Звукорежиссерского пульта

Как уже сообщалось, создание виртуального азимута по временному способу в силу ряда причин в настоящее время не используется, поэтому здесь мы рассмотрим принципы регулирования, связанные только с амплитудным методом, хотя неплохо помнить об известных преимуществах относи­тельных небольших задержек сигналов левого и правого ка­налов стереопередачи, обеспечивающих более достоверную локализацию квазиобъектов.

Уделим внимение принципам оценки результатов панора­мирования.

Самым надежным способом азимутально-широтной на­стройки можно было бы считать совокупное регулирование положений всех квазиобъектов, составляющих фонографию записываемого произведения или его эпизода. Постепенно устраняя неточности, мы двигались бы к желаемому резуль­тату «путем проб и ошибок», так называемым методом после­довательного приближения.

Но такая организация работы вряд ли может считаться целесообразной, в особенности, если ей предшествуют эскиз­ные зарисовки, из которых уже ясно, что и где находится. Эскиз ведь можно просто «перевести» в звуковой масштаб фонографического пространства. Для этой цели и нужно на­учиться быстрым звукозрительным оценкам.

Заметим, что шкалы у панорамных регуляторов отгра­дуированы мнемонически, и, как правило, конструкторы

звукорежиссерских пультов не слишком заботятся о точном взаимном согласовании регуляторов разных каналов. Но даже в пультах с цифровым управлением и пультах компьютерных звуковых станций, где существует такое согласование, величи­на поворота регулятора направления, строго говоря, не адек­ватна угловому перемещению виртуального источника звука, кроме, разумеется, центрального и крайних положений. Это также обосновывает соответствующие слуховые тренировки.

Способность оценивать результаты панорамирования про­ще всего воспитывать методом так называемой зрительной привязки. Пространство фонической аппаратной в районе аудиомониторов может быть заполнено какими-нибудь пред­метами, геометрия стен часто непрямоугольная, есть рельеф акустической отделки, т.д. Любую из зрительных деталей лег­ко вообразить себе мнимым источником звука, по меньшей мере, представить, что он (квазиисточник) находится в той или иной точке (области) стереофонического пространства. Вы вращаете регулятор направления, останавливаясь в тот момент, когда ощущение виртуального азимута совпадает с выбранным местом зрительной привязки. Для самопровер­ки можно на время закрыть глаза, чтобы оценить направле­ние только на слух, затем открыть их и убедиться в правиль­ности оценки, или внести нужные коррективы.

Следует учесть, что звуковые квазиобъекты, в особеннос­ти помещенные не вблизи громкоговорителей, слышатся (ви­дятся) несколько выше осей излучателей, поэтому и зоны «привязки» нужно искать на соответствующей параллели.

Подобным образом можно идентифицировать и ширину, и удаленность квазиисточников. Если же установка требуе­мой протяженности на первых порах вызывает проблемы, то рекомендуется следующее: вышеуказанным способом опре­деляются 2 границы по ширине, а затем уровни передачи в обоих направлениях балансируются так, чтобы «громкост-ная ось» протяженного квазиобъекта совпала с осью его зри­тельной симметрии (см. рис.5-15).

Здесь rl и г2, в соответствии с положениями канальных регуляторов направления для сигнала совмещённого стерео-микрофона — краевые азимуты протяженного квазиисточни­ка; rs — виртуальная ось его звукозрительной симметрии.

Канальные регуляторы усиления на пульте устанавлива­ются в такие положения, что ни одно из краевых направлений не кажется преобладающим. Естественно, это соотношение




13 Заказ № 820



остается неизменным при регулировке общего уровня звуча­ния данного квазиобъекта.

Звукорежиссерского пульта - student2.ru

Рис. 5-15

Описанный способ тренировки азимутального восприятия не следует, очевидно, считать единственным. Автор этих стра­ниц испытал на себе экзотический метод, настоятельно реко­мендовать который, впрочем, не следует. В течение длительно­го времени работа производилась им в темноте, лишь основные органы управления пультом были слабо освещены. Таким обра­зом, воспитывалась специфическая звукозрительная физиоло­гия восприятия, подобная той, что свойственна слепым. Слава Богу, вовремя была замечена тенденция к ухудшению зрения, а то эксперимент мог бы закончиться плачевно.

Существует еще один, чисто звуковой прием. Синтези­рованный импульсный сигнал, напоминающий стрекот, с широким частотным спектром, отлично локализуемый в стереофоническом пространстве, на небольшом уровне направляется в любую из 3-х четко детерминируемых точек (L, R, центр),а панорамируемый квазиисточник или его боко­вые координаты сравниваются с ним по своему азимуталь­ному положению.

Так или иначе, постепенно отпадет необходимость в при­вязках, и звукорежиссер сможет выстраивать как плоскую, так и пространственную звуковую картину, оценивая ее толь­ко на слух.

Наши рекомендации