Особенности эмоциональной сферы. В юности эмоциональные реакции более устойчивые и осознанные по сравнению с подростковым возрастом
В юности эмоциональные реакции более устойчивые и осознанные по сравнению с подростковым возрастом. Кроме того, можно отметить большую дифференцированность эмоциональных состояний и способов их выражения, повышение самоконтроля и саморегуляции.
Но важнейшая особенность эмоциональной сферы в юности — это ее обусловленность содержанием данного этапа возрастного развития. Как уже отмечалось, в молодости осуществляется достижение социальной зрелости и личностного самоопределения, которым соответствует обретение молодым человеком чувства взрослости. Однако, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, развитие в молодости имеет кризисный характер. Есть и другая точка зрения: кризис молодости во многом порождается определенными социальными условиями. Действительно, для современной молодежи кризисы более характерны, чем для молодежи, к примеру, 30-х гг. XX в. Долгое время юность целиком вписывалась в комсомольский возраст и тем самым во многом лишалась переломности и кризисности. Мы полагаем, что кризис третьего десятилетия жизни действительно не носит фатального или биологически обусловленного характера, но является возможным и закономерным. В настоящее время наиболее остро он выражен у студентов, у которых растянут во времени период от окончания школы (детства) до поступления на работу (взрослая жизнь). Поэтому сначала рассмотрим специфику кризиса применительно к студенчеству, затем обсудим ее для работающих молодых людей.
Естественно, что кризису предшествует предкризисное состояние. Оно обычно характеризуется еще детским идеализмом, верой в собственное всемогущество, ощущением буйства чувств и энергии. Молодому человеку кажется, что он всем нужен и все его ждут. Радуется, что перед ним открыто много путей и дорог.
У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим.
«Студент! Как это здорово — почувствовать себя наконец студентом. Особенно после всех передряг с экзаменами, выпускными и вступительными. Но все позади, и я парю в новом волшебном мире на розовых крыльях счастья. Сколько нового открылось передо мной. Как много интересных людей меня окружает. И я всех люблю, и они все любят меня. А какой маленькой стала Москва. Раньше выйти из дома и дойти до магазина занимало целых 15 минут, а теперь чтобы попасть в центр Москвы требуется всего час. Но самое приятное, пожалуй, это ощущение своей избранности, своего всемогущества. И я верю, что могу спасти весь мир, стоит только захотеть». Ж., 21 год.
«Студенты! Ура! Мы студенты. Чувство гордости и радости переполняет нас. В связи с этим гордым званием появляется столько прав, столько возможностей. Мы требуем к себе уважения. Ведь даже зам. декана обращается к нам на "вы". И не дай бог контролеру в автобусе сказать нам "ты". Еще месяц назад мы этого не заметили бы, но сейчас мы не можем снести такое оскорбление. Осознание обязанностей и ответственности придет позже, а сейчас мы пребываем в состоянии эйфории». М., 19 лет.
«Думаю, что 1-й курс — это вообще "чашка Петри", так как:
1) запал энергии, оставшейся от сдачи экзаменов, очень велик, а ощущение силы и свободы заставляет переоценивать эту энергию;
2) почти все первокурсники обуреваемы установками по поводу умного, остроумного, сексуально раскованного студента. А поскольку они считают себя таковыми, они таковыми и являются;
3) все хотят одного — новых впечатлений и нового общения и это получают;
4) возникает ощущение тепла и света, безмерное чувство влюбленности почти во всех, но по-разному». Ж., 19 лет.
Однако как-то незаметно эйфория первого курса сменяется сначала потерей интереса к «смерчу общения». А потом появляются ощущение пустоты внутри, странная апатия, нежелание что-либо делать, получать информацию, учиться. Молодой человек не понимает, что с ним происходит, поскольку вроде бы все в жизни хорошо, но почему-то жизнь начинает казаться неинтересной. Такое состояние может наступить и скачкообразно, т. е. как-то вдруг, когда молодой человек неожиданно обнаруживает, что с ним что-то не так.
