Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 2 страница

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, — а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в дол­жность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась — и потом уже не возобновлялась — его государственная деятельность».

И.А. Гончаров показывает, как сформировалась эта не­способность Обломова к каким-либо занятиям, требующим усилий:

«...Он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борь­бы, решились послать Илюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.

Робкий, апатический характер мешал ему обнаруживать вполне свою лень и капризы в чужих людях, в школе, где не делали исключений в пользу балованных сынков. Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздо­хами выучивал задаваемые ему уроки.

Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи».

Другой вариант данной линии онтогенеза связан с за­мужеством (женитьбой) с целью обеспечения паразити­ческого существования за счет супруга (супруги). Этот ва­риант более характерен для девушек. Тем не менее, как показывает отмеченное немецкими социологами увеличе­ние количества браков совсем юных молодых людей со зре­лыми женщинами, он не так редок и у юношей.

При атавистическом аналоге простого и трудного жиз­ненного мира гедонистическая установка реализуется че­рез механизм терпения. Жизненный мир подконтролен принципу реальности, выступающему как отложенный принцип удовольствия. Здесь для обеспечения существова­ния, сведенного к удовольствиям и развлечениям, прихо­дится прибегать к той или иной активности, т.е. соответ­ствующей деятельности.

Одним из вариантов данной линии онтогенеза является существование за счет мелкого жульничества или участие в качестве простых (неответственных) исполнителей в кри­минальных структурах. Другой вариант — выполнение про­стой, не требующей ответственности работы. Это устрой­ство неквалифицированными подсобными рабочими, иног­да грузчиками (при не слишком обременительных нагруз­ках) и т.п. Для обоих вариантов обычно характерна та или иная степень алкоголизации. Чаще всего эти варианты со­четаются друг с другом: отсутствие устойчивых моральных принципов обусловливает стремление к легким противо­правным путям добывания денег и при трудоустройстве.

Еще один вариант рассматриваемой линии онтогене­за — вступление в брак, в котором ради реализации гедо­нистической установки необходимо выполнение тех или иных обязанностей, которые могут оказаться и обремени­тельными. Одним из примеров является героиня рассказа Чехова «Анна на шее».

Муж Ани, «немолодой и некрасивый, но с деньгами», заставлял ее кланяться при встречах всем нужным себе людям, которые ей были незнакомы:

«...Поклонись же, тебе говорю! — ворчал он настойчиво. — Голова у тебя не отвалится».

Аня кланялась, и голова у нее в самом деле не отваливалась, но было мучительно. Она делала все, что хотел муж, и злилась на себя за то, что он обманул ее как последнюю дурочку. Выходила она за него только из-за денег, а между тем денег у нее теперь было меньше, чем до замужества».

Весьма обременительны оказались и супружеские обязаннос­ти: «... Она боялась сказать что-нибудь против и натянуто улыба­лась и выражала притворное удовольствие, когда ее грубо ласка­ли и оскверняли объятиями, наводившими на нее ужас».

При перемене обстоятельств в благоприятную сторону эта линия онтогенеза легко меняется на ничем не обреме­ненное паразитическое существование. Получив на балу большой успех у сильных мира сего и поставив тем самым мужа в зависимое от себя положение, героиня чеховского рассказа резко изменила отношения с ним:

«После этого у Ани не было уже ни одного свободного дня, так как она принимала участие то в пикнике, то в прогулке, то в спектакле. Возвращалась она домой каждый день под утро... Денег нужно было очень много, но она уже не боялась Модеста Алексеича и тратила его деньги, как свои; и она не просила, не требо­вала, а только посылала ему счета или записки: «выдать подателю сего 200 р.», или: «немедленно уплатить 100 р.».

Совершенно перестала ее интересовать и нищенская жизнь отца и малолетних братьев. «А Аня все каталась на тройках, ездила с Артыновым на охоту, играла в одноактных пьесах, ужинала и все реже и реже бывала у своих. Они обедали уже одни. Петр Леонтьич запивал сильнее прежнего, денег не было, и фисгармонию давно уже продали за долг».

