По творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина
Базанова В.И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина / В.И. Базанова. – М. ; Л., 1966.
Бушмин А.С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина / А.С. Бушмин.– 2-е изд. – Л., 1976.
Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина / А.С. Бушмин. – Л., 1984.
Григорьян К.Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина / К.Н. Григорьян. – М. ; Л., 1962.
Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики / Д.П. Николаев. – М., 1988.
Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина / Е.И. Покусаев. – М., 1963.
Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина / Е.И. Покусаев. – М., 1975.
Прозоров В.В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении : пособие для учителей / В.В. Прозоров. – Л., 1979.
По творчеству А.П. Чехова
Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова / А.А. Белкин. – М., 1973.
Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания / Г.П. Бердников. – М., 1970.
Громов М.П. Чехов / М.П. Громов. – М., 1993.
Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М., 1979.
Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова / В.Я. Линков. – М., 1996.
Толстая Е.Д. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов / Е.Д. Толстая. – М. : Радикс, 1994.
Чудаков А.П. Мир Чехова (любое изд.).
Чуковский К.И. О Чехове (любое изд.).
Список работ для конспектирования
Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день.
Что такое обломовщина.
Луч света в темном царстве.
Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous.
Писарев Д.И. Базаров.
Мотивы русской драмы.
Страхов Н.Н. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Григорьев А. После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу.
Искусство и нравственность.
Тургенев И.С. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.
Гамлет и Дон Кихот.
Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк).
Гершензон М.О. Мечта и мысль И.С. Тургенева. М., 1919.
Бахтин М. М Проблемы поэтики Достоевского. М, 1963.
Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.
Контрольные вопросы по курсу
1. Пути развития и творческие достижения русской литературы 2-й половины Х1Х в. (обзорная характеристика). Историко-идеологический контекст.
2. Творческий портрет И.С. Тургенева: эволюция творчества, жанровое многообразие, основные темы, ключевые образы, своеобразие стиля.
3. Поэтика цикла «Записки охотника».
4. Художественное исследование русского национального характера на страницах рассказов цикла «Записки охотника».
5. Сюжетно-композиционное своеобразие и идейный смысл романа «Рудин».
6. Пушкинские традиции в повести И.С. Тургенева «Ася».
7. Художественное совершенство романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»: сюжетно-композиционная организация, способы создания образов героев, органическое сочетание эпического и лирического начал.
8. «Тургеневская девушка»: характер и судьба.
9. Проблематика романа «Накануне». Статья Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день».
10. Злободневность и вечность проблематики романа «Отцы и дети». Современники И.С. Тургенева о романе.
11. Система образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сюжетно-композиционная организация романа.
12. Евгений Базаров: герой или антигерой?
13. Роман Тургенева «Дым»: смысл названия, идейное содержание, художественное своеобразие, новый тип героя.
14. Художественное исследование явления народничества в романе И.С. Тургенева «Новь».
15. Поэзия и трагедия любви в повестях Тургенева о любви.
16. Гамлет и Дон Кихот как два полярных человеческих типа в трактовке И.С.Тургенева.
17. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: жанровые особенности, тематика, поэтика.
18. «Обыкновенная история» И. Гончарова – русский роман об «утраченных иллюзиях».
19. Характер и судьба Ильи Ильича Обломова. Литературная критика о герое Гончарова.
20. Сюжетно-композиционная организация романа И. Гончарова «Обломов».
21. Обломов и другие: образ Обломова в системе образов героев романа.
22. Ольга Ильинская и «тургеневские девушки».
23. Образ и судьба России в романе Гончарова «Обрыв».
24. Женские образы в романах Гончарова.
25. Художественное воплощение революционно-демократической утопии в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
26. Этические проблемы в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
27. Жанровое разнообразие и тематическое богатство драматургии А.Н. Островского.
28. Содержание и этапы развития конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
29. Личная драма Катерины Кабановой и ее социальное значение. Образ Катерины в оценке современников Островского и в оценке современного литературоведения.
30. Трагедия «горячего сердца» в «Бесприданнице» Островского.
31. Философский характер лирики Ф.И. Тютчева. Концепция мира и человека в лирике Тютчева.
32. Стихи Тютчева о любви. Денисьевский цикл.
33. Пейзажная, натурфилософская лирика Тютчева.
34. Лирика А.А. Фета: темы, идеи, образы, средства художественной выразительности.
