Методическая подготовка тренеров: ключевые проблемы
Рынок тренинговых услуг, на котором в настоящее время уже активно работает и хочет работать большое число психологов, понимая, что это сфера престижной и высокооплачиваемой работы, переживает в настоящее время катастрофическую ситуацию. Эта сфера психологической деятельности испытывает крупномасштабный кризис профессионализма. По оценкам компаний, проводивших у себя различные тренинги, два из трех являются по меньшей мере неудачными. Это приводит к активному сопротивлению персонала компаний любому обучению, отношению к тренингам как к «забавам» руководства организаций, «натаскиванию» персонала и манипуляциям по отношению к клиентам и коллегам.
Компании-заказчики тренинга, пытаясь обезопасить себя от некачественных услуг, все чаще прибегают к тендерам, конкурсному отбору тренингов и самих тренеров. Однако агрессивная реклама, весьма профессиональная и многообещающая презентация любых («каких хотите») тренинговых услуг не позволяет объективно оценить их качество и уровень подготовки исполнителей. Неудачи в выборе тренеров, безусловно, отражаются на деятельности организации как в материальном, так и в моральном плане. Однако хотелось бы обратить особое внимание не на последствия, а на причины, порождающие, на наш взгляд, эту проблему. Если речь идет о профессиональной ответственности психологов за предлагаемую услугу, то можно утверждать, что в основании часто демонстрируемой некомпетентности ведущих тренинговых групп лежит полное отсутствие или низкое качество их методической подготовки.
Вероятно, трудно, да и не нужно обсуждать ситуацию, когда за тренерскую работу берется человек, не прошедший вообще никакой методической подготовки. Это порождает лишь закономерный вопрос к профессиональному сообществу: каким образом избежать подобной ситуации? Ответ на него ясен: не давать возможности проводить занятия без соответствующего обучения. Шаги в этом направлении уже делаются Обществом психологов, хотя предстоящий путь кажется нам весьма непростым. Обратимся к другой, более волнующей нас стороне вопроса — существующей практике методической подготовки тренеров.
Один из подходов к подготовке тренеров отражен в рецензируемой книге и касается методических рекомендаций для ведущих группы социально-психологического тренинга, часто, впрочем, называемого и по-другому: коммуникативный тренинг, тренинг делового общения, эффективных коммуникаций. Актуальность и влияние таких книг велики, ведь они для многих неискушенных создают иллюзию возможности научиться проводить тренинги, опираясь только лишь на книги. Безусловно, книги могут служить сопровождением реальному, «живому» методическому тренингу, быть его дополнением, однако научить проводить полноценный тренинг они, конечно, не могут. Попытка овладеть технологией тренинга по книгам, когда до участников не доносится «живое слово, мысли и чувства учителя» и искусство ведения тренинга не передается «из рук в руки», ведет к грубым искажениям понимания сути, цели и задач тренинга.
Последствия слепого принятия таких книг чрезвычайно серьезны еще и потому, что тренер-методолог несет ответственность не только за себя и проводимые лично им группы, но и за подготовленных им будущих тренеров, их группы и за всех, кого обучат, в свою очередь, его ученики. Работа тренера-методиста создает «круги на воде», далеко выходящие за сферу его сегодняшнего непосредственного воздействия. Его влияние значительно шире и глубже, чем, например, у бизнес-тренера или тренинг-менеджера организации. Именно тренер-методист формирует тот круг профессионалов или непрофессионалов, которые предлагают свои услуги на рынке. Поэтому обсуждаемая книга, полная методических казусов, не имеющая четкой концепции, структуры и содержательной линии, а также, что самое главное, понимания «сверхзадачи» тренинга (известно, что название метода пришло к нам из театральной педагогики, где понятие «сверхзадачи» является смыслообразующим), вызывает желание выступить с обсуждением некоторых ее главных положений. По заявлению автора, эта книга предназначена для тех, кто уже прошел курс методической подготовки и провел первые группы. Это особенно обидно, поскольку ее содержание позволяет серьезно усомниться в качестве того профессионального обучения, которое изначально предлагается автором книги будущим психологам. К сожалению, не хватит места и сил обсудить все возникшие вопросы и до конца выразить недоумение, не проходящее при чтении практически всей книги. Остановимся только на тех моментах, которые вызывают наибольшие сомнения и разочарование.
Начиная работу тренером, каждый из нас, конечно, задает себе вопросы: зачем я это делаю? Ради чего проводится тренинг? Логично, что этот же вопрос ставит и автор книги (с. 18). На него дается кажущийся простым ответ — чтобы это было полезно группе. Но может ли кто-либо, и даже тренер, абсолютно точно знать, что для группы полезно, а что нет? Таким образом, незаметно для себя такой ведущий попадает в известную тренерскую «ловушку» — «Я все могу», «Я лучше знаю, что надо группе», начинает чувствовать себя богом, судьей и пророком. Для большинства тренеров ответ на вопрос «Зачем я это делаю?», как правило, лежит в области социально одобряемых мотивов профессиональной деятельности: научит людей общаться, помочь команде или организации в достижении целей, решить личные проблемы участников группы и др. Однако, начиная обсуждение методических вопросов, автор книги этого не делает. Им не определены ни цель, ни задачи тренинга, а уж тем более его «сверхзадача», что является основой работы ответственного, этичного и социально нравственного тренера. Вероятно, прежде чем поставить цель и определить задачи перед группой, надо их поставить перед собой.
На наш взгляд, осознание тренером «сверхзадачи» важно для любого вида коммуникативного тренинга, а стремление к ее достижению является главной целью ведущего в каждой группе. Скорее всего, это может быть общечеловеческая задача гармонизации межличностных отношений. Решение этой «сверхзадачи» позволяет готовить в методическом тренинге не просто тренеров, которые «тренируют» (с. 15) и манипулируют группой, изо всех сил желая понравиться ей и заказчику, производя на группу «хорошее впечатление» (с 17), а также «набирают очки» (так называемому «набиранию очков» ведущим автор посвящает целый раздел 1.5), а ведущих группы, осознающих в первую очередь важность личности каждого участника группы и открытого к работе с любыми возникающими в этой группе психологическими трудностями.
