Психология личности. психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности

Автор: Р. А. АХМЕРОВ, Г. С. ПРЫГИН

© 2005 г. Р. А. Ахмеров*, Г. С. Прыгин**

* Канд. психол. наук, доцент, зав. лаб. биографической психологии Института управления, г. Набережные Челны

** Канд. психол. наук, доцент, декан факультета психологии Института управления, г. Набережные Челны

Рассмотрены проявления индивидуально-типологических особенностей осознанной саморегуляции деятельности в контексте построения субъектом своего жизненного пути. Эмпирически выявлены психобиографические характеристики людей с разными типами саморегуляции деятельности. Результаты исследования указывают на то, что процессы саморегуляции деятельности и построения своего жизненного пути взаимосвязаны только в определенной мере. У людей с автономным типом саморегуляции деятельности жизнепостроение определяется причинной мотивацией. Они не склонны ставить перспективные цели жизни и достигать их, хотя в конкретной деятельности целеустремленны и самостоятельны. Причинная детерминация (детерминация прошлым - спонтанная) жизненного пути делает человека взрослее ("старит"), а целевая детерминация (детерминация будущим - произвольная) "омолаживает" внутренний мир человека.

Ключевые слова: субъект, тип саморегуляции деятельности, жизненный путь, психобиографические характеристики личности.

Конкретизацию в психологии общей философской категории субъекта в качестве субъекта деятельности, познания, общения, жизни, можно рассматривать как разные формы ее более частного проявления [1, 4, 18]. Каждое качество субъекта, отражая его активность в разных сферах жизнедеятельности, имеет свою специфику и закономерности. Изучение проблемы субъекта в различных формах проявления субъектности весьма сложная задача, тем более для эмпирического исследования. В данной работе мы предприняли попытку выявить взаимосвязь двух форм субъектности - в деятельности и жизни. В научной литературе такого плана эмпирические исследования мы не встретили. При организации нашего исследования исходным стало положение о том, что индивидуально-типологические особенности осознанной саморегуляции деятельности раскрывают именно деятельностный аспект субъектности, т.е. описывают активность субъекта в конкретных видах деятельности. Проявляет ли он себя адекватно этому аспекту в построении своего жизненного пути? Поиск ответа на этот вопрос и определил специфику нашего эмпирического исследования.

Проблема субъекта жизни, поставленная С. Л. Рубинштейном [18], в последующем нашла свое отражение и развитие в концепции личности как субъекта жизни К. А. Абульхановой-Славской и в работах ее учеников В. И. Ковалева, О. Н. Кузьминой, В. Ф. Серенковой и др. Работы Д. А. Леонтьева, посвященные самодетерминации, саморегуляции и жизнетворчеству, по нашему мнению, также имеют прямое отношение к обсуждаемым вопросам. Проблема субъекта жизни разрабатывается и в рамках причинно-целевой концепции психологического времени личности [5, 11]. Это направление получило название каузометрического направления в психологии жизненного пути [3, 5, 10, 11]. Л. И. Анцыферова указанное направление обозначает как психобиографическое [2]. Психобиографические характеристики личности, получаемые методиками экспресс-диагностики субъективной картины жизненного пути и углубленной ее диагностики - каузометрией, по сути, являются характеристиками личности как субъекта жизни [3, 11]. Кроме того, структурно субъективная картина жизненного пути личности включает в себя жизненные планы, жизненные обстоятельства и жизненную программу [3, 11]. Соответственно, психобиографические характеристики одновременно указывают, с одной стороны, на свойства личности как субъекта жизни, а с другой - на особенности ее жизненной программы, в которых проявляются характеристики субъекта жизни - "каков субъект, такова и его жизненная программа" [3].

Общая проблема саморегуляции деятельности субъекта, также поднятая С. Л. Рубинштейном, получила развитие в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского и др. Теория саморегуляции функциональных состояний человека

стр. 25

наиболее эффективно разрабатывается Л. Г. Дикой [6], проблемы осознанной саморегуляции деятельности отражены в работах О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. К. Осницкого, Г. С. Прыгина, В. И. Степанского и др.

Наше исследование проведено на пересечении двух подходов: психобиографического каузометрического подхода [3, 5, 9, 10, 11, 12, 19] и концепции индивидуально-типологических особенностей осознанной саморегуляции деятельности [13, 14, 15, 16, 17]. Оба подхода рассматривают человека соответственно как субъекта жизни и как субъекта деятельности.

