V. психологические методы
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Принципы
А. Психологическое исследование планируется на основе хорошо сформулированной проблемы и после рассмотрения подходящих методов и альтернативных процедур.
В. Психологи стремятся формулировать свои заключения таким образом, чтобы их нельзя было превратно понять или использовать. Заключение следует формулировать так, чтобы они были понятны заказчику.
С. Психологи заботятся о том, чтобы психологические приемы и методы не описывались в открытой печати, в результате чего может снизиться их полезность.
D. Психологи самостоятельно выбирают методы работы.
Разъяснения и примеры
1. В заключении должна содержаться лишь та информация, которая относится непосредственно к данному вопросу и которая необходима для его практического решения, так как заключение или другой письменный документ являются основой практического решения вопроса.
2. В заключениях психологи высказывают свои собственные суждения и сами делают выводы, не оставляя это другим. Тексты заключений содержат оценки уверенности в суждениях, на основе которых составляются заключения. В заключениях должно быть также ясно отражено, возможны ли какие-либо желательные оценки. Психологи должны с большой осторожностью использовать высказывания, относящиеся к норме и патологии.
3. После окончания исследований психологи в понятной форме информируют клиента о своих мнениях и о содержании любых заключений. Исключение составляют те случаи, когда возраст клиента, его состояние и т. д. делают невозможным сообщение этой информации. Исключение можно сделать также в случаях, когда другое лицо, не являющееся клиентом, обращается за услугами к психологам и психологи при этом знают, что клиенту известно об этом и он дал на это свое согласие. Если информация должна быть представлена другими лицами, психологи должны убедиться в правильности этой информации.
4. Психологи не дают индивидуальных советов и/или не высказывают суждения, если не обладают полученными из первых рук сведениями о клиенте или не знакомы с ситуацией, в которой он находится. Это ограничение не касается формального руководства или ситуации консультирования.
5. Если психологи применяют компьютеризованную методологию оценки и интерпретируют тесты, они должны убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки.
VI. ПУБЛИЧНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ
Принципы
А. Когда психологи делают заявления как специалисты, они стремятся к объективности и точности.
Разъяснения и примеры
1. Психологи информируют о психологической профессиональной деятельности таким
образом, чтобы избежать неправильного понимания или ущерба для данной сферы деятельности или профессии.
2. Психологи не комментируют публично критику, высказанную клиентом при помощи средств массовой информации, если это противоречит правилам конфиденциальности, приведенным в разделе IV.
3. Психологи избегают делать публичные заявления, выглядящие как самореклама.
4. Предлагая свои услуги, психологи дают лишь следующую информацию: имя, адрес, номер телефона, образование, звание, часы работы и специальность. Объявление не должно носить характер рекламы или содержать обещания специфических результатов. В объявлении о курсах может содержаться информация, разъясняющая содержание и цели курса.
5. Психологи, публикующие советы в печати в специальных колонках или где-либо еще, дают эти советы только в общей форме.
6. Психологи публикуют под своим именем только ту работу, которая полностью проделана ими или в которую они внесли существенный вклад.
7. Психологи не запрещают и не препятствуют публикациям с критикой их работы.
VII. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Принципы
А. Психологи уважают профессиональную компетентность, обязанности и ответственность коллег и представителей других профессий.
В. При лечении пациентов психологи пытаются осознать, могут ли они использовать знания, технические и административные возможности других профессиональных групп на благо клиента.
С. Психологи всегда дают адекватную информацию лицам, пользующимся их услугами, и/или персоналу, которого касаются этические нормы и правила, регулирующие работу психологов.
Разъяснения и примеры
1. Психологи делают доступными для коллег обоснованные психологические методы, технику и открытия в области психологии. Единственным исключением являются вопросы, регулируемые законом об авторских правах.
2. Психологи присваивают только такие звания, на которые они имеют право в соответствии со своим образованием, полномочиями и положением.
3. Психологи воздерживаются от необъективных суждений о коллегах и их работе, но они могут выступать с обоснованной критикой.
4. Психологи, узнавшие о том, что их коллега нарушил этические принципы психологов, пытаются в первую очередь исправить ситуацию вместе с данным коллегой. Если это не удается, они ставят его в известность, что намерены выступить с критикой в его адрес в Комитете по этике. Если это предупреждение не приносит приемлемых изменений, они выступают с критикой в комитете.