У многих в этом состоянии начинают появляться депрессивные реакции.
«Усталость во всем и от всего. Полное равнодушие. Не хочу ни читать, ни учиться. Кажется, что кто-то из тебя тянет энергию, и у меня ее почти не осталось. Что делать? Как дальше жить? Уже настоящая весна. Но в душе моей все мрачнее и мрачнее день ото дня. Чувствую себя никому не нужной, обиженной. Не хочу делиться ни с кем своими проблемами». Ж., 19 лет.
У некоторых молодых людей отмечается повышение тревожности, которая сопровождается ощущением собственной незащищенности.
«После школы возникло ощущение, что тебя выпустили в открытое бесконечное поле и ты стоишь в самом центре, дует порывистый ветер, а ты должен выстоять. Возникло ноющее чувство незащищенности и даже какой-то отверженности». М., 20 лет.
Появляются специфические страхи: потери себя, стать посредственностью и вообще никем не стать. Можно сказать, что основным становится страх не достичь новой взрослой идентичности.
Важно подчеркнуть, что молодым людям их собственные чувства кажутся уникальными. Это в определенной степени изолирует их от окружающих и делает переживания еще более болезненными, усиливает страхи.
Важный аспект кризиса — размывание представления о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в этом, в своих желаниях и возможностях. Может отмечаться и некоторое разочарование в себе: могу ли я что-нибудь и кто же вообще я на самом деле. Интересно, что у многих в это время проявляется интерес к творчеству, и переживания собственного изменения отражаются в различного рода художественных формах.
«Но вот... Что это? Словно пелена спала с глаз, все предстало в совершенно ином свете. Лица уже не кажутся дружелюбными, а смотрят на тебя мрачно и холодно. И одиночество, жуткое одиночество сковывает душу так, что хочется завыть. И что-то рвется наружу, рвется и разрывает на части. Раз! И вот появляются на свет сначала робкие и застенчивые, а потом звонкие самоуверенные стихи. И уже не можешь думать не стихами, не можешь ни избавиться от них, ни подчинить их своей власти. Стихи, стихи сковывают тебя, топят в себе, душат беспощадно». Ж., 19 лет.
«Чего ты ищешь в этой жизни,
Чем ты живешь, о чем мечтаешь,
И отчего в душе твоей печаль,
И ночью ты в пространстве таешь.
Где ты живешь, иль, может, в чем живешь,
О чем ты песнь свою беззвучную поешь». Ж., 20 лет.
«Он встал, заложил руки за голову и мгновенно почувствовал на себе пронзительный взгляд. Из зеркала на него смотрели глаза. Блестящие, грустные. И больше ничего. Призрак?
— Призрак? На факультете расскажу. Не поверят. А то "все пути нам открыты". Каждый день что-то новое, с каждым днем больше самостоятельности и независимости.
— А у тебя каждый день ощущение, что ты не такой, как все. Тебе кажется, что они знают больше, что они умнее, а ты отстаешь, ты беспомощен, как одуванчик перед порывом ветра.
— Послушай, не грузи. Ну, может, и есть что-то похожее. Да в конце концов есть друзья. Классная компания.
— И состояние подвешенности, разве нет? Вечное копание в себе. Они определились в завтрашнем дне, а ты нет. Ты не хочешь окунуться в тихую речушку под названием "жизнь обычного человека". Тебе неясно, что будет через два года. Когда перед тобой будет непочатый край этой свободы. Господи, ведь у других нет этого бреда! Они же нормальные люди, живут, ладят с этим миром, а ты?
— Замолчи, слышишь, замолчи! Ну да, бывает, и мне это приходит в голову, но я гоню все это от себя далеко-далеко. Но кто ты, наконец?
— Я — это ты». Ж., 21 год.
Часто в ощущение кризиса вплетается появление сомнений относительно выбора профессии. И это понятно, так как, поступая в институт, молодой человек имеет о ней смутные представления. И когда в процессе обучения появляется первое реальное знание о профессии, молодой человек начинает примерять его на себя, сопоставлять со своими желаниями и, главное, возможностями.
