По творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина

Базанова В.И. «Сказки» Салтыкова-Щедрина / В.И. Базанова. – М. ; Л., 1966.

Бушмин А.С. «Сказки» Салтыкова-Щедрина / А.С. Бушмин.– 2-е изд. – Л., 1976.

Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина / А.С. Бушмин. – Л., 1984.

Григорьян К.Н. «Господа Головлевы» – роман Салтыкова-Щедрина / К.Н. Григорьян. – М. ; Л., 1962.

Николаев Д.П. Смех Щедрина. Очерки сатирической поэтики / Д.П. Николаев. – М., 1988.

Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина / Е.И. Покусаев. – М., 1963.

Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина / Е.И. Покусаев. – М., 1975.

Прозоров В.В. Произведения Салтыкова-Щедрина в школьном изучении : пособие для учителей / В.В. Прозоров. – Л., 1979.

По творчеству А.П. Чехова

Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова / А.А. Белкин. – М., 1973.

Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания / Г.П. Бердников. – М., 1970.

Громов М.П. Чехов / М.П. Громов. – М., 1993.

Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации / В.Б. Катаев. – М., 1979.

Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова / В.Я. Линков. – М., 1996.

Толстая Е.Д. Поэтика раздражения: Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов / Е.Д. Толстая. – М. : Радикс, 1994.

Чудаков А.П. Мир Чехова (любое изд.).

Чуковский К.И. О Чехове (любое изд.).

Список работ для конспектирования

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день.

Что такое обломовщина.

Луч света в темном царстве.

Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous.

Писарев Д.И. Базаров.

Мотивы русской драмы.

Страхов Н.Н. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Григорьев А. После «Грозы» Островского. Письма к И.С. Тургеневу.

Искусство и нравственность.

Тургенев И.С. Открытие памятника А.С. Пушкину в Москве.

Гамлет и Дон Кихот.

Достоевский Ф.М. Пушкин (очерк).

Гершензон М.О. Мечта и мысль И.С. Тургенева. М., 1919.

Бахтин М. М Проблемы поэтики Достоевского. М, 1963.

Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Контрольные вопросы по курсу

1. Пути развития и творческие достижения русской литературы 2-й половины Х1Х в. (обзорная характеристика). Историко-идеологический контекст.

2. Творческий портрет И.С. Тургенева: эволюция творчества, жанровое многообразие, основные темы, ключевые образы, своеобразие стиля.

3. Поэтика цикла «Записки охотника».

4. Художественное исследование русского национального характера на страницах рассказов цикла «Записки охотника».

5. Сюжетно-композиционное своеобразие и идейный смысл романа «Рудин».

6. Пушкинские традиции в повести И.С. Тургенева «Ася».

7. Художественное совершенство романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»: сюжетно-композиционная организация, способы создания образов героев, органическое сочетание эпического и лирического начал.

8. «Тургеневская девушка»: характер и судьба.

9. Проблематика романа «Накануне». Статья Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день».

10. Злободневность и вечность проблематики романа «Отцы и дети». Современники И.С. Тургенева о романе.

11. Система образов в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сюжетно-композиционная организация романа.

12. Евгений Базаров: герой или антигерой?

13. Роман Тургенева «Дым»: смысл названия, идейное содержание, художественное своеобразие, новый тип героя.

14. Художественное исследование явления народничества в романе И.С. Тургенева «Новь».

15. Поэзия и трагедия любви в повестях Тургенева о любви.

16. Гамлет и Дон Кихот как два полярных человеческих типа в трактовке И.С.Тургенева.

17. Стихотворения в прозе И.С. Тургенева: жанровые особенности, тематика, поэтика.

18. «Обыкновенная история» И. Гончарова – русский роман об «утраченных иллюзиях».

19. Характер и судьба Ильи Ильича Обломова. Литературная критика о герое Гончарова.

20. Сюжетно-композиционная организация романа И. Гончарова «Обломов».

21. Обломов и другие: образ Обломова в системе образов героев романа.

22. Ольга Ильинская и «тургеневские девушки».

23. Образ и судьба России в романе Гончарова «Обрыв».

24. Женские образы в романах Гончарова.

25. Художественное воплощение революционно-демократической утопии в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

26. Этические проблемы в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

27. Жанровое разнообразие и тематическое богатство драматургии А.Н. Островского.

28. Содержание и этапы развития конфликта в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

29. Личная драма Катерины Кабановой и ее социальное значение. Образ Катерины в оценке современников Островского и в оценке современного литературоведения.

30. Трагедия «горячего сердца» в «Бесприданнице» Островского.

31. Философский характер лирики Ф.И. Тютчева. Концепция мира и человека в лирике Тютчева.