В рамках концепции осознанной саморегуляции О. А. Конопкина [7], Г. С. Прыгиным было выделено и описано системное качество субъекта, имеющее регуляторную основу, названное "эффективной самостоятельностью". Это - симптомокомплекс личностных качеств: собранность, уверенность в себе и результатах выполненной работы, ответственность, развитый самоконтроль, легкая переключаемость с одной работы на другую, способность адекватно оценивать внешние и внутренние условия деятельности и т.д., который формируется в реальной деятельности субъекта и проявляется на всех этапах ее выполнения (от постановки цели до реализации), позволяя ему достигать успехов, не прибегая к помощи других.

Степень сформированности указанного комплекса личностных качеств была положена в основу типологизации людей по признаку "эффективной самостоятельности" в осуществлении ими деятельности: выделены типологические группы "автономных", "зависимых" и "смешанных" субъектов, характеризующиеся различной степенью эффективности функционирования контура саморегуляции (или с практической точки зрения разной эффективной самостоятельностью в выполнении деятельности) [13]. Особо подчеркнем, что речь идет о типах саморегуляции, а не о стилях. С нашей точки зрения, тип саморегуляции позволяет раскрыть содержательные характеристики системы саморегуляции у субъектов деятельности. В то время как стиль дает возможность описать особенности основных регуляторных процессов у данных типов, т.е. раскрыть операциональные аспекты процессов саморегуляции.

При описании любой типологии, например, типологии К. Г. Юнга, можно говорить только о степени выраженности того системного свойства, которое положено в основу типологизации. Точно так же можно говорить и о степени "автономности" субъекта, в процессе осуществления им саморегуляции деятельности. Любая типология вводится только для удобства объяснения и интерпретации данных, поэтому нами и были выделены три типологические группы: две - полярные ("автономные" и "зависимые") и одна промежуточная группа ("смешанных") субъектов.

Р. А. Ахмеров эмпирически обосновал критерии оптимальности психобиографических характеристик личности как субъекта жизни: гибкость, разумность, масштабность [3]. Данные критерии операционализируются в следующих показателях каузометрии: гибкость - это "уверенность" и "конфликтность"; разумность - "рациональность"; масштабность - "стратегичность". У людей, с успешной самореализацией психобиографические характеристики и особенности жизненной программы соответствуют указанным критериям оптимальности. Таким людям свойственны: планирование своей жизни на более далекую перспективу - "стратегичность", умение выделять между событиями жизни не только позитивные связи, но и негативные - "конфликтность", что позволяет им избегать последствий неблагоприятных жизненных обстоятельств. При оценке вероятности определенной связи между событиями жизни они используют разновероятностную связь - "уверенность"; в жизненных планах учитывают и используют жизненные обстоятельства - "рациональность" [3].

Целью исследования психобиографических характеристик субъектов с разными типами саморегуляции деятельности стала проверка общей гипотезы о том, что у лиц с автономным типом саморегуляции психобиографические характеристики больше соответствуют критериям оптимальности, чем с зависимым типом саморегуляции1 .

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие 90 человек: 45 девушек и 45 юношей. Все испытуемые - студенты вузов различных факультетов г. Набережные Челны. Возраст от 17 до 22 лет.

В процессе исследования были использованы следующие методы: "Оценивание пятилетних интервалов жизни" [5, 8, 9, 11]; каузометрия [5, 11]; Личностный опросник "автономности-зависимости" [13].

Личностный опросник "автономности-зависимости" Г. С. Прыгина 2 , предназначенный для выделения автономных, зависимых и смешанных типов саморегуляции деятельности, представляет собой стандартизованный опросник из 18 утверждений, касающихся особенностей выполнения деятельности. Выделение типологических групп проводится по количеству баллов, которое наби-

1 В статье частично использован эмпирический материал, полученный в ходе выполнения дипломной работы Е. В. Щелочковой под руководством Р. А. Ахмерова (2003).

2 Текст, ключи и нормы опросника представлены в приложении 1.

стр. 26

рает испытуемый по опроснику. Поскольку опросник содержит только одну шкалу, кроме выделения типологических групп, можно определить степень автономности любого испытуемого, т.е. чем больше баллов набирает испытуемый по опроснику, тем выше его автономность. Таким образом, тот, кто набрал максимальное количество баллов, относится к группе автономных, среднее количество баллов - к группе смешанных (средний уровень автономности) и минимальное количество баллов - к группе зависимых (минимально автономных).