«Серьезный удар поджидал меня на третьем курсе: начались терзания, сомнения, неуверенность в выбранной профессии. А поскольку такое было впервые в жизни, то от того было еще труднее. Жуткие, по-другому такие мысли никак не назовешь, ужасные мысли о том, что, может быть, профессия выбрана неправильно. Страшно! Страшно больше всего. Когда представлю себе, что лет в тридцать я разочаруюсь в выбранном поприще. Это сейчас все хорошо, но кто знает, что потом будет. Очень не хочется испытать чувство стыда за неправильный выбор в юности. Не говоря уже о том, что серьезные выборы вообще происходят впервые, самостоятельно отвечать за них нужно самому». М., 20 лет.
И вообще тема выбора, личной ответственности за свои выборы становится очень значимой. Важно отметить, что фактором, затрудняющим выбор, является его свобода. Это первый жизненный период, когда снят внешний контроль, и выбор должен осуществляться самостоятельно. У некоторых молодых людей наблюдается тенденция отсрочить выбор, переложить его на родителей или же не видеть его.
«В университете ты постоянно сталкиваешься со свободой выбора. Тебя «практически никто не контролирует и не заставляет что-либо делать, и единственный, кто в ответе за твои поступки, — это ты сам. И эту ответственность очень тяжело нести, так и хочется переложить ее на кого-нибудь. Для меня этот выбор стал главной особенностью студенчества, и, по-моему, я не исключение». М., 21 год.
Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Страх взросления может повлечь за собой психосоматические проявления.
«С каждым годом взросления мне становилось все страшнее. Мне казалось, что быть взрослым — это так сложно. Все от тебя чего-то ждут, возлагают надежды. Быть взрослым — это нести тяжелый камень обязанностей». Ж., 19 лет.
А иногда молодые люди заменяют ощущение внутреннего смятения тем, что «надевают» поведенческие маски взрослости.
«Все якобы стали взрослыми. Все спешат. У всех свои мысли, причем такие... даже не подходи». Ж., 19 лет.
Нередко переживания молодых людей концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни.
«Только сейчас я задумалась о смысле собственной жизни. А до этого я просто бессмысленно и ускоренно мчалась, не осознавая, что что-то теряю или приобретаю. Мне хотелось быстрее жить. А что значит жить, я еще не до конца понимаю». Ж., 21 год.
«А когда начинаешь задумываться о смысле собственной жизни, так вообще страшно становится. Зачем жить? А что если тебе кирпич на голову упадет? А что там? За пределами этого кирпича? Неизвестность, которая шепчет тебе: живи сейчас, не думай о других. Но нет, так нельзя. Посмотри, вокруг тебя столько людей, нуждающихся в твоей помощи. Неужели ты ничего для них не сделаешь, а так и проживешь как паразит?
Так хотелось написать что-нибудь веселенькое, но не вышло. Наверное, это и есть особенность моего возраста. Все эти мысли. Страх, сомнения, с которыми ты встаешь, приходишь в институт, ложишься спать. От них, в сущности, зависит твоя жизнь, твоя судьба». Ж., 20 лет.
Анализ проявлений кризиса встречи со взрослостью позволяет заключить, что основным его содержанием является кризис идентичности. Автор теории идентичности Э. Эриксон писал, что формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. При переходе с одной стадии, характеризующейся определенной формой идентичности, на другую неизбежно возникает кризис идентичности. Таким образом, кризис идентичности не является специфической принадлежностью подросткового возраста (тогда он наиболее ярок), а проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости. Тем более что молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчивости идентичности, которая находится в процессе формирования. Поэтому они столь часто испытывают сомнения в своем тождестве самому себе. Следует еще раз подчеркнуть, что, согласно Э. Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим период так называемой спутанности идентичности, т.е. потери ориентиров в самом себе. А результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрослой идентичности [22].
