Звукорежиссерского пульта
Как уже сообщалось, создание виртуального азимута по временному способу в силу ряда причин в настоящее время не используется, поэтому здесь мы рассмотрим принципы регулирования, связанные только с амплитудным методом, хотя неплохо помнить об известных преимуществах относительных небольших задержек сигналов левого и правого каналов стереопередачи, обеспечивающих более достоверную локализацию квазиобъектов.
Уделим внимение принципам оценки результатов панорамирования.
Самым надежным способом азимутально-широтной настройки можно было бы считать совокупное регулирование положений всех квазиобъектов, составляющих фонографию записываемого произведения или его эпизода. Постепенно устраняя неточности, мы двигались бы к желаемому результату «путем проб и ошибок», так называемым методом последовательного приближения.
Но такая организация работы вряд ли может считаться целесообразной, в особенности, если ей предшествуют эскизные зарисовки, из которых уже ясно, что и где находится. Эскиз ведь можно просто «перевести» в звуковой масштаб фонографического пространства. Для этой цели и нужно научиться быстрым звукозрительным оценкам.
Заметим, что шкалы у панорамных регуляторов отградуированы мнемонически, и, как правило, конструкторы
звукорежиссерских пультов не слишком заботятся о точном взаимном согласовании регуляторов разных каналов. Но даже в пультах с цифровым управлением и пультах компьютерных звуковых станций, где существует такое согласование, величина поворота регулятора направления, строго говоря, не адекватна угловому перемещению виртуального источника звука, кроме, разумеется, центрального и крайних положений. Это также обосновывает соответствующие слуховые тренировки.
Способность оценивать результаты панорамирования проще всего воспитывать методом так называемой зрительной привязки. Пространство фонической аппаратной в районе аудиомониторов может быть заполнено какими-нибудь предметами, геометрия стен часто непрямоугольная, есть рельеф акустической отделки, т.д. Любую из зрительных деталей легко вообразить себе мнимым источником звука, по меньшей мере, представить, что он (квазиисточник) находится в той или иной точке (области) стереофонического пространства. Вы вращаете регулятор направления, останавливаясь в тот момент, когда ощущение виртуального азимута совпадает с выбранным местом зрительной привязки. Для самопроверки можно на время закрыть глаза, чтобы оценить направление только на слух, затем открыть их и убедиться в правильности оценки, или внести нужные коррективы.
Следует учесть, что звуковые квазиобъекты, в особенности помещенные не вблизи громкоговорителей, слышатся (видятся) несколько выше осей излучателей, поэтому и зоны «привязки» нужно искать на соответствующей параллели.
Подобным образом можно идентифицировать и ширину, и удаленность квазиисточников. Если же установка требуемой протяженности на первых порах вызывает проблемы, то рекомендуется следующее: вышеуказанным способом определяются 2 границы по ширине, а затем уровни передачи в обоих направлениях балансируются так, чтобы «громкост-ная ось» протяженного квазиобъекта совпала с осью его зрительной симметрии (см. рис.5-15).
Здесь rl и г2, в соответствии с положениями канальных регуляторов направления для сигнала совмещённого стерео-микрофона — краевые азимуты протяженного квазиисточника; rs — виртуальная ось его звукозрительной симметрии.
Канальные регуляторы усиления на пульте устанавливаются в такие положения, что ни одно из краевых направлений не кажется преобладающим. Естественно, это соотношение
13 Заказ № 820
остается неизменным при регулировке общего уровня звучания данного квазиобъекта.
Рис. 5-15
Описанный способ тренировки азимутального восприятия не следует, очевидно, считать единственным. Автор этих страниц испытал на себе экзотический метод, настоятельно рекомендовать который, впрочем, не следует. В течение длительного времени работа производилась им в темноте, лишь основные органы управления пультом были слабо освещены. Таким образом, воспитывалась специфическая звукозрительная физиология восприятия, подобная той, что свойственна слепым. Слава Богу, вовремя была замечена тенденция к ухудшению зрения, а то эксперимент мог бы закончиться плачевно.
Существует еще один, чисто звуковой прием. Синтезированный импульсный сигнал, напоминающий стрекот, с широким частотным спектром, отлично локализуемый в стереофоническом пространстве, на небольшом уровне направляется в любую из 3-х четко детерминируемых точек (L, R, центр),а панорамируемый квазиисточник или его боковые координаты сравниваются с ним по своему азимутальному положению.
Так или иначе, постепенно отпадет необходимость в привязках, и звукорежиссер сможет выстраивать как плоскую, так и пространственную звуковую картину, оценивая ее только на слух.