Какой бы материал ни излагал автор книги, везде видны опасения ведущего не найти общего языка с группой, а основной мыслью является желание нравиться: «Тренер должен стремиться к тому, чтобы понравиться группе» (с. 33). Ощущается боязнь перед проявлениями участниками группы истинных, не всегда позитивных, а часто негативных, чувств: «Стадия агрессии в группе не нужна», впрочем, как и «вредная» стадия лабилизации, обозначаемая автором труднопроизносимыми для профессионального психолога словами «мордой об стол» (с. 24, 25). Действительно, если стадию лабилизации называть именно так, как ее называет автор и некоторые критикуемые им ведущие групп, то она действительно не нужна и вредна. Но если пони мать сущность лабилизации как процесс, организующий групповую динамику и личностный рост и уметь соизмерять меру его воздействия с возможностями каждого человека, то эта стадия является одной из главных для тренинга и задача тренера — точно ее понимать и изучать возможности каждого участника группы в этом плане. Кроме этого, возникает еще один закономерный вопрос: что делать ведущему, если в ходе тренинга возникают глубокие, некомфортные для него, но вполне естественные эмоциональные проявления и переживания участников группы? Во что бы то ни стало избегать их, чтобы оставить о себе и тренинге приятное во всех отношениях впечатление?
Прослеживается желание, а также и умение сохранить себя и свое здоровье путем минимальных вложений энергии в группу, что позволяет легко «работать тренером почти каждый (!!!) день» (с. 7). При этом рекомендуется учиться «весело, легко и быстро», а иногда, как кажется после прочтения текста, и просто быть массовиком-затейником (с. 38, 46). Количество описаний тренинга и предлагаемых упражнений на страницах книги как исключительно «веселых» процедур поражает. Иногда даже возникает предположение, что именно это и является основной, но из-за неудобства перед читателями и профессионалами не обозначенной целью тренинга. Таким образом, автор легко попался в другую известную тренерскую «ловушку» — желание нравиться группе и получать от нее эмоциональную «подпитку» и восхищение.
Все это наводит на мысль, что истинной мотивацией (скорее всего, не осознанной в полной мере) такого ведущего является желание произвести впечатление, избежать в тренинге личностных проблем и конфликтов, легко и «весело» прожить тренинговые дни, а значит, понравиться группе и руководству организации, что, соответственно, позволит получить следующий заказ (для этого можно пригласить в группу директора — см. с. 61) и заработать еще денег.
Описанная выше картина поверхностного подхода к методике проведения тренинга кажется не только безрадостной и удручающей, но и просто неприемлемой. В этой рецензии не обсуждаются многие другие вопросы, возникшие и оставшиеся без ответа после прочтения книги. Например, это отсутствие понимания и осознания достаточно жесткой алгоритмизированной структуры тренинга, соответствующей идеям создателя этой модели тренинга М. Форверга. Это раскрытие содержательных задач каждого этапа тренинга, а также обоснование подбора игроков на этих этапах (а не назначение игроков по их желанию, как об этом часто говорит автор), выделение «активных» и «пассивных» ролей в предлагаемых сценариях деловых игр, обсуждение психологической сути и нагрузки этих ролей, а соответственно, и правил анализа игр. Не уделено никакого внимания методическому разделению процедур анализа дискуссий и игр, целям и задачам отдельных описываемых игр, упражнений и психогимнастик, которые в тренинге несут особую и не всегда простую нагрузку. Автором все они приводятся без всякой систематизации и психологической интерпретации.
Особый вопрос — это работа с обратной связью в тренинге (параграфы 3.1, 3.4). Отношение к обратной связи еще раз показывает желание ведущего спрятаться за вожделенный «позитив» и, безусловно, снижает конструктивность работы тренера, группы и ее отдельных участников. И уже окончательно изумляют и удивляют рассуждения автора о «вредности» (!) правила искренности на тренинге (с. 76). Просматривая еще раз книгу, поражаешься количеству не затронутых в нашей рецензии сюжетов и пассажей, которые могли бы быть примером того, как не надо вести тренинг. Утешает только то, что эта книга может являться замечательным пособием для будущих тренеров. Но для этого надо изменить ее название — возможно, на «Антитехнологию ведения тренинга».
Полноценный тренинг — это крайне тяжелая и трудная работа, я не веселое времяпрепровождение. Это постоянное преодоление самого себя, человеческих слабостей и амбиций, страхов, некомпетентности, неуверенности, агрессивности, защит, предрассудков и стереотипов, нежелания и неумения участников группы быть аутентичными и искренними. Это преодоление тренером точно тех же сомнений и переживаний, которые ощущает в себе каждый участник группы. Только после осознания тренером в самом себе всех этих возможных ограничений, можно что-то нести в группу и учить ее, понимая смысл происходящего.
Этот путь каждый ведущий группы проходит, с одной стороны, самостоятельно, ошибаясь и совершенствуясь, заблуждаясь и побеждая себя. С другой стороны, тренер всегда ориентируется на опыт своих коллег, и если он думает о долгой жизни в своей профессии, то всегда нуждается в обратной связи. Однако позитивная обратная связь от группы также может являться «ловушкой» — особенно тогда, когда тренер хочет, чтобы было «легко и весело». Именно поэтому мы и решились дать обратную связь тренеру от тренера, одновременно задавая вопрос и себе: «Думаем ли мы о последствиях нашей методической работы!»