35. Н.А. Некрасов и А.А. Фет о назначении поэзии.
36. Новаторство лирики Н.А. Некрасова: темы, образы, сочетание эпического и лирического начал, лексическое богатство.
37. Образ русского народа в лирике Некрасова.
38. Образ народного заступника в лирике Некрасова. Лирический герой некрасовской поэзии.
39. Эпический размах поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
40. Галерея представителей русского народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
41. Художественное своеобразие лирики А.К. Толстого.
42. Идейно-художественное своеобразие исторических драм А.К. Толстого.
43. Духовная эволюция и творческий путь Ф.М. Достоевского
44. «Бедные люди» Достоевского: традиции и новаторство.
45. Жанровое своеобразие романов Достоевского.
46. Сюжетно-композиционная организация романа «Преступление и наказание».
47. Герой и идея в романах Ф.М. Достоевского.
48. Система образов в романе Достоевского «Преступление и наказание».
49. Религиозные образы и идеи в романах Достоевского.
50. «Положительно прекрасный человек» в произведениях Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Идиот»).
51. Два лика красоты в романе «Идиот».
52. Отцы и дети в романе Ф.М. Достоевского «Бесы».
53. Николай Ставрогин и его «двойники».
54. Проблема становления личности в романе «Подросток».
55. Семейство Карамазовых как совокупное воплощение русского национального характера и вечных общечеловеческих проблем.
56. Смысл «Легенды о Великом Инквизиторе», ее место и значение в романе «Братья Карамазовы» и в творчестве Достоевского в целом.
57. Герой и обстоятельства в произведениях Н. Лескова. Язык лесковских произведений.
58. Гротескное изображение русской истории в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
59. Выморочный мир дворянского гнезда в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
60. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
61. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Национальное и мировое значение творчества и личности Л.Н. Толстого.
62. Художественное исследование процесса формирования личности в автобиографической трилогии Толстого. Сущность метода «диалектика души».
63. Правда истории в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого.
64. «Война и мир» Л.Н. Толстого: история создания, жанровое своеобразие, проблематика, смысл названия.
65. Художественное осмысление истории на страницах романа «Война и мир». Художественные образы исторических персонажей.
66. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
67. Мир семьи в контексте социально-исторического бытия человека на страницах романа «Война и мир».
68. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
69. Женские образы в романе «Война и мир».
70. Жизненный путь Николая Ростова. Место этого героя среди других героев романа.
71. Мастерство Толстого-художника (на материале романа «Война и мир»).
72. Взаимодействие и взаимосвязь двух сюжетных линий в романе Л. Толстого «Анна Каренина».
73. «Мысль семейная» на страницах романа «Анна Каренина».
74. Трагедия Анны Карениной. Автор и героиня.
75. Идейно-художественная нагрузка образа Левина в романе «Анна Каренина».
76. Идейно-художественный пафос повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
77. Социальное и нравственно-философское в повестях Толстого «Отец Сергий», «Фальшивый купон», «После бала».
78. Критический пафос и нравственно-философский смысл романа Л. Толстого «Воскресение».
79. Личность и творчество А.П. Чехова (общая характеристика).
80. Юмористические рассказы раннего Чехова. Юмор в зрелых произведениях Чехова.
81. Характерные черты чеховской поэтики (на материале анализа нескольких рассказов).
82. Идейный смысл и художественное своеобразие «маленькой трилогии» Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
83. Характеры и судьбы героев-интеллигентов в рассказах Чехова.
84. Новаторство Чехова-драматурга.
85. История постановки и идейно-художественное своеобразие пьесы «Чайка».
86. Образы интеллигентов в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры».
87. Три поколения, три образа России в пьесе «Вишневый сад».
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов |
Часть I | ||
Введение. | ||
Роман. Жанровые формы романа. Творчество И.С. Тургенева | ||
Творчество Ф.М. Достоевского | ||
Творчество И.А. Гончарова | ||
Творчество Л.Н. Толстого | ||
Часть II | ||
Поэзия. Творчество Н.А. Некрасова | ||
Художественные системы Ф. Тютчева и А. Фета | ||
Сатира. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина | ||
Драматургия. Творчество А.Н. Островского | ||
Творчество А.П. Чехова | ||
Итого : | 20 часов |
По итогам изучения первой части курса сдается зачет.
По итогам изучениявсего курсасдается контрольная работа и экзамен.