Методика "Оценивание пятилетних интервалов жизни" (ОПИ) применяется для измерения динамики продуктивности жизни в самосознании личности на основе самооценки. ОПИ является методикой экспресс-диагностики субъективной картины жизненного пути личности. Процедура ОПИ заключается в следующем. Предлагается оценить все пятилетия жизни с рождения до ожидаемой продолжительности жизни по десятибалльной шкале по степени насыщенности важными событиями. Результаты методики ОПИ позволяют вычислить более десяти показателей - психобиографических характеристик [19]. В нашем случае, мы использовали лишь показатели реализованности (R), психологического возраста (ПВ), коэффициента взрослости (КВ), средние оценки насыщенности важными событиями прошлого, будущего и в целом жизни, оптимизма.

Показатель реализованности определяется через соотношение насыщенности важными событиями прожитых лет и ожидаемой человеком суммарной насыщенности жизни в целом. Чем больше удельный вес прошлого в картине жизни, тем выше реализованность, тем больше значимых событий жизни уже произошло. Показатель может принимать значения от 0 до 100%. С годами показатель реализованности обычно растет. Психологический возраст (ПВ) вычисляется по формуле: ПВ = R x ОПЖ/100%, где R - реализованность, ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни. Психологический возраст является мерой психологического прошлого, подобно тому, как хронологический возраст - мера хронологического прошлого. Соответствие хронологического (паспортного) и психологического возрастов свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соразмерить притязания с возможностями. Завышенный ПВ связан с пессимистичной и обедненной жизненной перспективой. Оптимальным является совпадение психологического и хронологического возрастов или немного заниженный психологический возраст, который указывает на наличие значимых жизненных ожиданий и еще нереализованного творческого потенциала. Коэффициент взрослости - соотношение психологического и хронологического возрастов; удобен для сравнения психологического возраста людей разных хронологических возрастов, находящихся в одной группе. При КВ < 100% человек психологически моложе, при КВ > 100% - старше, при КВ = 100% соответствует своим годам. Средние оценки насыщенности важными событиями прошлого, будущего и в целом позволяют выяснить сравнительную значимость для человека прожитых и предстоящих лет и событий жизни в целом. Оптимизм: каждый график продуктивности жизни имеет определенное соотношение периодов подъема и спада. Оптимизм вычисляется как коэффициент ранговой корреляции Кэндела между порядковым номером пятилетия и оценкой насыщенности. Если свой жизненный путь человек воспринимает как непрерывное восхождение, коэффициент корреляции положительный и наоборот.

Каузометрия предназначена для диагностики субъективной картины жизенного пути и психобиографических характеристик личности; проводится в индивидуальной форме и занимает 1 - 2 часа. Каузометрия содержит основные и дополнительные процедуры, ее мы проводили со всеми имеющимися дополнительными процедурами. Приведем лишь те процедурные этапы, которые важны для интерпретации полученных данных.

Процедурные этапы каузометрического опроса: формирование списка наиболее важных событий своего прошлого, настоящего и будущего; датирование событий; ранжировка их по важности "для себя", т.е. определение личной значимости событий; цветовые ассоциации событий с цветами теста М. Люшера: процедура предназначена для диагностики менее осознанного эмоционального отношения опрашиваемого к событиям его жизни - в ее основе лежат идеи цветового теста отношений А. М. Эткинда; обозначение сфер принадлежности событий; причинно-следственный анализ межсобытийных связей - выявление представлений опрашиваемого о структуре причинно-следственных связей между событиями его жизни; целевой анализ межсобытийных связей - выявление представлений опрашиваемого об инструментально-целевых связях (типа "средство-цель") между событиями его жизни.

По результатам каузометрического опроса можно вычислить одиннадцать психобиографических характеристик [11, 12], однако в нашей работе мы будем анализировать лишь те характеристики личности как субъекта жизни, которые показали значимые корреляции с разными типами саморегуляции деятельности. К ним относятся: насыщенность, целеустремленность, рациональность, уверенность, чувство реальности (реалистичность), стратегичность, удовлетворенность, психологический возраст и коэффициент взрослости. Психобиографические характеристики вычисляются отдельно для психологического

стр. 27

Таблица 1. Значимые корреляции автономности-зависимости с психобиографическими характеристиками личности

Группа Показатели N rxy Уровень значимости
Автономность Насыщенность 0.22 p < 0.05
Целеустремленность -0.21 p < 0.05
Уверенность -0.3 p < 0.01
Чувство реальности -0.29 p < 0.01

прошлого, настоящего, будущего и для жизни в целом.