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 2
Конструктивные и неконструктивные средства при переговорах (по Р. Фишеру и У. Юри)(Почебут Л.Г.,Чикер В.А.Организационная социальная психология. СПб.:Речь,2002.)
Фазы Конструктивные средства Неконструктивные средства | ||
Первая стадия - подготовка переговоров | ||
Осознание противоречия между сторонами и необходимости переговоров | Осознание своих интересов | Осознание своей позиции |
Осознание цели переговоров | Цель - достигнуть соглашения | Цель - выиграть, победить |
Разведка целей, интересов, позиций, требований другой стороны | Открытость для другой стороны, гласность | Закрытость, секретность |
Ориентация в интересах, позициях другой стороны | Оценка возможностей другой стороны и значимости ее интересов | Дезориентация другой стороны в своих возможностях. Жесткость требований |
Разработка пакета предложений | Пакет предложений с учетом интересов другой стороны | Пакет требований с учетом только своих интересов. Эгоцентризм позиции |
Формирование установки на переговоры | Установка на сотрудничество | Установка на соперничество, конкуренцию, подавление |
Вторая стадия - проведение переговоров | ||
Установление контакта | Проявление дружелюбия, открытости. Вербализация состояния | Проявление враждебности, закрытости, напряженности |
Организация пространства переговоров | Круглый стол, деловая дистанция между партнерами | Прямоугольный стол, большая дистанция между партнерами |
Ориентация в проблеме переговоров | Вопросы на понимание интересов. Вербализация ответов. Анализ интересов | Дезинформация, дезориентация, скрытность, эгоцентризм |
Поиск путей для совместного решения | Аргументация. Оценка значимости интересов. Нахождение общих интересов и их согласование. Разработка вариантов решения. Нахождение взаимовыгодного варианта решения. Опора на объективные, законные и справедливые критерии | Манипуляция чувствами, интересами и позициями партнера по переговорам. Шантаж, угрозы, давление, внушение, требование уступок, платы за односторонние потери. Предложение единственного варианта решения. Произвол, опора на несправедливые и незаконные критерии. Затягивание переговоров, «посулы», обещания |
Принятие решения, подведение итогов | Точность формулировок. Доверие к людям, выводам, итогам. Дружелюбие. Удовлетворенность результатом переговоров | Неточность формулировок, расплывчатость. Недоверие к людям, выводам, итогам. Враждебность. Неудовлетворенность результатами переговоров |
15 общих рекомендаций по управлению конфликтом
(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение. СПб.: прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)
1. Постоянное внимание к партнеру (партнерам) по общению, предоставление возможности высказаться.
2. Доброжелательное, уважительное отношение.
3. Естественность, отражение своих чувств и чувств собеседника.
4. Сочувствие, участие, терпимость к слабостям.
5. Подчеркивание общности интересов, целей, задач. Нахождение в позиции партнера того, с чем можно согласиться.
6. Признание правоты собеседника там, где это действительно так.
7. Выдержка, самоконтроль, спокойный тон.
8. Обращение к фактам.
9.Лаконичность, немногословность, вербализация основных ключевых мыслей партнера (партнеров).
10.Высказывание вслух и объяснение понимания проблемы, вопросы партнеру (партнерам) по ее прояснению.
11.Предложение рассмотреть альтернативные решения.
12.Демонстрация заинтересованности в решении проблемы и готовности разделить ответственность за это.
13.Повышение значимости партнера.
14.Поддержание контакта вербальными и невербальными средствами на протяжении всей ситуации общения.
15.В случае агрессивной конфликтной ситуации постараться отключиться от нее. Поставить эмоциональный барьер («Защита!»).
Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество
(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение.СПб.:прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)
1. Признайте наличие проблемы.
2. Опишите конфликт:
ПОВЕДЕНИЕ | ПОСЛЕДСТВИЯ | ЧУВСТВА |
(Когда ты включаешь музыку...) | (Я отвлекаюсь и не могу заниматься) | (Испытываю беспокойство и досаду) |
1. Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора («У всех громкая музыка...»).
2. Предложите разумноерешение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться...»).
3. Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).
Вопросы для группового обсуждения на тренинге разрешения конфликтов
(Вердебер Р.,Вердебер К. Общение. СПб.: прайм - Еврознак; Издательский дом «Нева»; М.:Олма Пресс,2003.)
1. Опишите эпизод конфликта, недавно пережитого вами. Как вы вели себя и как вел себя другой человек? Каков результат? Как вы себя чувствовали тогда? А сейчас? Можно ли было разрешить конфликт и прийти к лучшему результату?
2. Вспомните недавно пережитый конфликт, который вам удалось удачно разрешить. Какого типа был этот конфликт? Каков был стиль вашего поведения? Как вел себя человек, с которым был конфликт? В чем ваше поведение соответствует рекомендациям по преодолению конфликта? Что бы вы изменили, если бы могли переиграть ситуацию?
Опросник К. Вилсона
(Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2003.)
Я отвечаю на вопросы исследования о_______________
(Ф.И.О.)____________________________ _____________
□ Я - менеджер, чье имя указано в заголовке исследования.
□ Менеджер, чье имя указано в заголовке исследования, мой начальник.
□ Я — начальник указанного менеджера.
□ Я — коллега указанного менеджера.
Инструкция. Это исследование направлено на выявление навыков и умений, которые необходимы менеджерам для успешного управления людьми и рабочим процессом. Вам необходимо по каждому пункту оценить указанного менеджера по 7-балльной шкале, в зависимости от того, в какой степени, по вашему мнению, он обладает тем или иным навыком.
По каждому пункту выберите нужный балл от «1» до «7» и зачеркните соответствующий квадратик.
«1» — утверждение «неверно» или «никогда».
«4» — утверждение «справедливо в некоторой мере» или «иногда».
«7» — утверждение «верно» или «всегда».