Кризис идентичности в молодости дополняется или же последовательно сменяется кризисом интимности. Межличностные отношения могут при этом стать стереотипными, а сам человек — оказаться в состоянии психологической изоляции. Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Нужно отметить, что это именно чувство, а не фактическое одиночество. Вокруг молодого человека может быть много друзей, родных и даже любимый молодой человек или девушка, но при этом он ощущает себя оторванным от людей и мира. И он, с одной стороны, глубоко страдает от одиночества, с другой — всячески стремится к нему. Нередко ощущение одиночества сопровождается чувством ненужности. Молодой человек при этом то и дело задает сам себе вопрос: «Нужен ли я кому-нибудь сегодня, завтра, послезавтра?».
«Хочется ощущать чувство принадлежности кому-то. Иначе можно сойти с ума от непереносимого чувства одиночества и тоски. Хотя иногда даже в шумной и веселой компании ощущаешь себя одиноким и никому не нужным, несмотря на большое количество людей». Ж., 19 лет.
Можно предположить, что именно в период острого ощущения одиночества происходит окончательное оформление внутреннего мира человека. Если открытие внутреннего мира совершается в подростковом периоде, то здесь происходят изучение своего внутреннего мира, оценка его богатства, обучение жизни в этом внутреннем мире, укрепление его настолько, чтобы наступила возможность впустить в него других людей без опасности его потерять. Иногда изучению внутреннего мира молодого человека помогают мудрые взрослые, которые дают ему в безопасной ситуации описать словами происходящее внутри них, принять собственную неповторимость, уникальность.
«И вот где-то около 18 лет я встретил человека, который дал мне возможность изливать мои мысли, мои чувства. Это происходило так свободно, что я даже удивлялся, я ли это говорю. Ведь ранее мои мысли, чувства не были оформлены речью. Этот человек предоставил мне возможность почувствовать богатство самого себя. Он дал понять мне, что я — это я и что не все чувствуют мир так, как я. Следовательно, человек ценен тем, что он непохож на других. Мне было так важно, что этот человек ценит мое внутреннее богатство, ведь он был старше, у него был богатый жизненный опыт и вообще это был уважаемый человек». М., 22 года.
Однако проходит время, и большинство молодых людей подходят к разрешению кризиса. В позитивном варианте он завершается принятием ответственности за свою жизнь на самого себя, завершением выбора собственного пути в жизни. Субъективно это переживается как появление удовлетворенности самим собой и окружением, повышение интереса к жизни и получаемого от нее удовольствия, исчезновение страхов («Ты стал другим, еще не знаешь каким, но другим»). Некоторые называют это время «новым рождением».
«Я по-новому взглянула на многие вещи. И учусь я не потому, что должна, а потому, что хочу. Да, я стала старше, но вот глаза у меня стали по-детски озорными. Веселыми. Вот и получается, что для меня студенческий возраст — это период нового рождения, новой жизни. Я вижу, что у многих в этот период возникают трудности, проблемы, но мне кажется именно здесь, в этот особый промежуток времени появляется новый человек, которого мы по-новому узнаем, и этому человеку предстоит прожить долгую жизнь». Ж., 20 лет.
В этот период изменяется отношение к одиночеству — теперь оно перестает тяготить и рассматривается как необходимое условие для того, чтобы пообщаться с самим собой.
Многие по-новому открывают богатство самих себя. Можно сказать, что в этот период происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути: личностного, профессионального, социального, своих стремлений и надежд.
«И вот, когда уже нет больше сил, когда лучше умереть, чем жить так, что-то поворачивается внутри, ощущаешь, что какое-то варево кипит в тебе и пенится, варится, вываривается, и наконец...
Что же это? Откуда эти уверенность и спокойствие, будто окунулся в бурлящий поток и вышел очищенным? И сердце бьется спокойнее, и мысли не путаются более. И хочется жить, жить... А что же было до этого? Какая я была маленькая и глупая... Но вот и все хорошо. Здравствуй, вновь обретенное спокойствие. Жизнь продолжается, и сколько прекрасного и удивительного еще сокрыто в ней». Ж., 21 год.
Появляется осмысленность происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые не заимствованное у кого-либо.
