Калинин А.Ф. Инфинитивные предложения в системе типов простого предложения // Русский язык в школе. 2001.
Проблема статуса инфинитивных предложений и их места в системе типов односоставных и двусоставных предложений может быть успешно решена путем анализа в структурном (грамматическом) и семантическом (номинативном) аспектах.
Структурный аспект – это грамматическая форма предложения и его структура. Данный аспект обладает внутренней и внешней сторонами. Внутренней стороной его является грамматическое значение, внешней – грамматические показатели. Грамматическим значением простого предложения является предикативность, которая свойственна любому предложению и проявляется в синтаксических категориях модальности, времени и лица.
Структурный тип русского глагольного предложения с одним главным членом, представленным независимым инфинитивом с частицей бы или без нее, называется инфинитивным предложением:
Вам не видать таких сражений. (Лермонтов); Лишь лета б нам дождаться. (Крылов). <…>
В инфинитивных предложениях проявляется объективная модальность реальности / ирреальности, зависящая от способа выражения главного члена – инфинитива с частицей бы или без нее, от интонации и вопросительных частиц разве, ли, едва, неужели и др. В данных предложениях с побудительной или вопросительной интонацией, а также в повествовательных предложениях, в которых главный член выражен инфинитивом с частицей бы, обнаруживается объективная модальность ирреальности:
Не спрятаться ли нам? (Чехов); Не опоздать бы только к поезду…(Он же).
В повествовательных инфинитивных предложениях с главным членом – инфинитивом без частицы бы выражается объективная модальность реальности:
Быть бычку на веревочке. (Пословица); Не расти траве После осени; Не цвести цветам Зимой по снегу. (Кольцов).
Как свидетельствует материал, объективные модальные значения реальности / ирреальности в инфинитивных предложениях, как и в других типах односоставных глагольных предложений, могут осложняться частными модальными значениями долженствования, необходимости, желательности, неизбежности, возможности невозможности и др., которые обусловлены вещественными значениями конкретного инфинитивного предложения, способом морфологического выражения главного члена, интонацией и лексическими средствами. Например, в инфинитивном предложении Не избежать им лютой казни (Пушкин) выражается частное модальное значение невозможности, а в предложении Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку (Лермонтов) выражается частное модальное значение желательности.
В инфинитивных предложениях на фоне объективной модальности реальности/ирреальности с помощью вводно-модальных слов и модальных частиц легко проявляется субъективная модальность. По признаку наличия субъективно-модальных значений в инфинитивных предложениях можно выделить, по нашему мнению, группы с субъективно-модальными значениями уверенности, неуверенности, сомнения, возможности, невозможности, предположительности и некоторые другие. Например, в инфинитивном предложении Мне тут, конечно, сидеть до морозов (Паустовский) на фоне объективной модальности реальности выражается субъективно-модальное значение уверенности, а в предложении Быть, вероятно, завтра плохой погоде (Горький) выражается субъективно-модальное значение предположительности.<…>
инфинитивные предложения не обладают парадигмой временных форм. Это обусловлено тем, что в функции главного члена в них выступает инфинитив в независимой позиции с частицей бы или без нее:
[Сатин:] Какой ты любопытный, старикашка! Все бы тебе знать. (Горький): [Михаил:] Вам бы сходить к хозяину-то… (Он же).
Специфика инфинитивных предложений в выражении значений синтаксического времени состоит в том, что основным способом выражения временных значений в них является конструктивно-синтаксический. Определенная часть инфинитивных предложений безотносительна к моменту речи, имеет значение вневременности:
Бездонную бочку не наполнить. (Пословица).
Значение вневременности несовместимо с употреблением в них распространителей конкретизирующего плана. В инфинитивных предложениях нередко проявляется расширенное настоящее время. Это время по своему реальному значению выходит за пределы момента речи, но не имеет таких широких границ, которыми обладает значение вневременности. Реальное значение расширенного настоящего уже значения вневременности.
Расширенное настоящее время характеризуется не только совпадением действия с момента речи, но и распространением его на предшествующие или последующие моменты. Расширенное настоящее время свойственно инфинитивным предложениям, в которых субъект характеризуется, оценивается. В инфинитивных предложениях с данным значением синтаксического времени главный член – инфинитив употребляется с частицей бы, например:
А вам, искателям невест, не нежиться и не зевать бы…(Грибоедов). <…>
Семантический (номинативный) аспект исследует значение предложения. Семантическая структура предложения реализуется взаимодействием семантических компонентов.
Семантический тип предложения устанавливается при опоре на общую семантику предложения.