Вы можете использовать и другие оценки:
«3» и «2» — промежуточные оценки между средним и крайне низким баллом.
«5» и «6» — промежуточные оценки между средним и крайне высоким баллом.
Пожалуйста, пользуйтесь крайними оценками» 1» и «7» только тогда, когда вы полностью уверены в своем выборе.
Будьте внимательны и не пропускайте вопросы. Не торопитесь, так как время не ограничено. Здесь нет правильных или неправильных ответов, и мы вам будем очень благодарны, если вы будете отвечать на вопросы честно, чтобы результаты исследования были достоверными.
Вы можете заметить, что некоторые вопросы исследования похожи. Но в действительности нет полностью одинаковых утверждений, хотя различия между ними могут быть небольшими. Причина в том, что разные люди воспринимают мир по-разному, и это очевидное повторение обеспечивает логичность и достоверность результатов.
• При заполнении бланка не пользуйтесь чернильными или шариковыми ручками, лучше работать карандашом.
• Квадратики зачеркивайте аккуратно.
• Если вы стираете карандаш резинкой, то делайте это тщательно.
• Не делайте на бланке пометок и записей.
Помните! Цифры в квадратиках от «1» до «7» означают, насколько точно каждое высказывание характеризует менеджера, указанного в заголовке исследования.
Вы проявляете искренний интерес к предложениям ваших подчиненных | ||
Вы планируете работу коллектива таким образом, чтобы избежать возможных сбоев | ||
Вы даете подчиненным возможность тщательно освоить область своей работы | ||
Вы доводите до сведения работников, насколько они успешны в выполнении работы | ||
Коллектив вам доверяет | ||
б | Вы настаиваете, чтобы все было сделано так, как вы говорите | |
Вы тщательно следите, чтобы работа выполнялась к намеченному сроку | ||
Вы заинтересованы в продвижении подчиненных по службе | ||
Вы позволяете коллективу самостоятельно планировать рабочий процесс | ||
Вы выполняете свои обязательства | ||
Вы советуетесь с подчиненными по поводу решения той или иной проблемы | ||
Вы наблюдаете за выполнением работы на всех ее этапах | ||
Вы уверены в необходимости совместной работы группы | ||
Вы считаете, что планирование профессиональной карьеры так же важно, как и планирование рабочего процесса | ||
Хорошая организация работы коллектива обеспечивается вашим тщательным планированием | ||
Вы отмечаете членов группы, чья работа особенно помогает коллективу достигнуть высоких результатов | ||
Подчиненным легко общаться с вами | ||
Вы знаете, как выполнять работу и какие ресурсы при этом использовать | ||
Вы пользуетесь доверием у вышестоящего руководства | ||
Вы вносите изменения в процесс работы в соответствии с пожеланиями подчиненных | ||
Вы всегда говорите, насколько хорошо работают члены группы | ||
Вы часто напоминаете подчиненным о крайних сроках выполнения работы | ||
Вы объясняете, насколько работа каждого члена коллектива важна для достижения общей цели организации | ||
Чтобы предотвратить возможные помехи в процессе работы, вы планируете работу заблаговременно | ||
Вы позволяете подчиненным работать в любом темпе | ||
Вы повышаете голос или наказываете подчиненных за ошибки в выполнении работы | ||
Вы приветствуете идеи со стороны подчиненных, даже если они расходятся с вашей точкой зрения | ||
Вы высказываете свое истинное мнение по поводу работы подчиненных | ||
Вы даете подчиненным возможность чему-либо научиться | ||
Вы даете подчиненным возможность сотрудничать друг с другом, так как это повышает эффективность работы | ||
Вашему слову можно доверять | ||
Вы одобряете попытку группы самостоятельно решить сложную производственную проблему | ||
Вы можете ответить на большинство вопросов, касающихся работы данной организации, систем поощрения и наказания | ||
Вы оказываете давление на подчиненных, чтобы работа была выполнена в назначенный срок | ||
Вы обсуждаете с коллективом поставленные цели, чтобы удостовериться в правильном их понимании | ||
Вы поощряете работу в команде | ||
Вы искренне хотите, чтобы члены группы свободно высказывали свои мысли | ||
Вы искренне заинтересованы в продвижении каждого члена вашего коллектива | ||
Вы пытаетесь сплотить группу | ||
Подчиненные начинают нервничать, если вы наблюдаете за ними | ||
Вы организованы и хорошо планируете работу | ||
Вы даете подчиненным возможность высказывать свое мнение и участвовать в принятии решений | ||
Вы ставите перед группой такие задачи, которые являются вызовом для нее | ||
Вы разрешаете подчиненным самим управлять процессом работы | ||
Вы хвалите за хорошую работу | ||
Вы хорошо знакомы с информацией об оказываемых организацией услугах или производимых товарах и т. д. | ||
Если вы даете обещание, вы его выполняете | ||
Вы инструктируете своих подчиненных с целью повысить качество работы | ||
Вы тщательно планируете деятельность коллектива | ||
Вы часто и честно критикуете работу членов группы | ||
Вы расстраиваетесь, когда намеченные цели не достигнуты | ||
Вы поощряете высказывание своих идей | ||
Вы способствуете развитию у подчиненных чувства, что они успешны в работе | ||
Вы тщательно контролируете работу коллектива | ||
Вы позволяете подчиненным планировать работу по их усмотрению | ||
Вы акцентируете внимание на необходимости в срок выполнять намеченную работу | ||
Вы защищаете интересы ваших подчиненных перед вышестоящим руководством | ||
Вы считаете, что каждый работник должен знать о своих профессиональных успехах | ||
Вы дружелюбны | ||
Вы разъясняете подчиненным, насколько важно выполнение каждого задания | ||
Вы намеренно советуетесь с подчиненными, чтобы поддержать у них чувство ценности и значимости | ||
Вы стараетесь развить сотрудничество между членами группы | ||
Вы уверены, что у всех ваших подчиненных есть все необходимые навыки для выполнения данной работы | ||
Вы открыты и всегда готовы помочь другому | ||
Вы открыто говорите, как вы оцениваете каждого подчиненного | 1 234567 | |