«Моя жизнь — это музыка. Это сочетание прекрасных звуков, слившихся в красивую мелодию, которая может быть и праздничным маршем, и мелодичным пением одинокой флейты. Есть все. И юность тоже состоит из этих разных мелодий, которые находят отражение в моем сердце. Сейчас появилась осмысленность происходящего. У меня появились какие-то взгляды и убеждения, которые строят меня, а я их. Именно сейчас я стала по-настоящему ценить каждый миг жизни. И именно сейчас я поняла, что все или очень многое зависит от меня самой». Ж., 20 лет.
Меняется отношение и к жизни в целом. Теперь уже молодой человек понимает, что происходит не подготовка к жизни, а сама жизнь. По-другому воспринимается и прошлое и будущее. Уходит желание казаться взрослым, стыд проявить детские черты. Наоборот, просыпается интерес к собственному детству, а возможность проявить детскую непосредственность расценивается как достоинство.
«А еще я снова стала верить в сказки. В Новый год. Например, ловила себя на мысли, что было бы здорово, если бы Дед Мороз существовал на самом деле». Ж., 21 год.
Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
«Мне сейчас кажется, что я все смогу, всего добьюсь, и хотелось бы, чтобы такое ощущение меня не покидало в течение всей жизни. Я очень люблю жить и верю, что все будет так, как мы хотим. Нужно только очень хотеть». Ж., 21 год.
Естественно, что несколько по-другому складываются отношения с друзьями, которых уже теперь не хочется переделать. Они принимаются такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других. Коренным образом меняются отношения с родителями.
«Наверное, после кризиса становится возможным по-настоящему любить родителей. Знать об их несовершенстве, об их недостатках и принимать эти недостатки так же, как и достоинства. Принимать родителей такими, какие они есть, и строить отношения с ними на новом, более высоком уровне взаимного доверия, искренности и принятия друг друга». Ж., 21 год.
Меняется позиция в общении со взрослыми разных возрастов. Если раньше общение осуществлялось из детской позиции, то теперь это общение взрослого со взрослым. Поначалу это может затруднять и удивлять молодого человека, но потом становится привычным и приносит чувство удовлетворения.
«Странно, но я отчетливо помню завершение кризиса. Мне было тогда 20 лет. Я вдруг осознала, что это уже не "я — маленькая девочка" и "девочка-подросток" с неустановившимся характером, закомплексованностью, тщетно пытающаяся нравиться всем, а пусть "голый", но все-таки взрослый человек, когда общаешься на равных со взрослыми людьми. Входишь в их круг как полноправный член, они смеются над твоими шутками — и это здорово». Ж., 25 лет.
Итак, итогом кризиса встречи со взрослостью является обретение взрослой идентичности. Однако у некоторых молодых людей выход из кризиса может затягиваться. Во избежание перерастания кризиса в те или иные личностные или психосоматические расстройства им может потребоваться психологическая помощь.
«Что я есть? Чем я была? Я пытаюсь познать себя, но не раскрываю себя другим. Я — закрытая дверь. В детстве я — агрессивный зверек, от которого плачет весь двор. Сколько помню сама себя — всегда напряженный слух, открытые глаза и немой рот. В школе я — непонятое, нелюбимое, отвергнутое и потому почти физически ощущающее себя несуществующим существо. Не существо — вечная жертва. Непонимание, как мне жить, плюс постоянный страх и подавленная агрессия. Ведь агрессия — это борьба за лучшее, но я считала всегда, что бороться стыдно. Вот почему я всегда отказывалась без боя от всего того, чего хочу и желаю. А навсегда отказавшись от всего, чего хочу, я отказалась и от жизни. Вот откуда взялись все эти мысли о смерти, это вымученное в буддизме "жизнь — есть страдания". Страдания от того, что я постоянно лишаю себя того, что мне необходимо, — любви, тепла, успеха. Я недостойна.
