвоив количество государств на нашей планете.
Наконец, развернувшаяся в конце ХХ века новая волна этнической активности привела к разрушению СССР, Югославии, Чехословакии.
Глобализация, информационная революция, относительно ослабляя государства и способствуя подъёму национального самосознания во всех уголках планеты, поддерживают под знамёнами национального самоопределения тенденцию к увеличению числа действующих лиц на мировой арене. Перед Второй мировой войной в мире насчитывалось около 50 государств, сейчас их более 250. При создании ООН в ней было представлено 51 государство, на сегодня – почти 190. Некоторые эксперты считают, что в будущем национальным меньшинствам окажется легче создавать независимые государства. По некоторым оценкам, через четверть века на Земле может существовать до 500 стран.
Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой государств. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика всё сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают привычную роль единственного или даже основного представителя страны на международной арене. Всё острее встаёт проблема институционального обеспечения, координации внешнеполитических линий различных ведомств, причём как внутри государств, так и между ними.
В рамках процесса глобализации складываются крупные региональные объединения, границы которых постоянно расширяются за счёт включения новых членов: НАТО, Евросоюз, ШОС, ЕврАзЭС, Лига арабских государств и другие. В рамках этих организаций существует тенденция к унификации законодательства, налоговой политики, ведётся согласованная внешняя политика. Однако различные страны, входящие в эти объединения, сталкиваются с разными проблемами в национальной сфере.
С усилением процесса глобализации, усилились и сепаратистские тенденции в ряде стран, причём и достаточно благополучных – Великобритании, Испании, Бельгии и других.
В новейшее время с оружием в руках право на самоопределение отстаивают, например, баски в Испании, корсиканцы во Франции, албанцы в Сербии и Македонии, сербы и хорваты в Боснии и Герцеговине, ирландцы в Великобритании, армяне в Азербайджане, чеченцы в России, русские и украинцы в Молдавии. Своё право на независимость отстаивают жители Западной Сахары и Палестины. А ранее – жители Восточного Тимора и Намибии. Национально-освободительные движения этих стран не относятся к сепаратистским, поскольку их право на независимость всегда признавалось ООН, а борьба с оккупацией сепаратизмом не является.
Однако всё это не столько этнические процессы, сколько политические, маскирующиеся под этнические. В современном мире достаточно активно идут процессы ассимиляции небольших этносов (если они не получают поддержки от государства или других субъектов политики), межэтнической интеграции, причём не только в рамках государств, но и целых регионов. Этноразделяющие процессы проявляются в меньшей степени и достаточно часто жёстко подавляются государством. Однако этническая карта очень часто разыгрывается в мировой политике. Такое вольное обращение с этничностью позволяет многим современным учёным, придерживающимся социального конструктивизма и инструментализма, сомневаться в реальности этноса и этничности, которые называются «воображаемым сообществом» и «этнополитическим мифом» соответственно.