Вы привлекаете подчиненных к решению возникающих проблем | ||
Вы фиксируете и контролируете все детали выполняемой работы | 1 234567 | |
Вы хорошо ознакомлены с общими целями организации | ||
Выполнение задач, которые вы ставите перед коллективом, дает работникам возможность сделать важный вклад в общее дело | ||
Вы хвалите подчиненных за хорошо выполненную работу | ||
Вы позволяете подчиненным брать ответственность на себя | ||
Вы хотите, чтобы все члены группы ладили между собой | ||
Вы хотите, чтобы ваши подчиненные постоянно совершенствовались и могли делать свою карьеру | ||
Вы говорите каждому члену группы не только что делать, но и как делать | ||
Вы обсуждаете поставленные цели с коллективом | ||
Вы считаете, что все необходимо делать вовремя | 1 234567 | |
Вы считаете, что необходимо надавить на подчиненных, чтобы достичь хороших результатов в работе | ||
Вы легко справляетесь как с проблемами управления, так и с социальными проблемами | ||
Вы честно сообщаете подчиненным мнение и требования вышестоящего руководства | ||
За хорошую работу вы выражаете подчиненным свою признательность | ||
Вы даете своим подчиненным знать, как вы оцениваете их работу | ||
Задачи, которые вы ставите, значимы для группы | ||
Вы уделяете внимание предварительному планированию работы | ||
Вы просите подчиненных высказывать свои замечания, относящиеся к условиям работы | ||
Вы высоко компетентны в технических и организационных аспектах работы | ||
Вы стараетесь, чтобы ваши подчиненные имели хорошую профессиональную подготовку | ||
Когда подчиненный хорошо работает, вы стараетесь отметить это | ||
Подчиненным легко обсуждать с вами профессиональные вопросы | ||
Вы настаиваете на окончании работы в намеченные сроки | ||
Вы стараетесь, чтобы каждый работник имел шанс научиться чему-либо и профессионально вырасти | ||
Вы высказываете свое истинное мнение о том, как группа выполняет работу | ||
Вы системно планируете и организуете работу | ||
Вы контролируете каждого работника по ходу выполнения всех этапов работы | ||
Если цели не достигнуты, вы высказываете свое недовольство | ||
Вы позволяете изменять ход выполнения работы на усмотрение коллектива | ||
Ваши подчиненные легко могут говорить вам о том, что они думают | ||
Вы поощряете подчиненных, если они заслуживают этого | ||
Вы ищете способы помочь группе как можно лучше выполнить работу | ||
Вы считаетесь компетентным менеджером | ||
Вы обсуждаете и комментируете выполнение работы каждым членом группы |
Мотивация и духовный настрой коллектива
Фокус нашего внимания перемещается на коллектив, которым управляет менеджер, чье имя указано в заголовке опросника. Вопросы касаются непосредственно членов коллектива, их работы и организации в целом.
Инструкция. Пожалуйста, определите, в какой степени, по вашему мнению, справедливо каждое утверждение. Нас интересует именно ваше личное мнение. Поэтому не старайтесь угадать, что ответят другие.
Как и прежде, определите, в какой степени каждое утверждение справедливо и правильно.
Сотрудники относятся друг к другу дружелюбно | ||
Вашим подчиненным предоставляется возможность продвижения по службе | ||
Члены вашего коллектива - компетентные работники | ||
Ваши подчиненные считают, что в этой организации у них есть шанс сделать профессиональную карьеру | ||
Работа в этой организации стимулирует ваших подчиненных | ||
Ваши подчиненные подвергаются постоянному стрессу на работе | ||
Подчиненные добросовестно выполняют свои обязанности, так как им нравится работа | ||
В общем вашим подчиненным нравится работать в этой организации | ||
Большинство ваших подчиненных - это приятные люди | ||
Для всех ваших подчиненных существуют благоприятные возможности для продвижения по службе | ||
Ваши подчиненные - знатоки своего дела | ||
Ваши подчиненные считают, что организация на грани кризиса | ||
У ваших подчиненных хорошая зарплата | ||
Работа для ваших подчиненных интересна | ||
Ваши подчиненные стараются выполнять работу как можно лучше | ||
В коллективе хороший моральный настрой | ||
Члены коллектива успешно работают вместе | ||
У ваших подчиненных возникают трудности при общении с руководством | ||
Инициатива работников в этой организации поощряется | ||
Большинство ваших подчиненных хорошо знают свое дело | ||
Ваши подчиненные чувствуют внимание со стороны организации | ||
Работа способствует профессиональному развитию ваших подчиненных | ||
Ваши подчиненные прилагают все усилия, чтобы качественно выполнять свою работу | ||
Между вами и вашими подчиненными бывают конфликты | ||
Вашим подчиненным нравится работать в этой организации | ||
Ваши подчиненные помогают друг другу | ||
Ваши подчиненные продвигаются по служебной лестнице | ||
Ваши подчиненные хорошо подготовлены к профессиональной деятельности в данной области | ||
Ваши подчиненные одобряют политику организации | ||
Ваши подчиненные находятся в постоянном напряжении | ||
Ваши подчиненные заинтересованы работой | ||
Большинство ваших подчиненных преданы своему делу | ||
Ваши подчиненные удовлетворены работой в этой организации | ||
В вашем коллективе развито сотрудничество | ||
Ваши подчиненные считают, что у них есть возможность для профессионального роста | ||
Ваши подчиненные ощущают давление со стороны руководства | ||
Ваши подчиненные очень способны | ||
Ваши подчиненные чувствуют заботу организации | ||
Ваши подчиненные получают удовлетворение от работы | ||
Ваши подчиненные стараются достичь поставленной организацией цели | ||
Ваши подчиненные имеют высокую мотивацию | ||
Члены вашего коллектива поддерживают друг друга | ||
Ваши подчиненные чувствуют свою значимость и сопричастность в достижении общей цели организации | ||
Ваши подчиненные - высококвалифицированные работники | ||
Ваши подчиненные целиком посвящают себя делу организации |
Ключ
Шкала номера вопросов:
1.А-23, 35,43,60, 69,75, 82.