Итак, я пришла к мысли о смерти. Эти мысли постоянно преследовали меня, даже когда я смеялась. Они нелепо вырывались в черном юморе — это единственное, что мне было интересно. Это продолжалось два года. Мысли о смерти отнимали все мои силы, и я не могла что-либо делать. Конечно, я пыталась бороться: меняла круг общения, хобби. На время помогало, но потом опять начиналось сначала». Ж., 19 лет.
Подробное рассмотрение специфики психологической поддержки в период этого кризиса не входит в задачи данной книги. Отметим только: нередко молодому человеку достаточно узнать о существовании этого кризиса, и далее он в состоянии осуществить помощь самому себе. Но необходимо помнить, что кризис в молодости может протекать настолько остро, болезненно, мучительно, что приводит к самоубийству. Как отмечал Н.А. Бердяев, «молодость более склонна к меланхолии, чем это принято думать, но это не есть меланхолия от бессилия и изжитости, как меланхолия старости. Самоубийство в молодости бывает результатом бурных душевных кризисов, в которых силы человека не находят исхода». По его мнению, потеря детской веры, кризис миросозерцания могут породить бурные душевные процессы и вызвать меланхолию, что заставляет с особой бережностью подходить к кризисам молодости. Близкого мнения по этому вопросу придерживается известный суицидолог Э. Гроллман. Он заключает, что молодежь в настоящее время сводит счеты с жизнью почти в эпидемических масштабах, и в последнее десятилетие частота суицидов в молодости возросла в три раза. По его мнению, ведущим фактором при суициде является не какая-то конкретная причина, а чувство безнадежности, беспомощности, когда проблемы кажутся непреодолимыми, а душевная боль нестерпимой. Суицидальная молодежь на самом деле хочет не умереть, а уйти от обстоятельств, которые считает невыносимыми. Важно иметь в виду, что молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувство ненужности, малоценности, хотя внешне это может быть и незаметно. Усугубить ситуацию может острое переживание собственного несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих, а также дефицит доверительных отношений со значимыми людьми.
«Некоторое время назад я часто стала задумываться о конечности жизни. Появилась какая-то апатия, раздражительность. Стала срываться: появлялись вспышки беспричинного гнева. Конфликты с родителями. Учеба стала тяготить. Появилось поглощающее чувство одиночества, что тебя никто не понимает.
В принципе я понимала, что со мной что-то происходит, я даже знала, что это кризис. Тогда уже среди всего III курса было широко распространено мнение, что III курс самый тяжелый, что у многих кризис с общим для всех девизом "Все достало".
Тем временем я продолжала жить, периодически было желание сунуть голову в песок как страус. Начался второй семестр, лекции про молодость и ее кризис. Когда я слушала, было ощущение, что все про меня. Ко мне пришло озарение. Я поняла, что на самом деле я человек сильный. Надо мобилизоваться, перебороть свою лень, встряхнуться.
Я поверила в себя и свои силы. Теперь каждое утро встаю и улыбаюсь себе и с хорошим настроением начинаю новый день. Этот день может принести так много интересного, и я сама смогу подарить другим хорошее настроение с весенним солнышком». Ж., 19 лет.
Рассмотрев содержание кризиса встречи со взрослостью с опорой на студенчество, необходимо ответить на вопрос: а какова его специфика у работающей молодежи? Может быть, она вообще не переживает этот кризис? Существует мнение, что учеба в университетах и другие формы высшего образования удлиняют совершенно неестественным образом молодость. Из-за этого нарушается развитие первой фазы взрослого бытия, в ходе которого и должна быть достигнута известная степень личной ответственности [1].
Однако есть и другая точка зрения, согласно которой, если человек сразу же после школы включается в профессиональную деятельность и попадает в общество взрослых, у него как бы крадется молодость. Открытие самого себя при этом осуществляется шокирующим образом. Здесь возможны два варианта развития. Первый осуществляется, если Я еще недостаточно созрело к этому времени, чтобы переработать этот процесс. При таком положении вещей молодой человек еще не обладает свободой в создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ценностей. Поэтому действительно кризиса может не быть либо он произойдет позднее или не произойдет вообще. Что же ждет в будущем молодых людей, избежавших проживание кризиса в процессе становления? На этот вопрос трудно ответить однозначно, но можно предположить постепенное торможение у них процесса развития и раннее начало личностной инволюции или же особо острое протекание кризиса середины жизни.