32. Стихи Тютчева о любви. Денисьевский цикл.

33. Пейзажная, натурфилософская лирика Тютчева.

34. Лирика А.А. Фета: темы, идеи, образы, средства художественной выразительности.

35. Н.А. Некрасов и А.А. Фет о назначении поэзии.

36. Новаторство лирики Н.А. Некрасова: темы, образы, сочетание эпического и лирического начал, лексическое богатство.

37. Образ русского народа в лирике Некрасова.

38. Образ народного заступника в лирике Некрасова. Лирический герой некрасовской поэзии.

39. Эпический размах поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

40. Галерея представителей русского народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

41. Художественное своеобразие лирики А.К. Толстого.

42. Идейно-художественное своеобразие исторических драм А.К. Толстого.

43. Духовная эволюция и творческий путь Ф.М. Достоевского

44. «Бедные люди» Достоевского: традиции и новаторство.

45. Жанровое своеобразие романов Достоевского.

46. Сюжетно-композиционная организация романа «Преступление и наказание».

47. Герой и идея в романах Ф.М. Достоевского.

48. Система образов в романе Достоевского «Преступление и наказание».

49. Религиозные образы и идеи в романах Достоевского.

50. «Положительно прекрасный человек» в произведениях Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели», «Идиот»).

51. Два лика красоты в романе «Идиот».

52. Отцы и дети в романе Ф.М. Достоевского «Бесы».

53. Николай Ставрогин и его «двойники».

54. Проблема становления личности в романе «Подросток».

55. Семейство Карамазовых как совокупное воплощение русского национального характера и вечных общечеловеческих проблем.

56. Смысл «Легенды о Великом Инквизиторе», ее место и значение в романе «Братья Карамазовы» и в творчестве Достоевского в целом.

57. Герой и обстоятельства в произведениях Н. Лескова. Язык лесковских произведений.

58. Гротескное изображение русской истории в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

59. Выморочный мир дворянского гнезда в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

60. Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.

61. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Национальное и мировое значение творчества и личности Л.Н. Толстого.

62. Художественное исследование процесса формирования личности в автобиографической трилогии Толстого. Сущность метода «диалектика души».

63. Правда истории в «Севастопольских рассказах» Л. Толстого.

64. «Война и мир» Л.Н. Толстого: история создания, жанровое своеобразие, проблематика, смысл названия.

65. Художественное осмысление истории на страницах романа «Война и мир». Художественные образы исторических персонажей.

66. «Мысль народная» в романе «Война и мир».

67. Мир семьи в контексте социально-исторического бытия человека на страницах романа «Война и мир».

68. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

69. Женские образы в романе «Война и мир».

70. Жизненный путь Николая Ростова. Место этого героя среди других героев романа.

71. Мастерство Толстого-художника (на материале романа «Война и мир»).

72. Взаимодействие и взаимосвязь двух сюжетных линий в романе Л. Толстого «Анна Каренина».

73. «Мысль семейная» на страницах романа «Анна Каренина».

74. Трагедия Анны Карениной. Автор и героиня.

75. Идейно-художественная нагрузка образа Левина в романе «Анна Каренина».

76. Идейно-художественный пафос повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича».

77. Социальное и нравственно-философское в повестях Толстого «Отец Сергий», «Фальшивый купон», «После бала».

78. Критический пафос и нравственно-философский смысл романа Л. Толстого «Воскресение».

79. Личность и творчество А.П. Чехова (общая характеристика).

80. Юмористические рассказы раннего Чехова. Юмор в зрелых произведениях Чехова.

81. Характерные черты чеховской поэтики (на материале анализа нескольких рассказов).

82. Идейный смысл и художественное своеобразие «маленькой трилогии» Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

83. Характеры и судьбы героев-интеллигентов в рассказах Чехова.

84. Новаторство Чехова-драматурга.

85. История постановки и идейно-художественное своеобразие пьесы «Чайка».

86. Образы интеллигентов в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры».

87. Три поколения, три образа России в пьесе «Вишневый сад».

Учебно-тематический план курса

№ п/п Темы лекций Кол-во часов
Часть I
Введение.
Роман. Жанровые формы романа. Творчество И.С. Тургенева
Творчество Ф.М. Достоевского
Творчество И.А. Гончарова
Творчество Л.Н. Толстого
Часть II
Поэзия. Творчество Н.А. Некрасова
Художественные системы Ф. Тютчева и А. Фета
Сатира. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина
Драматургия. Творчество А.Н. Островского
Творчество А.П. Чехова
Итого : 20 часов

По итогам изучения первой части курса сдается зачет.

По итогам изучениявсего курсасдается контрольная работа и экзамен.

Наши рекомендации