2. В-1, 11,20,27,42,52,66,84.
3. С-2, 15,24,41,49,83,92.
4. D-18, 33,46,68,78, 85, 99.
5. Е-3,29, 48, 63, 86,98.
6. F-4, 21,28,50,65,81,91,100.
7. G-7, 22, 34, 56,76, 89.
8. Н***- 12, 54, 67,74,93.
9. I***-6, 26,40, 51,77,94.
10. J***-9, 25, 44, 55, 71, 95.
11. К-16, 32, 45, 70, 80, 87, 97.
12. L-17, 37,59,88,96.
13. М-13, 30,36, 39,62,72.
14. N - 8, 14, 38, 53, 58, 61, 73, 90.
15. 0-5, 10, 19, 31, 47, 57, 64, 79.
16. Р-105, 114, 122, 131,139.
17. Q-103, 111,120, 128, 137, 144.
18. R- 101, 109, 117, 126, 134, 142.
19. S-102, ПО, 119, 127, 135, 143.
20. Т***-106, 112, 118, 124, 130, 136.
21. U-104, 113,121,129,138.
22. V— 108, 116, 125, 133, 141.
23. W- 107, 115, 123, 132, 140, 145.
Как правило, высокая оценка — это хорошая оценка; но в отмеченных таким образом (***) шкалах высокие оценки являются хорошими только тогда, когда они подтверждены высокими оценками в других шкалах первых четырех блоков Цикла менеджерских умений.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВАМ 4-6
Основные командные роли по классификации Р. М. Белбина
(Белбин Р.М. Команды менеджеров. М.: HIPPO, 2003)
№ | Условное название роли | Функции в команде | Характерные черты личности |
«Координатор» (Председатель) | Согласует действия, мнения и точки зрения членов команды | Спокойствие, уверенность в себе. Самоконтроль, обаяние, беспристрастность, целеустремленность, объективность, учет любых предложений | |
«Мотиватор» (Действующий, оформляющий решения) | Побуждает команду к действию, к движению вперед | Динамичность, стремление опережать других. Напористость, состязательность, энергия, готовность к вызову. Нетерпимость, раздражительность | |
«Генератор идей» (Человек со свежим взглядом) | Предлагает новые способы решения проблем, новые подходы, инновации | Развитый интеллект, воображение, эрудиция. Индивидуализм, свобода от стереотипов, знания. Склонность витать в облаках, невнимание к деталям | |
4 5 ~6~ | «Критик» (Советник или судья) | Оценивает результаты и процесс работы, предлагает новые идеи, способы работы | Здравомыслящий, осторожный, рассудительный, честный, вдумчивый, настойчивый. Невысокая эмоциональность. Неумение увлекать людей |
«Исполнитель» (практик-организатор) | Исполняет поставленную перед ним задачу в точном объеме и в указанные сроки | Чувство долга, организаторские способности. Работоспособность, трудолюбие, дисциплинированность, консерватизм, практичность. Недостаточная гибкость и восприимчивость новых идей | |
«Душа команды» | Создает благоприятную рабочую обстановку, климат в команде | Общительный, мягкий, чувствительный, ориентированный на людей. Способен укреплять командный дух. Нерешительность в критические моменты | |
«Исследователь ресурсов» (разведчик) | Ищет варианты, ресурсы и средства достижения целей во внешней среде | Экстраверсия, энтузиазм. Любознательность, умение общаться, способность отвечать на вызовы. Быстрая потеря интереса после достижения цели | |
«Финишер» (доводящий дело до конца) | Пытается довести до совершенства результаты работы, прорабатывает все детали, доводит дело до конца | Совестливость, старательность. Стремление к совершенству. Педантичность, взыскательность. Организованность. Добросовестность. Осмотрительность. Умение контролировать. Тревога по пустякам. Неумение отдавать коллегам полномочия |
Опросник Р. М. Белбина на определение командных ролей
Инструкция. Предлагаемый вам опросник направлен на определение характерных черт вашего поведения в групповой работе.
Просим вас в каждом разделе распределить 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение в группе. Занесите баллы в бланк для ответов.
1. Что, по вашему мнению, вы можете привнести в групповую работу?
A. Вы быстро находите новые возможности решения проблемы.
Б. Вы можете хорошо работать со множеством людей.
B. Вы способны выдвигать новые идеи.
Г. Вы способны помочь людям выдвинуть их идеи.
Д. Вы способны очень эффективно работать, и вам нравится интенсивная работа.
Е. Вы согласны быть непопулярным, если в итоге это приведет к хорошим результатам.
Ж. Вы работаете быстро в привычной обстановке.
3. У вас нет предубеждений, поэтому вы всегда признаете возможность альтернативного действия.
2. У вас есть недостатки в групповой работе, возможно, это связано с тем, что:
A. Вы очень напряжены, пока мероприятие не продумано, не проведено, не проконтролировано.
Б. Вы даете слишком большую свободу действий людям, точку зрения которых считаете обоснованной.
B. У вас есть слабость много говорить самому, пока в группе не появятся новые идеи.
Г. Ваш собственный взгляд на вещи мешает вам разделить энтузиазм коллег.
Д. Если вам нужно чего-либо достичь, вы бываете авторитарны.