Отсутствие у представителей характеризуемых линий онтогенеза самоопределения как такового, четких жизнен­ных планов, а также способности к полноценной трудовой или учебной деятельности обусловливает и отсутствие же­лания получить образование, овладеть какой-либо профес­сией. При необходимости прохождения службы в армии они обычно сравнительно легко приспосабливаются к неустав­ным отношениям, являясь послушными исполнителями указаний «дедов».

Линии онтогенеза, связанные с эгоистической направлен­ностью личности (сложным и трудным жизненным ми­ром), в отличие от рассмотренных выше характеризуются достаточно сформированной иерархической системой цен­ностей и, соответственно, доминированием тех или иных эгоистических мотивов.

Одна из этих линий соответствует престижной мотива­ции. Жизненный путь выбирается исходя из стремления продвинуться по карьерной лестнице, добиться успеха в той или иной области науки, техники или искусства (если считается, что к этому есть предпосылки), получить пре­стижную профессию и т.п. В зависимости от материальных возможностей семьи, профессиональных и прочих связей родителей, а также собственных склонностей и способно­стей выбираются наиболее перспективная с точки зрения поставленных целей профессия и соответствующий вуз. Главным принципом выбора обычно становится поиск оптимального сочетания по параметрам: значимость жиз­ненных целей — их достижимость.

Самоопределение в рамках этого варианта онтогенеза наиболее подвержено влиянию конъюнктуры, моды, дру­гих внешних условий и обстоятельств. Самыми престижны­ми и модными у нас в разное время становились те или иные технические вузы и факультеты (авиационный, физико-технический, инженерно-физический и др.), гума­нитарные (исторический, психологический, иностранных языков и др.), естественные (физические, математичес­кие, геологические, химические) и т.д. Всегда были пре­стижны и популярны МГИМО, юридические факульте­ты, театральные и литературный вузы, факультет журна­листики. В настоящее время лидируют экономические и экономико-управленческие вузы и факультеты, школы бизнеса и т.п.

При престижной мотивации встречается еще один путь достижения жизненной цели: брак с человеком, обладаю­щим известностью и влиянием в соответствующей области. Такие браки имеют место, например, в артистической сре­де: молодые девушки, выходя замуж за известных актеров, режиссеров, артистов эстрады, рассчитывают с их помо­щью сами добиться успеха. Известны аналогичные случаи и в научной среде.

В данной линии онтогенеза, как и во всех других лини­ях с эгоистической направленностью личности, могут иметь место и сущностные мотивы, в том числе весьма значимые. У пушкинского Сальери (речь идет о литера­турном персонаже, а не исторической личности) любовь к музыке с детства была очень значимой сущностной свя­зью с миром:

Родился я с любовию к искусству;

Ребенком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался — слезы

Невольные и сладкие текли.

В то же время любовь к музыке сочеталась у него с еще более сильной престижной мотивацией, что предопреде­лило общую эгоистическую направленность личности. Упо­миная свои первые юношеские творения, Сальери уже со­относит их с будущей славой: «Я стал творить, но в тиши­не, но в тайне, не смея помышлять еще о славе». Венцом усилий для него выступает именно слава:

Усильным, напряженным постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

Слава Мне улыбнулась...

Доминирование престижной мотивации, отсутствие общей ориентации на духовно-нравственные ценности и предопределили нравственную несостоятельность этого пушкинского персонажа: главным для него оказалась все-таки не музыка, воплощенная в своем высшем проявле­нии в Моцарте, а ущемленное самолюбие, собственный престиж.

Другой вариант эгоистической направленности личнос­ти связан с мотивами власти, доминантности. В зависимо­сти от особенностей характера, конкретных интересов, учебной и физической подготовки, а также возможностей родителей способствовать выбираемой карьере молодые люди с данной мотивацией стремятся поступить в учебные заведения, готовящие управленческие кадры, выбирают те или иные военные училища, службу в специальных войс­ках (ВДВ, морская пехота и др.) или в милиции (ОМОН, спецназ) и т.п. В советское время они составляли значи­тельную часть слушателей учебных заведений по подготов­ке руководящих партийных кадров (высшие комсомольс­кие и партийные школы), активно продвигались по линии партийной, комсомольской или профсоюзной работы.