Компонентный анализ семантической структуры инфинитивных предложений указывает на то, что они являются двусоставными (двучленными) независимо от того, формируются ли они только одним главным членом или при главном члене имеются обстоятельственные или объектные распространители. <…>
Компонентный анализ инфинитивных предложений выявил, что типичными для данных предложений являются трехкомпонентные, четырехкомпонентные и пятикомпонентные семантические структуры, при этом семантический субъект в них имплицитен, а семантический предикат представлен инфинитивом с частицей бы или без нее.
Трехкомпонентные семантические структуры инфинитивных предложений делятся на две группы.
1. Трехкомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката и семантического объекта. В этих семантических структурах действие или состояние направлено на семантический объект, выраженный существительным или местоимением в форме косвенного падежа без предлога или с предлогом:
[Павел:] Поссорить бы их. (Горький); [Людмила:] Поговорить бы с ней. Кто это? (Он же). <…>
2. Трехкомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката и семантического конкретизатора, указывающего на время, место или способ совершения действия или проявления состояния и выраженного обычно наречием или существительным в косвенном падеже с предлогом:
Теперь бы петь… Но стал я хвор! А прежде был я пылок. (Некрасов); На улицу бы пойти! – мечтательно проговорил Павел. (Горький). <…>
Четырехкомпонентные семантические структуры инфинитивных предложений делятся на три группы.
1. Четырехкомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката и двух облигаторных семантических объектов, обусловленных двухместной валентностью предиката. В данных семантических структурах действие или состояние направлено на семантические объекты, выраженные существительными или местоимениями в формах косвенных падежей без предлогов или с предлогами:
[Глафира:] И тебе, девушка, этого не миновать. Любовь людям в корень дана. (Горький); Счастье алтыном не купить. (Пословица). <…>
2. Четырехкомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката, семантического объекта и семантического конкретизатора. В данных семантических конструкциях действие или состояние направлено на семантический объект; семантический конкретизатор обозначает характеристики, при которых совершается действие или проявляется состояние. Семантический объект обычно выражается существительным или местоимением в форме дательного падежа без предлога, а семантический конкретизатор – наречием или существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога:
[Губернатор:] Прекрасные мечты! Но их достанет на пять дней. Не век же вам грустить? (Н. Некрасов); [Исправник:] Всенепременно! Вас доставить на дом? (Горький).
3. Четырехкомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката и двух семантических конкретизаторов, обозначающих характеристики, при которых совершается действие или проявляется состояние. Семантические конкретизаторы выражаются обычно наречиями или существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов:
«Посидеть бы теперь у костра», – вздохнул я. (Горький); Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть. (Н. Некрасов).
Пятикомпонентные семантические структуры инфинитивных предложений делятся на две группы.
1. Пятикомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката и трех облизаторных семантических объектов. В данных семантических структурах действие или состояние направлено на семантические объекты, выраженные существительными или местоимениями в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов:
[Губернатор:] А с вами?.. с вами не знавать Ему счастливых грез. В себе он будет сознавать Причину ваших слез. (Н. Некрасов).
2. Пятикомпонентные семантические структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката, одного или двух семантических объектов и одного или двух семантических конкретизаторов. В данных семантических структурах действие или состояние направлено на семантический объект или семантические куонкретизаторы; сематический конкретизатор или семантические конкретизаторы обозначают характеристики, при которых совершается действие или проявляется состояние:
Да, верю! Не долго вам горе терпеть, Гнев царский не будет же вечным… (Н. Некрасов); [Стогов:] Спрятать бы ее в спокойное место на время. Но где такое место? (Горький). <…>
Данный перечень семантических структур инфинитивных предложений не является законченным, он может быть продолжен. Исследованный материал свидетельствует о том, что наиболее распространенными и продуктивными в современном русском языке являются четырехкомпонентные семантические структуры и прежде всего структуры, состоящие из семантического субъекта, семантического предиката, семантического объекта и семантического конкретизатора.
Таким образом, в семантическом аспекте инфинитивные предложения являются двусоставными, между семантическими компонентами этих структур выявляются различные отношения.
Исследование инфинитивных предложений в двух основных аспектах: структурном (грамматическом) и семантическом (номинативном) выявило различие в их типологии.
Инфинитивные предложения являются самостоятельным типом односоставных глагольных предложений в структурном аспекте; вместе с тем их следует определять как двусоставной тип простого предложения в семантическом аспекте.
Следовательно, при решении проблемы классификации и типологии предложения, в частности простого, необходимо исходить из аспекта исследования предложения, что имеет принципиальное значение в теоретическом и практическом отношении при изучении синтаксиса простого предложения современного русского языка в вузе и в школе.