Насыщенность показывает, какова наполненность картины жизни мотивационными связями (причинные и целевые связи между значимыми событиями жизни). Целеустремленность - процент целевых связей в общей сумме всех имеющихся связей (и причинных, и целевых). Уверенность - количество однозначных, категоричных ответов о наличии определенной связи между событиями жизни. Рациональность - насколько соответствуют цели и средства их достижения предполагаемым результатам и причинам поступков (в процентах). Стратегичность - масштабность жизненных замыслов, убежденность в их осуществлении (по сути, это длина причинной и целевой связи между событиями с учетом ожидаемой продолжительности жизни и субъективной вероятности этой связи). Чувство реальности отражает степень совпадения ранжировки событий по мотивационному статусу (характеризующего интенсивность связей конкретного события со всеми остальными) с их субъективной ранжировкой по важности "для себя" (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Удовлетворенность указывает на то, в какой мере человек видит свою жизнь в приятных цветовых ассоциациях (в процентах). Каузометрический психологический возраст и каузометрический коэффициент взрослости по содержанию аналогичны психологическому возрасту и коэффициенту взрослости, вычисляемым по методике ОПИ. Однако каузометрические варианты являются менее осознанными человеком [5, 11].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

1. Связь психобиографических характеристик личности с автономностью.

На данном этапе исследования рассчитывались коэффициенты корреляции Пирсона между степенью автономности всех испытуемых (90 человек) и психобиографическими показателями (табл. 1).

Для интерпретации результатов исследования важна мысль А. А. Кроника о том, что специфика жизни человека в ее детерминации и прошлым (причинами), и будущим (целями) [10], т.е. имеют место два вида детерминационной связи: причинно-следственная (из прошлого в настоящее) и связь типа "цель-средство" (из будущего в настоящее). Таким образом, активность человека в настоящем определяется и тем, что было (прошлым), и тем, к чему он стремится (будущим).

Содержательная интерпретация указанных корреляций (табл. 1) состоит в следующем: чем выше показатели автономности, тем выше показатель мотивационной насыщенности жизни. Лица с более выраженной автономностью саморегуляции видят больше стимулов для самореализации в жизни, т.е. в субъективной картине их жизненного пути между событиями присутствует больше мотивационных связей. Люди же с менее выраженной автономностью саморегуляции в организации своей жизни видят меньше мотивационных связей между событиями жизни, что говорит о меньшей их включенности в процессы реального мира.

Чем выше показатель автономности, тем ниже уровень целеустремленности в достижении событий жизни. Это указывает на то, что в построении своего жизненного пути автономные личности более спонтанны. Субъекты с автономной саморегуляцией целеустремленны в конкретной деятельности, чего не наблюдается в организации их жизни, которая в большей степени детерминирована прошлым, очевидно, успехами в организации своей деятельности и, соответственно, ее результатами. Разумеется, косвенно или прямо, успехи в организации деятельности и результаты ее достижений могут способствовать наполнению жизни значимыми событиями и успешной адаптации в социуме.

Люди со слабо выраженной автономностью саморегуляции (зависимые) насыщают свою жизнь во внутреннем мире целевой мотивацией. Этот мир наполнен желаниями самореализации, достижений в жизни. Однако целеполагание это еще не целедостижение. Малая активность в организации конкретной деятельности лиц с зависимым типом саморегуляции компенсируется большими желаниями по отношению к своей жизни во внутреннем мире.

Из табл. 1 видно также, что чем выше показатели автономности, тем меньше категоричность в высказываниях и суждениях о вероятности связи между событиями (показатель "уверенность"). Это указывает на то, что человек учитывает в своих жизненных планах разновероятностную детерминацию (в данном случае, преимущественно - причинную) различных событий жизни. Зависимый тип более категоричен и уверен в наличии конкретного вида мотивационной связи между событиями жизни, менее гибок, не допускает разную вероятность в объяснении наступления явлений, событий.

стр. 28

Анализ показателя "реалистичности" выявил следующую зависимость: чем выше автономность, тем менее адекватно осознается реальная значимость разных событий своей жизни. Видимо, придание большей значимости целям конкретной деятельности, "озабоченность" ими в определенной степени вносит сумятицу в оценку реальной значимости событий жизни у людей с данным типом саморегуляции. Возможно, здесь имеется своего рода "интерференция" целей деятельности (достижений) со значимыми событиями жизни. Цель конкретной деятельности не обязательно является целью жизни.

Субъекты с низкой автономностью (зависимые) достаточно адекватно осознают реальную значимость событий жизни. Видимо, некоторая мотивационная "обедненность" жизни "очищает" ее, что позволяет таким людям более ясно отражать и оценивать события.