Еще одним распространенным вариантом линий онто­генеза, связанных с эгоистической направленностью лич­ности, является преимущественная ориентация на мате­риальную сторону жизни: от обычного материального дос­татка, комфортных бытовых условий до стремления к обо­гащению и накоплению материальных ценностей. Эти мо­тивы в той или иной степени присущи и другим вариантам эгоистической направленности личности, а мотив матери­ального достатка — вообще большинству людей. Здесь же они доминируют и играют решающую роль в выборе жиз­ненного пути.

Мотив материального благополучия как один из вари­антов эгоистической направленности личности следует от­личать от гедонистической установки, сопряженной с ме­ханизмом терпения. Прежде всего здесь речь идет о слож­ном жизненном мире, который представлен иерархически построенной системой различных мотивов. В этой системе материальный достаток — главный, но не единственный мотив. Он обычно сочетается с мотивами самоуважения и престижа, обеспечения будущей семьи и т.д. Кроме того, в этом случае имеет место самоопределение, выбор конк­ретного жизненного пути с конкретными планами на бу­дущее, чего нет при гедонистической направленности лич­ности. Даже осуществляя ту или иную деятельность по реа­лизации мотива удовольствий и развлечений, ее носители живут заботами лишь ближайшего будущего, фактически - настоящего.

Выше мы отмечали, что мотив хорошего заработка при профессиональном самоопределении особенно актуален в настоящее время, в условиях резкого снижения общего уровня жизни. Многие юноши и девушки предпочитают продолжению учебы поиск хорошо оплачиваемой работы, не требующей специального образования и длительного обучения. Многие идут в коммерческие структуры либо пытаются организовать собственный бизнес. У части из них доминируют мотивы обогащения.

Мотив богатства никогда не встречается в чистом виде. Деньги, как и другие материальные ценности, являются выражением могущества и власти. Если это реальная власть, реализуемая в соответствующей деятельности, то мотив богатства становится одним из проявлений мотива власти. Однако иногда богатство выступает лишь как источник потенциальной власти и тогда фактически представляет со­бой ценность само по себе.

Вспомним героя пушкинского «Скупого рыцаря». Сидя в тайном подвале над сундуками с золотом, он испытыва­ет ощущение своего могущества:

Что не подвластно мне?

Как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится,

И добродетель, и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды.

Реальные же отношения барона и его денег предстают в словах жалующегося на него сына:

О, мой отец не слуг и не друзей ,

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? Как алжирский раб,

Как пес цепной. В нетопленной конуре

Живет, пьет воду, ест сухие корки,

Всю ночь не спит, все бегает да лает.

А золото спокойно в сундуках

Лежит себе...

Один из путей реализации мотивов материального, бла­гополучия и обогащения — вступление в выгодный брак. В отличие от аналогичного случая при гедонистической ус­тановке здесь, как отмечалось выше, помимо доминирую­щего (связанного с материальной стороной жизни) имеют место и другие мотивы, а также четко намеченный жизненный план. У девушек, например, кроме престижной мотивации и других эгоистических мотивов это может быть мотив создания благополучной семьи.

Духовно-нравственная и сущностная направленность лич­ности (сложный и «как бы легкий» и сущностный типы жизненного мира) предполагают в юности поиск призва­ния, выбор профессии, наиболее отвечающей склоннос­тям. Даже в том случае, когда главной целью в жизни явля­ется создание счастливой семьи, вуз или место работы никогда не выбираются по принципу близости от дома или по каким-либо иным соображениям, не связанным с интересом к самой профессии. Если призвание найдено, то трудности обретения выбранной профессии преодолеваются с упорством и настойчивостью. Известны случаи, когда аби­туриенты при большом конкурсном отборе поступали в вы­бранный вуз с пятой — седьмой попытки.

Вместе с тем и при этих линиях онтогенеза выбор про­фессии может представлять собой не меньшую, а иногда и большую трудность, чем при эгоистической направленно­сти личности. Здесь он не зависит от моды и конъюнктуры, других внешних обстоятельств, облегчен, как отмечалось выше, широтой круга интересов. Однако это далеко не все­гда гарантирует оптимальный вариант выбора. Можно ска­зать, что выбор при многих вариантах будет соответство­вать склонностям и интересам. Но будет ли он тем самым выбором, что отвечает предназначению человека, той его «сказкой», которую «необходимо постигнуть» (М.М. При­швин), зависит от очень многих, часто случайных причин.

