Телеграфная речь

Укороченные предложения, напоминающие телеграммы, харак-терные для речи детей в возрасте от полутора до двух лет. В приме-рах такой речи («дядя идет домой» или «машина едет далеко») вид-ны рудименты первичного младенческого словаря, но структура

т

предложсний может быть весьша творческой, учитывая тот факт, что многие речевые конструкпиіи не были услышаны от взрослых. Пользуясь телеграфной речыо, рэебснок обычно опускает артикли и предлоги, сохраняя лишь «важньыс» существительнгые и глаголы.

Телепатия

Персдача мыслсй от одного ччеловека к другому без вербально-] го или любого иного известногсо вида общения. Иногда называст-сся «чтением мыслей».

Теменная доля

См. Головиой мозг.

Темперамент

Аспект человеческого характсера; склонность к специфическим ээмоциональным реакциям и насстросниям. Принято считать, что ттемперамент человека в значитгельной мере имеет геиетическую шрироду (сходство темпераментаі у членов одной семьи). Отмечено ттакже, что новорожденные младценцы от несколыких матерей по-рразному реагируют на одинаковгые стимулы.

Теории «дурных генов»

Любые объяснения расовых, кклассовых или полювых различий. шодразумевающие генетическую > неполноценность, одной группы шо сравнению с другой. Такие убоеждения были весьма распростра-шенными вплоть до начала XX веека (например, истголкование Гер-бэертом Спенсером дарвиновсколй теории естествеииого отбора шрименительно к различиям междцу сильными и сла быми, бедными ш богатыми). Сходные идеи сущесствуют и в наши дни, несмотря на боолее либеральные традиции соьвременной психолюгии. Исследо-взания Артура Дженсена, посвяіщенные умственным различиям мдежду белыми и чернокожими ашериканцами, пришели к ожесто-чаенным спорам, выходившим даалеко за рамки первоначального шсихологического контекста.

Теории игр

Разные объяснения природы иі функций игр. Вотг два примера:

1. Пиаэісе: игра имеет важное: значение, так как позволяет ре-бенку оттачивать существунющие навыки. Поскольку в игре

т

силен элемент фантазии (в ней нет явной цели), она позволя-ет рсбенку развивать свои творческие способности. Ребенок проходит через различные стадии игры:

• овладение: рсбенок повторяет действия, чтобы консолнди-ровать их и добиться определенного мастерства;

• символическая игра: пользуясь игрой как инструментом об-шсния. рсбенок вырабатывает навыки контроля в повседнев-ных ситуациях;

• игра с правилами: поскольку ребенок развивает навки соци-ального взаимодействия, ему нсобходимо разработать и ус-воить правила, обеспечивающие сотрудничсство и «честную игру».

2. Фрейд: посредством игры ребенок может:

• повторять приятные чувства по своему желанию; таким об-разом ребенок учится распоряжаться своей жизныо;

• задействовать защитные механизмы; например, игру с плас-тилином можно рассматривать как сублимированные манипу-ляции с фекалиями;

• справляться с эмоциональными проблемами и пользоваться игрой как средством преодоления неприятных ситуаций.

Теория

Ряд общих принципов, которые используются для объяснения установленных фактов и наблюдаемых событий. К примеру, пси-холог, наблюдающий за человеческой склонностью выбирать партнеров на основе физической привлекательности, может разра-ботать теорию межличностпой аттракции, объясняющую его от-крытие. Точность научной теории можно проверять повторным тестированием и сбором данных. Важной характеристикой науч-ной теории является возможность ее коррекции в соответствии с новыми данными.

В самом упрощенном виде теорию следует рассматривать как искреннюю попытку объяснить некий массив знаний. В этом, наи-более либеральном смысле слова, ряд психологических моделей, не подпадающих под критерий «научности», тем не менее счита-ются теориями.

Теория активации внешних стимулов

Раздел исследований в области агрессии, рассматривающий аг-рессивное поведение как следствис активации внешних стимулов в

т

экружаюшощей среде. Это объяснение находится в рамках теории по-•кшенной ой агрессии и гласит, что люди, накапливающие агрессию терез фрусрустрацию, склонны удерживать эту агрессию в себе, пока <акой-нибшбудь стимул в окружающей среде не заставит ее выплес-іуться нашаружу. В качестве примера можно привести так называе-кіый «эффффект оружия»: в обществе, где существует более терпимое этношенишие к огнестрельному оружию, неизбежно наблюдается бо-іее высокюкий процент насильственных преступлений с применени-:м оружижия. Вместо средства устрашения, предупреждающего пре-:тупление,ие, оружие играет роль стимулятора агрессивного поведе-шя. Канадіада и США различаются не только по количеству насиль-:твенных іх преступлений с применением оружия (в США их ювершаетается гораздо больше); в этих странах существуют разные аконы о ю владении оружием. Канадцам запрещается носить огне-трельное ое оружие даже для «личной защиты».