Второй вариант развития осуществляется при наличии достаточно зрелого Я к моменту включения в профессиональную деятельность. Кризис встречи со взрослостью в этом случае протекает более бурно, остро, но, как правило, занимает меньше времени.
В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований студентки Н. Орешкиной, изучавшей протекание кризиса у учащихся среднего учебного заведения. Оказалось, что практически никто из них не заметил перехода от детства к взрослости и тем более не считает этот переход кризисной ситуацией в своей жизни. Интересно, что у них проявилось специфическое понимание взрослости. Взрослым человеком у данной группы считается тот, кто склонен в больших количествах употреблять алкоголь, имеет много сексуальных связей и высокое материальное положение.
Можно заключить, что кризис встречи со взрослостью свойствен лишь той части молодежи, которой присущ достаточно высокий уровень культуры и способности к самоанализу.
Кроме того, конечно, на его протекание влияют итоги развития в подростковом возрасте. Д. Марсиа, основывающийся на идеях Э. Эриксона, выделял четыре основных варианта (статуса) формирования идентичности в подростковом возрасте: предрешенность, диффузия, мораторий и достижение идентичности. Оптимальным результатом прохождения подросткового кризиса является достижение идентичности, задержку его разрешения называют мораторием. Однако часть подростков по разным причинам кризис идентичности не проходят. Некоторые некритично следуют предписаниям родителей, значимых взрослых, не проходя через период принятия самостоятельных решений (статус предре-шенности). Другие же просто не ставят для себя вопросов, характерных для кризиса, ориентируясь в основном на получение удовольствия от жизни доступными им способами (статус диффузии) [41]. Схема Д. Марсиа позволяет понять, что кризис встречи со взрослостью будут переживать лишь молодые люди, достигшие в подростковом возрасте идентичности или находящиеся в статусе моратория, т.е. продолжающие его находить, еще занятые поиском себя. Причем последние будут переживать этот кризис наиболее остро. И возможно, именно им потребуется психологическая поддержка, поскольку придется решать проблемы двух кризисов одновременно. Таким образом, вероятнее всего, что кризис встречи со взрослостью свойствен молодым людям, решившим или поставившим в подростковом возрасте проблемы поиска собственной идентичности.
Относительно вопроса о роли студенческого периода для развития человека, наверное, следует согласиться с мнением о его дуальности. Студенческий период, давая время молодому человеку на осмысление важнейших вопросов выбора собственного жизненного пути, может стимулировать его развитие, тем самым снизить остроту протекания последующих жизненных кризисов. Но может содействовать закреплению инфантильной позиции, страху перед будущей взрослой жизнью и собственной самостоятельностью.
«Ведь студенчество, по-моему, — это отсрочка от взрослой жизни. Отсрочка очень полезная, потому что можно подготовиться к этой взрослой жизни. И одновременно очень вредная — ведь нельзя сделаться взрослым путем философских размышлений и полного бездействия. Студенчество — отсрочка от жизни (от ее проблем), а стать взрослым, не решая конкретных взрослых проблем, невозможно». Ж., 19 лет.
Подводя итог обсуждению кризиса встречи со взрослостью, важно остановиться на следующем. На наш взгляд, важнейшим достижением юности является не просто позитивное разрешение кризиса, принятие изменений в себе и нового сеебя, а появление готовности к изменениям в течение всей последующей жизни, предвосхищающее принятие всех своих будущих изменений.
«Я меняюсь и буду меняться. А иначе мне неинтересно. Ведь с каждым новым днем все только начинается!» Ж., 19 лет.
Более того, именно в этот период начинает активно и осознанно формироваться психологическая приспособляемость к стрессовым ситуациям, которая в позднем зрелом возрасте обеспечит отсутствие психосоматических заболеваний, а еще позже — в старости — будет основой здорового и счастливого старения.