Следовательно, для испытуемых с автономным типом саморегуляции характерна такая психобиографическая характеристика, как большая спонтанность в жизни, они не ставят специально цели в жизни, она у них в большей степени детерминирована причинными связями. Автономные испытуемые не всегда адекватно осознают значимость событий своей жизни, видимо, потому, что они не ставят жизненные цели специально, а реально оценить, какие достижения деятельности значимы в жизни, трудно, если нет обозначенных целей жизни. Они более гибки в суждениях о связях между событиями своей жизни, опять-таки, скорее всего, по причине спонтанного характера ее построения.

Из всех показателей методики ОПИ, степень автономности имеет только одну значимую корреляцию - с психологическим возрастом (r = 0.24, при p < 0.05). Чем выше показатели автономности, тем больший психологический возраст чувствует субъект, т.е. представители автономного типа саморегуляции деятельности ощущают себя старше своего хронологического возраста. Это, видимо, происходит за счет прошлого опыта достижений в деятельности, за счет главной субъектной характеристики - самостоятельности. Можно также предположить, что личностные качества автономных - самостоятельность, независимость и ответственность позволяют им чувствовать себя "хозяевами своей жизни". Психологический возраст человека тем выше, чем больше реализованность его психологического времени и жизненных замыслов в рамках ожидаемой продолжительности жизни [11]. Таким образом, более высокий психологический возраст автономных субъектов указывает на их переживание реализованности в жизни.

Лица с зависимым типом саморегуляции чувствуют себя моложе, возможно, вследствие того, что их большая категоричность, малая мотивационная насыщенность жизни, преобладание желаний (целевой мотивации), не столь значительные достижения в жизни приводят к переживанию того чувства, что "у них все свершения еще впереди".

Психологический анализ полученных данных позволяет утверждать, что причинная детерминация (прошлым) жизненного пути делает человека взрослее ("старит"), а целевая (будущим) - "омолаживает" его внутренний мир.

2. Психобиографические характеристики лиц, объединенных в типологические группы саморегуляции.

В целях получения более детальной информации нами были сформированы три типологические группы испытуемых (по 30 человек в каждой), обладающих автономным, смешанным и зависимым типами саморегуляции.

Напомним, что испытуемые автономной группы в деятельности проявляют такие качества, как целеустремленность, собранность, развитый самоконтроль, способность адекватно оценивать цели, внешние условия выполнения деятельности, проводить активный поиск информации, необходимой для успешного осуществления деятельности. Им свойственна уверенность в своих личных качествах, знаниях и навыках, а также умение в случае необходимости мобилизовать их на достижение поставленной цели.

В отличие от них, у зависимых субъектов подобный комплекс качеств развит слабо, поэтому для успешного выполнения деятельности им приходится прибегать к посторонней помощи. Процессы осознанной саморегуляции у них характеризуются низкой эффективностью использования информации, необходимой для оптимального достижения поставленной цели, неадекватными критериями успешности выполнения деятельности, недостаточным уровнем сформированности программы исполнительных действий. Типологической группе индивидов со смешанным типом саморегуляции присущи характеристики обеих (полярных) групп.

Статистически значимые корреляции с показателями каузометрии были обнаружены лишь в

Таблица 2. Значимые корреляции типа саморегуляции с показателями каузометрии

Группы Показатели N rxy Уровень значимости
Автономные Коэффициент взрослости 0.36 p < 0.05
Чувство реальности -0.37 p < 0.05
Зависимые   Нет  
Смешанные   Нет  

стр. 29

Таблица 3. Значимые корреляции типа саморегуляции с показателями ОПИ

Группы Показатели N rxy Уровень значимости
Автономные   Нет  
Зависимые   Нет  
Смешанные Реализованность -0.38 p < 0.05
Психологический возраст -0.36 p < 0.05

группе испытуемых с автономным типом саморегуляции деятельности (табл. 2).

Положительная корреляция коэффициента взрослости с характеристиками автономности еще раз подтверждает, что испытуемые этого типа чувствуют себя старше своего хронологического возраста. Отрицательная связь автономности с показателем "чувство реальности", указывает на то, что лица с автономным типом саморегуляции неадекватно оценивают реальную значимость своих событий жизни. Значимых корреляций показателей каузометрии с зависимым и смешанным типами саморегуляции не выявлено.

Показатели ОПИ. Корреляции с показателями методики ОПИ были обнаружены лишь в группе со смешанным типом саморегуляции деятельности (табл. 3).

Мы уже отмечали, что чем больше удельный вес прошлого в картине жизни, тем выше его реализованность. По-видимому, переживание своей нереализованности позволяет лицам со смешанным типом саморегуляции деятельности чувствовать себя моложе. Скорее всего, испытуемые, относящиеся к промежуточному типу саморегуляции, разделяют свои возможности в достижении целей деятельности и целей жизни, отделяют первые от вторых. Можно также предположить, что они проявляют большую мотивацию в деятельности тогда, когда цели деятельности в какой-то мере комплементарны целям их жизни.