Теориэия двойного сдерживания («двойная связь»)

Это теогеория о противоречивых сообщениях, получаемых челове-:ом от др\другой личности, имеющей на него влияние. К примеру, юдители іи критикуют подростка за его независимость и бунтар-тво, но та также критикуют его, когда он проявляет признаки чрез-іерной заізависимости от старших. Таким образом, подросток ока-ывается ві в ситуации «двойного сдерживания»: если он не станет ичего претредпринимать, то родители будут довольны. Считается, то конфлфликты, связанные с двойным сдерживанием, могут спо-обствоватзать развитию некоторых психических расстройств.

Теорияия деятельности

Другое зе название теории старения. Согласно этой теории, ак-ивная деяіеятельность и участие в делах общества приводят к боль-іей удовлшлетворенности жизнью и психологическому здоровыо в ожилом ы возрасте. В качестве желательной меры предполагается ереноситыть многие виды деятельности и интересы из зрелого воз-аста в болюлее поздние периоды жизни. Поскольку некоторые глав-ые роли (и (например, родителей или служащих) в социуме утрачи-іются по ію мере старения, предлагается заменять их новыми роля-и. Теориюию часто критикуют за упрощенный подход, в том смыс-:, что л продолжение активной деятельности и участие в эщественгенных делах само по себе не может обеспечить удовлетво-лшость жі жизнью и крепкое здоровье.

>6

т

Теория диссонанса

См. Когшітивиый диссонаис.

Теория когнитивной последовательности

Теория организации установок (отношений), центральное мес-то в которой занимает тот факт, что люди стремятся к последова-тельности в своих убеждениях, действиях и нравственных установ-ках. Любая непоследовательность (напримср, когда вы делаете то, во что сами не верите) вызывает неприятные чувства (когнитивный диссонанс). В результате у человека возникает стремление изме-нить или свои установки, или свое поведение, чтобы восстановить последовательность.

Теория «козла отпущения»

Объяснение феномена дискриминации, основанное на идее по-давленной агрессии (см. Теория подавлеиной агрессии). Когда мы стремимся к достижению личных целей, это приводит к активации психической энергии. Если на пути к достижению цели возникает преграда, психическая энергия остается активной, и мы оказыва-емся в неравновесном состоянии, которое можно изменить лишь через агрессию. Поскольку закономерные объекты нашей агрессии обычно недоступны (учителя, начальство, управляющий банком и т. д.), мы перемещаем всю порожденную фрустрацией агрессию на удобную альтернативу. Это может быть человек, группа людей, животное или даже неодушевленный объект. В истории можно найти немало примеров, когда во времена экономического спада агрессия в форме активной дискриминации направлялась на тех, кто рассматривался в качестве «законной» мишени. На волне ан-тисемитизма в Германии 1930-х годов евреев обвиняли в упадке немецкой экономики. На юге Америки негры когда-то служили «козлами отпущения» в неурожайные годы. Чем хуже был урожай хлопка, тем больше негров подвергалось линчеванию.

Теория конфликтного отвлечения

Согласно этой теории, когда люди работают рядом или перед другими людьми, они отвлекаются, поскольку им приходится уделять внимание как работе, так и другому человеку. Конфликт, возникающий из-за этого (чему уделить больше внимания: рабо-те или человеку?) усиливает активацию, что в свою очередь ук-репляет тенденцию к проявлению определенных доминантных

т

реакций. Если они соответствуют >характеру работы (например, способствуют концентрации внималния), то производительность труда повышается. В противном сшучае (если человек пытается работать напоказ перед зрителямги) достигается обратный эф-фект.

Теория «любви к буфету»

Популяризованный термин для . бихевиористского объяснения феномена привязшшоспш. Согласно ;этому объяснению. мать явля-ется первичным положительпът сттмулом, то есть обеспечивает ребенка необходимым питанисм и зааботой. Из-за стойкой ассоци-ации с пищей она постепенно станоЕвится вторичным положитель-ным стимулом для ребенка. В конечгном счете, присутствие матери оказывает на ребенка подкрепляющеее воздействие, и он стремится постоянно быть рядом с ней. Основванная на экспериментальных работах Гарри Харлоу с макаками-рэезусами, эта теория постепен-но вышла из моды. См. также Подкрѵеігчение.

Теория о влиянии выдаюіщейся личности на ход истории

Теория о существовании определеенных качеств личпости, обес-печивающих предрасположенность ьк лидерству у некоторых лю-дей. Эта идея появилась в XIX веке, ккогда изучение биографий вы-дающихся людей, проведенное Фрэнісисом Гэлтоном, привело его к убеждению, что лидерами рождаюэтся, а не становятся. В наши дни это убеждение не пользуется шіирокой поддержкой, так как изучение действующих лидеров в рэазличных областях жизни не выявило убедительных свидетельстві о наличии каких-то особых черт личности, которыми обладали бы только лидеры, но не их последователи. Несмотря на это, мноэгие люди по-прежнему склон-ны думать, что история формируетс^я поступками великих людей. Считается, что такие люди, как Леінин, Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди, «создавали» общестгвенные перемсны в своем ок-ружении, а не были частью 2.еіі$еізі, или духа времени.