5. Если психологи консультируются с клиентами или лицами, оплачивающими услуги, которые уже имеют профессиональные отношения с другим психологом или с коллегой — представителем другой профессии, они договариваются с клиентом о том, что вовлеченное лицо должно быть поставлено в известность, что клиентурные отношения могут быть установлены только после того, как предыдущие консультации будут закончены и дано профессиональное заключение.
6. Прежде чем вступить в контакт с теми лицами, кто лечит или лечил клиента, психологом следует позаботиться о согласии на это клиента.
7. Если психологи внутри одной организации критически относятся к методам работы данной организации с точки зрения этики, они пытаются оказать влияние на организацию и добиться изменений.
8. Если условия найма психологов приводят к невозможности соблюдения интересов клиента, это разъясняется всем заинтересованным сторонам.
9. Психологи, которые собираются инструктировать, обучать или заниматься какой-либо аналогичной деятельностью на курсах вместе с непсихологами, внимательно следят, не произведет ли их участие нежелательное впечатление, что весь курс отвечает требованиям к работе психологов.
VIII. ИССЛЕДОВАНИЯ
Принципы
А. Психологи пытаются так осветить круг вопросов и проблем, являющихся предметом их исследования, чтобы сделать доступными знания, которые могут способствовать дальнейшему улучшению условий и качества жизни.
В. Психологи имеют обязательства по отношению к тем, кто является предметом/ участником в их исследованиях.
С. Психологи отвечают за то, чтобы их исследования проводились в соответствии с научной практикой.
D. Психологи разъясняют значение своих результатов.
Е. Проводя исследования на животных, психологи должны удостовериться, что животные не будут подвергнуты ненужным мучениям.
Разъяснения и примеры
1. Планируя исследования, психологи рассматривают, отвечают ли они требованиям профессиональной этики.
2. До начала исследований следует принять во внимание возможный риск того, что либо сбор информации, либо сами результаты могут оказать непреднамеренное влияние на лица или группы, образующие основу данных для программы. Эти аспекты необходимо рассматривать в связи со способностью программы исследований дать знания, способствующие усовершенствованию условий жизни людей и качества жизни. Риск непреднамеренного отрицательного воздействия на принимающих участие в программе исследований следует свести к абсолютному минимуму.
3. Когда ожидается, что исследование вызовет у участников реакции, которые потребуется довести до конца, психолог должен уточнить в плане исследований, как это будет происходить.
4. Если имеются сомнения, будет ли исследование соответствовать этическим требованиям психологической деятельности, описание программы должно быть сформулировано и подано в Комитет по этике. Описание программы должно содержать оценку того, какие профессиональные этические проблемы могут возникнуть и как можно выполнить профессиональные этические требования.
5. Вся информация об испытуемых регистрируется и хранится с контролем за строгой конфиденциальностью. Отчеты об исследованиях должны быть записаны таким образом, чтобы было невозможно идентифицировать участников исследований.
6. Участники исследования должны быть, по возможности, информированы о цели, методе и ожидаемых эффектах и любых других аспектах исследования, которые могут повлиять на их желание участвовать в нем (см. раздел II. В).
7. Если клиенты принимают участие в какой-либо программе исследования и в ходе его подвергаются воздействию, которое не является необходимой частью профессиональных услуг, оказываемых клиенту, следует особо подчеркнуть, что они могут свободно отказаться от участия в исследовании. Клиенты информируются, что их участие является добровольным.
8. Получая информацию о согласии клиента участвовать в программах исследований, психологи должны обратить особое внимание на то, не находятся ли участники исследований в состоянии зависимости от них.
9. Если участник исследований является несовершеннолетним или имеет опекунов, согласие получают, учитывая надлежащим образом степень независимости указанного лица.
10. Испытуемые заранее информируются о том, что они имеют право прервать свое участие в исследовании. Если возможно, достигается договоренность о том, на каких условиях прекращается такое участие.
11. Психолог отвечает за то, чтобы по возможности информировать участников исследований и других лиц (или учреждения), которых непосредственно затрагивают результаты исследования, об этих результатах.