Смешанный тип имеет неоднозначные характеристики. Он может быть ближе или к автономному, или к зависимому типу. Поэтому результаты этой типологической группы невозможно интерпретировать с большей уверенностью (без дополнительных исследований).

3. Выраженность психобиографических характеристик испытуемых с автономным и зависимым типами саморегуляции.

Показатели каузометрии (табл. 4). Сравнительный анализ средних значений психобиографических характеристик в группах с разными типами саморегуляции деятельности (по t -критерию) в целом подтверждает результаты корреляционного анализа, описанного выше.

Автономные испытуемые проявляют меньшую целеустремленность в планировании жизни ее текущего периода и в целом (p < 0.05), а также имеют и более низкое чувство реальности по сравнению с зависимыми субъектами (p < 0.05).

Напомним, что стратегичность является показателем продуманности жизненного пути на более длительный период. У автономных испытуемых показатель стратегичности в прошлом выше, чем у зависимых (p < 0.05); в психологическом настоящем и будущем значимых различий не обнаруживается. Автономные субъекты больше удовлетворены своей жизнью в прошлом, чем зависимые (p < 0.05). Таким образом, автономные испытуемые в жизни больше ценят свое про-

Таблица 4. Психобиографические характеристики субъекта жизни (по методике каузометрия)*

Психобиографические характеристики Психологическое прошлое Психологическое настоящее Психологическое будущее В целом
Насыщенность
Целеустремленность 54* 51*
Конфликтность
Рациональность
Стратегичность 1*
Уверенность
Удовлетворенность
Эмоциональность
Чувство реальности -0.23 -0.27 0.07 0.20 0.19 -0.05 0.28 0.50*
Психологический возраст            
Коэффициент взрослости            

Примечание. В столбцах номером 1 обозначены результаты автономного субъекта, 2 - зависимого. Символом * в таблице обозначена значимость различий на уровне p < 0.05.

стр. 30

шлое, оно им более понятно и упорядочено, чем зависимым, для которых их прошлое менее привлекательно, так как они устремлены в будущее (целевая детерминация жизни).

Автономные субъекты в целом менее адекватно, чем зависимые, осознают значимость событий своей жизни (p < 0.05).

Значимых различий по показателям каузометрии испытуемых смешанной группы с другими типологическими группами не выявлено.

Показатели ОПИ. Дальнейший сравнительный анализ испытуемых трех типологических групп по показателям методики ОПИ выявил значимые различия лишь в группе смешанных и автономных. Испытуемые данных выборок различаются по следующим показателям: средняя оценка прошлого, психологический возраст, коэффициент взрослости (табл. 5).

Результаты говорят о том, что автономные лица воспринимают свое прошлое как более насыщенное значимыми событиями, чувствуют себя старше своего хронологического возраста по сравнению с испытуемыми, имеющими смешанный тип саморегуляции деятельности. Напомним, что психологический возраст и коэффициент взрослости являются интегральным показателем отношения к своей жизни.

Значимых различий между группами зависимых и автономных, а также смешанных и зависимых по показателям методики ОПИ не обнаружено.

Приведенный выше психологический анализ результатов эмпирического исследования не позволяет нам говорить для нашей выборки студентов о том, что психобиографические характеристики испытуемых с автономным типом саморегуляции деятельности соответствуют критериям оптимальности в полной мере. Жизнепостроение субъектов с автономным типом саморегуляции деятельности, по сравнению с зависимыми субъектами, характеризуется меньшей целеустремленностью, их жизненный путь в большей степени имеет причинную детерминацию и, соответственно, определяется прошлым. Видимо, вера в собственные силы, успехи в конкретных видах деятельности и делают их несколько "беспечными" в плане целевого построения своей жизни. Возможно и то, что сфера деятельности для субъектов автономного типа является приоритетной (более ценностно значимой), чем пространство их жизненного пути в целом.

Автономные субъекты в определении вероятности связей между событиями своего жизненного пути менее категоричны, чем лица с другими типами саморегуляции деятельности. Они, ситуативно ("вынужденно") включаясь в процесс жизнеосуществления, достигают успехов и в жизни, несмотря на отсутствие целевой детерминации. Скорее всего, в этом им помогает способность самостоятельно достигать цели в конкретных видах деятельности (т.е. развитая автономность).

4. Психобиографические характеристики мужчин и женщин с автономным типом саморегуляции.