Даже при линиях онтогенеза, связанных с духовно-нрав­ственной и сущностной направленностью личности, не все потенциальные сущностные стороны человека открывают­ся ему к моменту выбора жизненного пути. Иногда оконча­тельный выбор делается позже, уже за порогом юности, нередко же своя истинная «сказка» так и не постигается. В любом случае профессиональное самоопределение явля­ется очень трудной задачей.

В предыдущей главе мы приводили отрывок из дневни­ковой записи 18-летнего Л. Толстого, где он на ближай­шие два года ставил цели изучить юридические науки, медицину, иностранные языки, сельское хозяйство, ис­торию, географию, статистику, математику, естествен­ные науки, а также написать диссертацию, достичь «сред­ней степени совершенства в музыке и живописи» и т.д. Подробная программа самосовершенствования включала различные аспекты духовно-нравственного и интеллекту­ального развития.

В последующие 5 лет (19—23-й годы жизни) продолжался трудный процесс самоопределения. Большинство из постав­ленных целей оказались неосуществленными; не был закон­чен Казанский университет, где Толстой проучился 3 года. Первые упоминания о литературных замыслах и занятиях «писаньем» появляются в дневниковых записях конца 1850 г. (на 23-м году жизни). 1852 г. можно считать годом окончатель­ного профессионального самоопределения: опубликовано первое литературное произведение, повесть «Детство».

Непросто шло и личностное самоопределение. В днев­никах этого периода отражена сложность внутреннего жиз­ненного мира будущего писателя, постоянная борьба сущ­ностных и несущностных мотивов.

«17 июня [1850]... Зиму третьего года я жил в Москве, жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели; и жил так не потому, что, как говорят многие, в Москве все так живут, а просто потому, что такого рода жизнь мне нравилась...»

«1850. 8 декабря... Пустившись в жизнь разгульную, я заметил, что люди, стоявшие ниже меня во всем, в этой сфере были го­раздо выше меня; мне стало больно, и я убедился, что это не мое назначение».

«29 декабря [1850]. Живу совершенно скотски; хотя и не совсем беспутно, занятия свои почти все оставил и духом очень упал».

«28 февраля [1851]. Много пропустил я времени. Сначала зав­лекся удовольствиями светскими, потом опять стало в душе пус­то; и от занятий отстал, то есть от занятий, имеющих предметом свою собственную личность. Мучало меня долго то, что нет у меня ни одной задушевной мысли или чувства, которое бы обус­ловливало все направление жизни...»

«8 марта [1851]... Смотрелся часто в зеркало. Это глупое, физи­ческое себялюбие, из которого кроме дурного и смешного ниче­го выйти не может... Хотел Кобылину дать о себе настоящее мне­ние (мелочное тщеславие)...»

«13 марта [1851]... Дома ленился выписывать. С Иславиным хо­тел себя выказать, то же и у Беер...»

«20 марта [1851]... Две главные страсти, которые я в себе заме­тил, это страсть к игре и тщеславие, которое тем более опасно, что принимает бесчисленное множество различных форм, как-то: желание выказать, необдуманность, рассеянность и т.д. ...

Приехал я в Москву с тремя целями. 1) Играть. 2) Жениться. 3) По­лучить место. Первое скверно и низко, и я, слава богу, осмотрев положение своих дел и отрешившись от предрассудков, решился по­править и привести в порядок дела продажею части имения. Второе, благодаря умным советам брата Николеньки, оставил до тех пор, пока принудит к тому или любовь или рассудок, или даже судьба... Последнее невозможно до двух лет службы в губернии, да и по прав­де, хотя и хочется, но хочется много других вещей несовместных...

Много слабостей имел я в это время. Главное, мало обращал внимания на правила нравственные, завлекаясь правилами, нуж­ными для успеха...»

«Много других вещей», «несовместных» со службой чи­новника, примат «правил нравственных» над «правилами, нужными для успеха» и определили после периода труд­ных поисков жизненный путь будущего классика мировой литературы.

* * *

Юность — первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последую­щую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Мно­гие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пыта­ясь решить проблему самоопределения методом проб и оши­бок. Несмотря на то что жизненный мир и соответствующие ему мировоззренческие установки сформировались в пре­дыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняет­ся и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучи­тельных поисков. Окончательное самоопределение, позво­ляющее начать утверждать себя в жизни, и является цент­ральным возрастным новообразованием юности.

Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет)

Молодость охватывает период жизни от окончания юно­сти (от 20—23 лет) до примерно 30 лет, когда человек «бо­лее-менее прочно утверждается во взрослой жизни» (А.В. Толстых). Верхняя граница молодости может суще­ственно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней зрелости. Некоторые авторы продлевают ее до 35 лет. Моло­дость — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной про­фессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В моло­дости наиболее доступны самые сложные виды професси­ональной деятельности, наиболее полно и интенсивно про­исходит общение, наиболее легко устанавливаются и наи­более полно развиваются отношения дружбы и любви. Мо­лодость считается оптимальным временем для самореали­зации. Возникающие трудности не являются камнем пре­ткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности до­стижения целей.

А.В. Толстых отмечает, что в современную эпоху, когда увеличилась продолжительность жизни и расширились сроки образования и профессиональной подготовки, повысилась их значимость, «молодость стала наиболее ценимым воз­растом, влияющим своими вкусами, ценностями, привыч­ками и т.д. на вкусы, ценности, привычки всего общества. Отсюда естественное желание дольше быть в разряде мо­лодых — вступить в этот возраст пораньше и задержаться в нем подольше... Молодость... таит в себе обаяние. И это не только очарование здорового тела, физической красоты, обаяние свежести. Это во многом обаяние тех видов дея­тельности, которые доступны молодости в наибольшей степени, которые составляют если уж не ее привилегию, то, по крайней мере, неотъемлемый атрибут». Добавим, что это в первую очередь «обаяние» широких жизненных перспектив, веры в свои силы и возможности, оптимисти­ческого отношения к будущему.

Главные стороны жизни

Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психо­логических, физиологических, социальных и других фак­торов, благоприятствующих выбору спутника жизни и со­зданию семьи. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наи­большей половой активности, время, когда организм жен­щины лучше всего приспособлен к рождению первого ре­бенка. В молодости люди легче всего знакомятся и узнают друг друга, легче адаптируются к условиям совместной жизни.

Конечно, любовь между мужчиной и женщиной свой­ственна не только молодости. Слова Пушкина «Любви все возрасты покорны», безусловно, справедливы. Но моло­дость с полным основанием можно считать возрастом, сензитивным к созданию семьи. После 30 лет первые браки заключаются чрезвычайно редко. Социологические иссле­дования показывают, что люди, не создавшие семьи до 28—30 лет, в дальнейшем, как правило, этого сделать уже не в состоянии. Они привыкают жить в одиночестве, ста­новятся излишне требовательны к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, всту­пает в новый этап своего жизненного устройства. Одновре­менно он удовлетворяет одну из своих главных потребнос­тей (для многих — главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т.д.

Особенно большое значение имеет рождение детей. С по­явлением ребенка родители уже не просто женщина и муж­чина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими се­мья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения чело­веческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу че­ловека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сто­рон социальной ситуации развития в молодости. Соответ­ствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Несмотря на сензитивность молодости к созданию се­мьи и все сопутствующие данному возрасту благоприят­ные факторы, задача выбора спутника жизни далеко не всегда решается успешно. Статистика разводов, совершае­мых в молодости же, очень красноречива — более 50%. К этому нужно добавить, что многие семьи, созданные в мо­лодости, распадаются в период зрелости, а многие, не­смотря на взаимную неудовлетворенность супружескими отношениями, сохраняются до конца жизни. Каковы ос­новные причины неблагополучия большинства создавае­мых семей?

Пожалуй, наиболее частой формулировкой причины расторжения брака является пресловутое «не сошлись ха­рактерами». Эта формулировка настолько стандартна, что обычно в гражданском суде как серьезная не воспринима­ется. В то же время она предполагает те или иные трудности психологического порядка. Другая очень распространенная формулировка фигурирует обычно не как официальная, а скорее в качестве осмысления и объяснения для самих себя: «семейная ладья разбилась о быт».

Эти две на первый взгляд различные причины выража­ют, по сути, одно и то же: несбывшиеся надежды на гар­моничные супружеские отношения, т.е. неудачную из-за появления оказавшихся непреодолимыми трудностей по­пытку супружеской любви. Браки, заключающиеся по тому или иному расчету, «не по любви», как правило, не рас­торгаются по этим причинам.