Теория оптимального несоютветствия

Образовательная теория ускореннсого обучения, в общих чертах основанная на теории интеллектуальдного развития Жана Пиаэісе. Она работает по методу «несовпадениія» текущего уровня компетен-тности ребенка и ряда проблем или заддач, которые лишь ненамного

т

превышают этот уровень. Если разница между возможностями ре-бенка и поставленными задачами подобрана оптимально (отсюда и «оптимальное несоответствие»), то ребенок испытывает когшітив-пый коифликт и пытается найти решение путем активных действий. Программы. основанные на этой идее. во многом увенчались успехом, но, как указывают критики, дети лишь достигают того. что рано или поздно произошло бы в любом случае, а усилия. зат-раченные учителями на ускоренное обучение, не стоят окончатель-ного результата.

Теория переноса возбуждения

Объяснсние того, как активация, возникшая в одной ситуации, может быть перенесена в другую ситуацию, где складывается с ак-тивацией, возникшей под воздействием нового стимула. В резуль-татс человек испытывает гораздо большее возбуждение централь-ной нервной системы. К примеру, вы только что закончили серию физических упражнений. Пока вы «остываете», кто-то высказыва-ет обидное замечание по вашему адресу. Есть три возможных ис-толкования активации, которую вы испытываете:

• Если вы только что закончили упражнение, то можете ис-толковать активацию как чисто физический эффект от на-грузки. В результате у вас нет необходимости искать другую причину.

• Если активация, вызванная физическим упражнением, уже прошла, а замечание было не слишком обидным, новая ситу-ация рождает лишь слабый всплес активности, и ничего осо-бенного не происходит.

• Если между окончанием упражнения и обидным замечанием прошло достаточно времени и человек думает, что физичес-кое возбуждение уже улеглось, но на самом деле он еще не избавился от остаточных эффектов, то они переносятся на новую ситуацию, что (в сочетании с возбуждением от нового стимула) может вызвать агрессивную ответную реакцию.

Теория подавленной агрессии

Одно из объяснений агрессии, гласящее, что если человек стал-кивается с препятствиями при достижении своей цели (фрустра-ция), это приводит к агрессии. Первоначальная теория основана на следующих предпосылках:

т

• Фрустрация всегда приводит к некой форме агрессии.

• Агрессия всегда является следствием фрустрации.

В позднейших уточнениях к этой теории утверждается, что аг-рессия, вызванная фрустрацией, не обязательно бывает направле-на на ее причину (несмотря на веские основания для этого), но может быть перенесена на другой объект. В теорыи актывацыи вие-итих стшіулов предполагается, что агрессивное поведение как ре-зультат фрустрации зависит от условий окружающей среды (вне-шних стимулов).

В качестве объяснения причин агрессии теория обладает интуи-тивной привлекательностью, но лишь в том случае, если мы мо-жем отбросить другие возможные причины агрессивного поведе-ния. К примеру, я помню, как опоздал на важную встречу из-за поломки поезда, на котором я ехал. Хотя я очень рассердился, это не было следствием фрустрации; скорее, я сердился на самого себя за то, что не сел на предыдущий поезд.

Телеграфная речь - student2.ru

Теория подавленной агрессии

Теория равновесия

Впервые сформулированная Фрицем Гейдером в 1946 году, тео-рия равновесия гласит, что люди стремятся сохранять постоянство в своем отношении к себе, другим людям и событиям в окружающем мире. Гейдер утверждал, что отношения между Р (личностью), О (другой личностью) и X (объектом или событием), могут быть либо уравновешенными, либо неуравновешенными. К примеру, если вы являетесь членом общества защиты животных и узнаете, что ваш новый преподаватель психологии горячо поддерживает экспершіеи-

т

упы пад животиыми, то в ваших отношениях с преподавателем воз-никают проблемы. Вам трудно с уважением относиться к человеку, который придерживается совершенно иных взглядов на важные вопросы. Единственным способом достижения когнитивного рав-новесия будет неприязнь, либо перемена в вашем собственном отно-шении к экспериментам над животными.

Примеры равновесных состояний Примеры неравновесных состояний

Телеграфная речь - student2.ru

Р и О нравится Р нравится то, Р симпатизирует Р недолюбливает

что-то одно, что не нравится О, но ему не О, но им обоим

поэтому Р О, поэтому Р нравится то, что нравится одно и

симпатизирует О недолюбливает О нравится О то же

Примеры равновесных и неравновесных состояний

Наши рекомендации