В целях выявления особенностей психобиографических характеристик у мужчин и женщин, обладающих разными типами саморегуляции, общая выборка (90 человек) была разделена на две части - мужчин и женщин по 45 человек в каждой. В обеих группах был проведен корреляционный анализ степени выраженности автономности с показателями каузометрии и ОПИ (см. соответственно таблицы 6 и 7). В группе мужчин обнаружились значимые корреляции с показателями "чувство реальности" и "коэффициент взрослости", а в группе женщин - значимые корреляции с показателем "уверенность".

Корреляции свидетельствуют о том, что чем выше показатели автономности у мужчин, тем менее адекватно они осознают реальную значимость событий жизни и чувствуют себя старше своего хронологического возраста. Чем выше по-

Таблица 5. Различия средних показателей ОПИ между автономным и смешанным типом саморегуляции

Показатели Автономные Смешанные Ур. значимости
Средняя оценка прошлого 5.9 p < 0.05
Психологический возраст 20.7 18.2 p < 0.05
Коэффициент взрослости 104.8 91.8 p < 0.1

Таблица 6. Значимые корреляции показателей каузометрии со степенью автономности у мужчин и женщин

Показатели N rxy Уровень значимости
Автономность Психобиографические характеристики
Мужчины Чувство реальности   -0.32 p < 0.05
Коэффициент взрослости   0.32 p < 0.05
Женщины Уверенность -0.42 p < 0.01

Таблица 7. Значимые корреляции показателей ОПИ со степенью автономности у мужчин и женщин

Показатели N rxy Уровень значимости
Автономность Психобиографические характеристики
Мужчины Коэффициент взрослости 0.33 p < 0.05
Женщины Оптимизм -0.3 p < 0.05

стр. 31

казатель автономности у женщин, тем более они гибкие в своих суждениях (видят разную вероятность связей между событиями). Можно говорить о некоторой "диалектичности" биографического мышления у женщин с автономным типом саморегуляции, по сравнению с женщинами зависимого типа.

Корреляционный анализ показателей методики ОПИ с показателями автономности выявил, что выраженная автономность в деятельности у женщин связана с меньшей оптимистичностью (см. табл. 7). Другими словами, такие женщины склонны воспринимать свой жизненный путь скорее как "спуск", нежели "подъем". Но переживание жизни как "спуск" косвенно указывает и на уровень притязаний личности. С этой точки зрения, выраженная автономность в деятельности сопровождается низким уровнем жизненных притязаний в целом. Возможно, в этом проявляются социальные установки, поощряющие основные достижения сильного пола в жизни.

Таким образом, автономные женщины более реалистичны, "диалектичны", но, вместе с тем, и более пессимистичны.

Из табл. 7 видно, что чем больше выражена автономность у мужчин, тем старше они себя чувствуют. По-видимому, здесь играет роль тот факт, что интерференция достижений в деятельности с достижениями в жизни увеличивает вес психологического прошлого, поэтому они чувствуют себя старше своего хронологического возраста.

ВЫВОДЫ

Итак, учитывая возрастные особенности исследованной выборки (студенческая молодежь) можно в отношении ее сделать следующие выводы.

1. У субъектов с автономным типом саморегуляции деятельности:

- жизненный путь подчинен не целевой, а причинной детерминации (т.е. они, как правило, не планируют свою жизнь);

- они больше удовлетворены своим прошлым;

- чувствуют себя старше своего хронологического возраста;

- менее адекватно осознают реальную значимость событий своей жизни;

- менее категоричны в определении вероятности детерминационных связей между событиями своей жизни.

2. Высокие показатели автономности у женщин сопровождаются более адекватным осознанием реальной значимости событий жизни и склонностью воспринимать свой жизненный путь как "спуск", (пессимистическим отношением к своей жизни); у мужчин - высокими значениями психологического возраста (чувствуют себя старше своего хронологического возраста).

3. Психобиографические характеристики субъектов с автономным типом саморегуляции деятельности (как впрочем, и зависимым типом) не соответствуют критериям оптимальности в полной мере.

4. Психологический возраст испытуемых с высокими показателями целеустремленности (по каузометрии) ниже хронологического возраста, и наоборот.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что процессы саморегуляции деятельности и построения своего жизненного пути взаимосвязаны неоднозначно. Успех в деятельности не всегда предполагает успех в жизни (впрочем, и наоборот). Автономный субъект, умеющий эффективно организовать свою деятельность и самостоятельно добиться в ней успеха, в построении своего жизненного пути может оказаться далеко не таким успешным. Это отчасти и отразилось в результатах нашего эмпирического исследования, согласно которым человек как субъект деятельности характеризуется "активной целеустремленностью, самостоятельностью", однако на уровне своего жизнепостроения проявляет себя как "спонтанно-активный". Такого рода факты, надо полагать, имеют компенсаторный характер. В наших исследованиях эмпирически проявился вполне объяснимый и ожидаемый феномен: молодой человек, живущий ожиданиями (будущим), переживает душевную молодость, а живущий достижениями (прошлым) - чувствует себя старше своего хронологического возраста.