Но если семейная жизнь, как это бывает в большинстве случаев, начинается «по любви», как могут любящие друг друга супруги не сойтись характерами или не выдержать бытовых неурядиц? Ведь любовь — сущностная связь с миром, а значит, внутри этой единицы жизни ни сложно­сти, ни трудности не являются значимыми, не определя­ют сути отношений. Для ответа на поставленный вопрос еще раз вернемся к феномену любви и различиям между любовью и влюбленностью.

Напомним, что любовь, по определению П. Тейяра де Шардена, «соединяет сутью». С.Л. Рубинштейн писал, что любовь направлена на раскрывающуюся в ней сущность любимого человека. Что же означает единение сутью в любви между мужчиной и женщиной?

Выше (в главе 3 раздела I) мы определили сущность человека как его способность к любви, непреходящим глу­боким интересам и увлечениям, привязанностям и т.п. Все это можно назвать различными проявлениями любви. Если иметь в виду под словом «люблю» именно сущностность отношения (а не предпочтение в еде, питье и прочих ве­щах, приносящих лишь удовольствия), можно сказать, что человек — это то, что он любит.

Сущностные отношения между людьми обычно осно­ваны на той или иной схожести, созвучии их сущностных связей с миром. Любовь, привязанности чаще всего воз­никают вследствие этого созвучия. С другой стороны, если сущностные связи двух людей не имеют взаимного сход­ства, между ними чрезвычайно редко бывают в полном смысле слова сущностные отношения. Они возможны при этом лишь как безусловная любовь, характерная в основ­ном для родителей.

При безусловной родительской любви мы имеем вари­ант развития сущностного мотива вследствие осуществле­ния деятельности, побуждаемой мотивом заботы о потом­стве. Такое развитие сущностной мотивации возможно не только в отношениях родителей и детей. Вспомним разго­вор Маленького принца с розами в сказке Экзюпери:

«Маленький принц пошел взглянуть на розы... «Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто...» Розы смутились.

«Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».

Родительская безусловная любовь имеет те же истоки, что и привязанность к отчему дому, родным местам, ко всему «своему». В основе всех этих сущностных отношений лежит заложенная от природы потребность в привязаннос­ти, принадлежности, любви к соответствующим объектам мира. Суть таких отношений хорошо выражена в афоризме кубинского писателя Хосе Марти: «Наше вино терпкое, но это — наше вино».

В безусловной родительской любви дети выступают в качестве объекта, сущностность которого принимается как данность. Как и во всех перечисленных выше аналогичных связях с миром, разделенность отношений здесь дана не­посредственно (мое — значит близкое, родное) и не тре­бует объективного подтверждения. Свои, любимые сын или дочь — все равно любимые, даже если нет их ответного чувства. Гораздо реже, но встречается объективно неразде­ленная привязанность детей к родителям. Литературным примером может служить героиня романа Диккенса «Домби и сын». Более обычны случаи взаимной, объективно разделенной любви между родителями и детьми, не имею­щими созвучия в сущностных связях с миром. Если же это созвучие есть, сущностные отношения между родителями и детьми становятся одними из наиболее значимых в их жизни, раскрываются во всей полноте подлинного едине­ния сутью.

В отличие от родительской любви в любви между муж­чиной и женщиной безусловность сущностных отношений встречается крайне редко. Здесь единение сутью происхо­дит в первую очередь на основе созвучия, близости сущно­стных связей с миром. Обязательно должны быть какие-то очень значимые, важные стороны жизни, которые объе­диняли бы обоих. Прежде всего это касается, конечно, са­мой их любви. Она должна быть не только взаимной, но и одинаково значимой, ее роль в жизни каждого из них дол­жна быть равнозначной. Иначе невозможна полная, подлин­ная разделенность.

Выше мы отмечали, что каждая сущностная связь с миром раскрывает какую-то сторону сущности человека. Это относится, безусловно, и к любви между мужчиной и жен­щиной. В то же время любовь между мужчиной и женщи­ной означает гораздо больше, чем одна из — пусть чрезвы­чайно важных — сущностных связей с миром.

Наши рекомендации