Е. Вам трудно поставить себя в позицию руководителя, так как вы боитесь разрушить атмосферу сотрудничества в группе.
Ж. Вы сильно увлекаетесь собственными идеями и теряете нить происходящего в группе.
3. Ваши коллеги считают, что вы слишком беспокоитесь о несущественных деталях и переживаете, что ничего не получится.
3. Когда вы включены в работу с другими:
A. Вы влияете на людей, не подавляя их.
Б. Вы очень внимательны, так что ошибок из-за небрежности быть не может.
B. Вы готовы настаивать на каких- либо действиях, чтобы не потерять время и не упустить из виду главную цель.
Г. У вас всегда есть оригинальные идеи.
Д. Вы всегда готовы поддержать в общих интересах хорошее предложение.
Е. Вы очень внимательно относитесь к общим идеям и предложениям.
Ж. Окружающим нравится ваша холодная рассудительность.
3. Вам можно доверить проследить за тем, чтобы вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для вас характерно:
A. Вы очень хотите хорошо знать своих коллег.
Б. Вы спокойно разделяете взгляды окружающих или придерживаетесь взглядов меньшинства.
B. У вас всегда найдутся весомые аргументы, чтобы опровергнуть ошибочные положения.
Г. Вы думаете, что способны хорошо выполнить работу, если ее план сразу же надо приводить в действие.
Д. У вас есть склонность избегать очевидное и предлагать что-то неожиданное.
Е. Все, что выделаете, вы стараетесь довести до совершенства.
Ж. Вы готовы устанавливать контакты и вне группы.
3. Хотя вас интересуют все точки зрения, вы не колеблясь можете принять собственное решение, если это необходимо.
5. Вы можете получить удовольствие от своей работы, потому что:
A. Вам нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Вам нравится находить практическое решение проблем.
B. Вам нравится чувствовать, что вы влияете на установление хороших взаимоотношений.
Г. Вам приятно, если вы оказываете сильное влияние при принятии решений.
Д. У вас есть возможность общаться с людьми, которые могут предложить что-то новое.
Е. Вы можете добиться согласия людей по поводу различных аспектов выполнения работы.
Ж. Вам нравится сосредоточивать внимание на выполнении поставленных задаче
3. Вам нравится работать в области, где можно применять воображение и творческие способности.
6. Если вы неожиданно получили трудное задание, которое нужно выполнить в ограниченное время и с незнакомыми людьми:
A. Вы будете чувствовать себя загнанным в угол, пока не найдете выход из тупика и не выработаете линию поведения.
Б. Вы будете работать с тем, у кого окажется наилучшее решение, даже если он вам несимпатичен.
B. Вы попытаетесь найти людей, между которыми сможете разделить на части это задание, таким образом уменьшив объем работы.
Г. Ваше врожденное чувство времени не позволит вам отстать от графика.
Д. Вы верите, что будете спокойно, максимально реализуя свои способности, идти прямо к цели.
Е. Вы будете добиваться намеченной цели вопреки любым затруднениям.
Ж. Вы готовы взять осуществление работы на себя, если увидите, что группа с ней не справляется.
7. Что касается проблем, которые у вас возникают, когда вы работаете в группе:
A. Вы всегда выказываете нетерпение, когда кто-то тормозит процесс.
Б. Некоторые люди критикуют вас за то, что вы слишком много анализируете и вам не хватает интуиции.
B. Ваше желание убедиться, что работа выполняется на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
Г. Вам очень быстро все надоедает, и вы надеетесь только на одного-двух человек, которые могут вас воодушевить.
Д. Вам трудно начать работу, если вы четко не представляете своей цели.
Е. Иногда вам бывает трудно объяснить другим какие-либо сложные вещи, которые приходят вам на ум.
Ж. Вы понимаете, что требуете от других сделать то, чего сами сделать не можете.
3. Если вы наталкиваетесь на реальное сопротивление, то вам трудно четко изложить свою точку зрения.
Благодарим вас за искренние ответы!
Ключ
1. «Координатор» (председатель): 1г, 26, За, 4з, 5е, 6в, 7ж.
2. «Мотиватор» (действующий, оформляющий решения): 1е, 2д, Зв, 46, 5г, 6ж, 7а.
3. «Генератор идей» (человек со свежим взглядом): 1в, 2ж, 3г, 4д, 5з, 6а, 7е.
4. «Критик» (советник или судья): 1з, 2г, 3ж, 4в, 5а, 6д, 76.
5. «Исполнитель» (практик-организатор): 1ж, 2а, 3з, 4г, 5б, 6е, 7д.
6. «Душа команды»: 16, 2е, 3д, 4а, 5в, 66, 7з.
7. «Исследователь ресурсов» (разведчик): 1а, 2в, 3е, 4ж, 5д, 6з, 7г.
8. «Финишер» (доводящий дело до конца): 1д, 2з, 36,4е, 5ж, 6г, 7в.