Эти выводы пока касаются лишь студенческой молодежи, поэтому мы не можем распространить наши результаты на другие возрастные группы, людей иного социального статуса и т.д. Однако наша работа показывает, что дальнейшая теоретическая разработка категории субъектности требует эмпирического изучения различных форм ее проявления, ценностной и мотивационной обусловленности активности субъекта. Представляет также интерес изучение субъектных характеристик человека в деятельности и в жизнепостроении в связи с успешной и неуспешной самореализацией, причем на разных возрастных этапах и т.д.

Данное исследование является лишь постановкой проблемы о взаимосвязи "саморегуляции деятельности" и "саморегуляции жизни", поиска ответа на вопросы о разных причинах и способах успешной самореализации.

стр. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Инструкция. Если вы согласны с утверждением, то поставьте знак "+" в графе "Да" или "Пожалуй, да"; если же не согласны, то поставьте знак "+" в графе "Нет" или "Пожалуй, нет", в зависимости от того, какой ответ больше Вам подходит.

N п/п Содержание утверждения Да Пожалуй, да Пожалуй, нет Нет
Окружающие люди считают меня уверенным в себе человеком.        
Я обязательно возвращаюсь к начатому делу даже тогда, когда меня никто не контролирует.        
Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.        
При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.        
Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.        
Я с одинаковым старанием выполняю как неинтересную, так и интересную для меня работу.        
Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.        
Обычно мой рабочий день проходит бессистемно (не по заранее заготовленному плану).        
При возможности выбора, я предпочитаю делать работу менее ответственную, но и менее интересную.        
После того как я завершил какую-нибудь работу, я привык обязательно проверить, правильно ли я ее сделал.        
Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела.        
Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.        
Мне часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.        
Я склонен отказываться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.        
Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.        
Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-нибудь задаче или работе.        
Когда я поглощен какой-нибудь работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.        
Я склонен отказываться от работы, которая "не клеится" (не идет).        

При обработке заполненных бланков ответы "да" и "пожалуй, да" объединяются в ответ "да"; ответы "нет" и "пожалуй, нет" объединяются в ответ "нет".

Ключ к опроснику: "Да" - 1, 2, 3, 5. "Нет" - 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемый получает 1 балл. Испытуемые, набравшие:

- от 12 баллов и более относятся к группе "автономных";

- от 8 баллов и менее относятся к группе "зависимых";

- от 11 до 9 баллов относятся к группе "смешанных".

стр. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 34 - 50.

2. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1992. N 5. С. 12 - 25.

3. Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН, 1994.

4. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003.

5. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984.

6. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: ИП РАН, 2003.

7. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

8. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психол. журн. 1983. N 5. С. 57 - 65.

9. Кроник А. А. Картина продуктивности жизни и ее динамика в самосознании личности // Жизнь как творчество: Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1985. С. 265 - 277.

10. Кроник А. А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М.: Институт психологии РАН, 1994.

11. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М: Смысл, 2003.

12. Кроник А. А., Пажитнов А. Л., Левин Б. М. Life-Line - биографические тесты и медитации за персональным компьютером // Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс-Культура, 1993. С. 15 - 42.

13. Прыгин Г. С. Проявление "автономности" и "зависимости" в осознанной регуляции деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1984.

14. Прыгин Г. С. Проявление феномена "автономности-зависимости" в учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1984. N 2. С. 48 - 52.

15. Прыгин Г. С., Степанский В. И. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопр. психологии. 1987. N. 4. С. 45 - 51.

16. Прыгин Г. С. Саморегуляция деятельности как механизм формирования социальных и личностных черт // Социальная психология - XXI век.: Доклады участников симпозиума. Ярославль, 1999. Т. 2. С. 213 - 215.

17. Прыгин Г. С. Критерий эффективности саморегуляции, как основа для построения регуляторной теории личности // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент / Под ред. Козлова В. В. Ярославль, 2000. Т. 3. С. 64 - 67.

18. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.

19. Kondrashev A. V., Kronick A. A. Psycho-Biographical Analysis with APL // Quote Quad. 1991. V. 21. N 4. P. 244 - 288.

Наши рекомендации