Бланк для ответов
Фамилия, имя, отчество___________________________
Должность_________________________________________
Возраст___________________________________________
Дата______________________________________________
Вопросы\роли | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Сравнительный анализ рисунков, сделанных участниками в начале и в конце тренинга командообразования
(Разработка А.М.Захаровой)
В начале тренинга | После тренинга | |
Характер связей между символическим изображением участников | ||
Отдельные фигуры или портреты участников, разбросанные по листу. | Изображения участников (фигуры, портреты), объединенные в круг. | |
Разомкнутая структура (дуга, П-образное изображение всех сидящих). | Сомкнутая структура (круг; круг с прорисованными связями между участниками; круг с подписью «Мы все здесь»; прямоугольник). | |
Участники изображены в линию | Участники изображены в круге | |
Характер связей между символическим изображением участников | ||
Изображения отдельно стоящих участников. | Изображения отдельно стоящих участников сохраняется, но все фигуры нарисованы ближе друг к другу. | |
Связь по принципу кольца или круг, разделенный на секторы | Фигура (круг, квадрат) с ярко прорисованными связями между участниками | |
Степень прорисованности индивидуальностей | ||
Участники обозначены номерами. | Участники обозначены именами и/или ролями, ассоциациями. | |
Отдельные фигуры участников, объединенные в круг. | Улыбающиеся лица участников, объединенные в круг. | |
Кружки, изображающие участников. объединенные в круг. | Фигуры участников, объединенные в круг. | |
Участники обозначены нерасчлененно - картинкой (дугой). | Вместо картинки - текст, подчеркивающий индивидуальность каждого, обозначающий намерение нарисовать всех: "Каждый индивидуален, но все вместе связаны единой целью: | |
Участники обозначены схематично; все фигуры одинаков, без рук, гребут веслами в лодке | Прорисованы фигуры участников, акцентированы головы | |
Символическое изображение е изображение | ||
Кристаллическая структура, напоминающая молекулу. | Футбольный мяч с комментарием: «Каждый квадрат - член команды». | |
Под изображением участников - встающее солнце. | Солнце, объединяющее всех участников на концах лучей. | |
Корабль, в котором написаны имена участников, участники расположены в разных секциях корабля - явно отделены от других. | Солнце, наполненное улыбающимися лицами участников. | |
Корабль, имена участников расположены в разных секциях корабля. | Корабль, все участники - в рулевой рубке. | |
Схематические изображения участников расположены по контуру квадрата | Корабль со всеми участниками; на парусе надпись:«Успех» | |
Изображение, напоминающее металлическую многоугольную конструкцию с заклепками. | Солнце. | |
Сидящие участники (прорисованы не все). | Изображение улыбающихся лиц с комментарием: «Монада от нашей компании». | |
Забор, планки забора - лица, надпись: «Поляна сказок». | ||
Цветок с лепестками | ||
Участники в лодке, лодка в воде; надпись «Все в одной лодке, и каждый гребет веслами». | Участники в лодке, лодка в воде и плывет к берегу. Берег обозначен названием компании. | |
Цветок с разноцветными лепестками. | Цветок с разноцветными лепестками; изображение большего размера; лепестки цветка двухцветные: половина закрашена общим цветом, половина разными цветами; цветов в рисунке использовано больше. | |
Имена участников расположены на «орбитах» по степени близости к автору. | Ракета с надписью: «Там мы. Курс- только вперед. Цель - максимальное использование потенциала». | |
Солнце, ядро которого разделено на части, каждая часть обозначена номером. | Цепь, соединенная в круг. | |
Схематические изображения участников расположены по контуру квадрата. | Схематические изображения участников расположены по контуру круга. | |
Лица участников со знаками вопросов. | Круг, в котором расположены символы мужчины и женщины. | |
Участники, обозначенные стрелками направленными на схематическое изображение цели/плана компании | ||
Спортивный пьедестал, на первом месте в круге: *Мы!» | ||
Состав рисунка рисунка | ||
Прорисованность тренера как постороннего, который притягивает к себе внимание | Отсутствие изображения тренера | |
Интенсивность ивность | ||
Слабее | Сильнее | |
Количество деталей ю деталей | ||
Меньше | Больше |
Анкета по оценке основных параметров работы в команде
Вариант 1 (начало тренинга)
(Разработка А.М.Захаровой)
1) Нарисуйте вашу команду так, чтобы в вашем рисунке был обозначен каждый из здесь присутствующих (лист для рисунка приложен).
2) Оцените работу в вашей команде в настоящее время по предложенным критериям:
Умение общаться
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении проблем)
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение критиковать конструктивно
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение видеть человека в командной роли, использование сильных сторон каждого
-3 -2 -1 0 1 2 3
Терпимость друг к другу
-3 -2 -1 0 1 2 3
Удовлетворенность от участия в совместной деятельности
-3 -2 -1 0 1 2 3
С кем из участников тренинга вам хотелось бы вместе участвовать в упражнениях, играх?
1______________ 2_________________ 3____________
С кем из участников тренинга вам однозначно не хотелось бы участвовать вместе в упражнениях, играх?
1______________ 2__________________ 3___________
Поведение кого из участников тренинга, по вашему мнению, на данный момент ближе всего к конечной цели тренинга — улучшению командной работы?
1______________ 2__________________ 3___________
Спасибо!
Вариант 2 (окончание тренинга)
Теперь, когда тренинг окончен, нарисуйте вашу команду. Обозначьте на вашем рисунке каждого из здесь присутствующих (лист для рисунка приложен).
Оцените работу в вашей команде после тренинга по предложенным критериям:
Умение общаться
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение договариваться (в сложных ситуациях, при решении проблем)
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение критиковать конструктивно
-3 -2 -1 0 1 2 3
Умение видеть человека в командной роли, использование сильных сторон каждого
-3 -2 -1 0 1 2 3
Терпимость друг к другу
-3 -2 -1 0 1 2 3
Удовлетворенность от участия в совместной деятельности
-3 -2 -1 0 1 2 3
Теперь, когда тренинг окончен, с кем из участников тренинга вам хотелось бы больше взаимодействовать в рабочей ситуации?
1_____________ 2_________________ 3_____________
Теперь, когда тренинг окончен, с кем из участников тренинга вам однозначно хотелось бы взаимодействовать меньше?
1_______________ 2________________ 3____________
Поведение кого из участников тренинга, по вашему мнению, сейчас ближе всего к конечной цели тренинга — улучшению командной работы?
1______________ 2__________________ 3___________
Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 6
Игра «Ярмарка обмена»
(Разработка Н.Е.Водопьяновой)
Качество (умение), способствующее лидерству | Отдано (в %) | Получено (в %) |
Всего: | Сумма (в %) | Сумма (в %) |