Он должным образом осуществляет попечение над своей женой
Благодаря обладанию столь высокими нравственными качествами и хорошему обхождению мусульманин завоёвывает сердце своей супруги, и она ничего не делает против его воли. Это даёт ему возможность осуществлять попечение над своей женой посредством использования тех качеств, которыми украсила его эта религия, тех ценностей, на которые она его сориентировала, и тех установлений и законоположений, соблюдение которых она вменила ему в обязанность. Аллаh Всевышний сказал:
«Мужчины — попечители женщин, поскольку Аллаh дал одним преимущество перед другими, а также потому, что они расходуют из своих средств.» (Женщины, 34)
Такое попечительство накладывает на мужчину определённые обязательства. Иначе говоря, мужчина полностью отвечает за свою жену. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Каждый из вас является пастухом и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем своей семьи и несёт ответственность за свою паству, женщина является пастырем в доме своего супруга и несёт ответственность за свою паству, слуга является пастырем имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем и несёт ответственность за свою паству.» (Аль-Бухари и Муслим)
Это — та самая ответственность, которую ощущает каждый член исламского общества, и невозможно найти хотя бы одного человека, не несущего ответственности за ту или иную сторону жизни этого общества. Дело в том, что с точки зрения ислама жизнь представляет собой труд и созидание, а это значит, что каждый член этого общества должен быть ответственным человеком, не превращая всё в шутку и пустые развлечения.
Ислам не только побуждает хорошо относиться к женщине и возвышает её положение, но велит и ей помнить о своей роли в этой жизни и не выходить за рамки тех ограничений, которые установлены для неё шариатом, чтобы она могла выполнить своё предназначение и сыграть свою роль наилучшим образом, вместе с мужчиной занимаясь воспитанием подрастающего поколения и украшая эту жизнь наслаждением, счастьем и красотой.
Ислам требует от мужчины всегда хорошо обращаться с женщиной, но в то же время он велит женщине подчиняться мужчине в пределах дозволенного и в рамках справедливости. В исламе необходимость подобного подчинения подчёркивается весьма настоятельно, на что указывают нижеследующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаhа):
«Если бы пришлось мне повелеть кому-нибудь из людей склониться перед другим в земном поклоне, то я бы, конечно, велел женщине склониться перед её мужем![49]» (Ат-Тирмизи)
Более того, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) указывает на то, что довольство мужа своей женой может стать причиной того, что она попадёт в рай. Сообщается, что он сказал:
«Любая покойная женщина, муж которой был ею доволен, войдёт в рай.[50]» (Ибн Маджа и Аль-Хаким)
Что же касается строптивой женщины, грубо обходящейся со своим мужем, то она может подвергнуться проклятиям, которые будут обрушивать на неё ангелы, пока она не образумится и не примирится со своим мужем. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Если женщина проведёт ночь не на ложе своего мужа, ангелы будут проклинать её до самого утра.» (Аль-Бухари и Муслим)
Стремление ислама подтвердить своё установление о том, что мужчина должен осуществлять попечение над женщиной, и о том, что женщина обязана подчиняться мужчине и угождать ему доходит до того, что ислам позволяет жене поститься только с разрешения своего мужа, если речь не идёт о соблюдении обязательного поста в течение рамадана, как позволяет он ей и принимать любого гостя только с его разрешения. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«He разрешается женщине поститься в присутствии своего мужа, если не будет на то его позволения и не разрешается пускать в его дом кого бы то ни было, если не будет на то его позволения.» (Аль-Бухари)
Ислам предоставил мужу право опеки над женой для того, чтобы он был мужчиной по праву, зная как вести корабль своей семейной жизни к берегу безопасности, руководствуясь правильным путем и благоразумием. Но ислам также и предостерёг всех мужчин об опасности искушений, связанных с женщинами, так как эти искушения могут ослепить их, ослабить их решимость и поколебать их религию, в результате чего сначала они станут потворствовать отклонениям женщин от прямого пути шариата, а потом и вовсе выпустят из своих рук бразды правления. В результате этого женщина отклонится от прямого пути, начнёт
распоряжаться в доме всем, и ей невозможно будет ни возразить, ни отказать в чём бы то ни было, и посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) изрек истину, назвав это наиболее вредоносным искушением, с которым придется столкнуться мужчинам. Сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Я не оставил после себя искушения, более вредоносного для мужчин, чем женщины.» (Аль-Бухари и Муслим)
Однако женатый мусульманин является таким мужчиной, который не проявляет слабости перед искушениями, связанными с отклонениями его жены от пути истины, сколь бы сильны они ни были, и он доброжелательно и мягко старается объяснить ей, что хотя он и любит её, но ещё больше он любит то, что угодно Аллаhу, и что как бы сильно ни любил мужчина свою жену, его любовь к Аллаhу и Его посланнику ещё сильнее. Аллаh Всевышний сказал:
«Скажи: "Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши жёны, и ваши родственники, и богатства, которые вы приобрели, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которыми вы довольны, дороже вам, чем Аллаh, и Его посланник и борьба на Его пути, то дожидайтесь, пока Аллаh не осуществит Своё веление.[51] Аллаh не выводит на правильный путь людей беспутных.[52]» (Покаяние, 24)
Вот почему в жизни истинного и искреннего мусульманина нет места тем женским проступкам, которые допускаются во многих домах теми, кто принадлежит к исламу. Поистине, мужчина, который своими глазами видит, как его жена, дочери и сестры появляются на улице полуодетыми, с непокрытыми головами и открытой грудью и руками, и не спешит немедленно исправить подобное отклонение от пути Аллаhа и правил приличия, установленных исламом, перестал осуществлять над ними то попечительство, обязанность которого возложил на него ислам. Из этой пропасти его может извлечь только искреннее покаяние, которое пробудит его внутренне, и сильный толчок, который вернёт ему его мужское достоинство и снова приведёт его на прямой путь.
Это значит, что мужчина, являющийся попечителем для своих жён и своих дочерей, должен разъяснять им, что ислам установил для женщины определённые правила поведения и указал, в каких одеждах ей позволительно выходить на улицу или появляться перед теми мужчинами, которые не относятся к числу её ближайших родственников (махарим). Такой одеждой является то, что называют узаконенным шариатом покрывалом (хиджаб). Женщина, исповедующая ислам, пьющая из его чистого источника и взращенная в его благодатной тени, принимает это покрывало с довольной душой и спокойным сердцем, будучи твёрдо убеждённой в его необходимости, так как это — веление религии Аллаhа Всемогущего и Великого, а не произвол мужчин и не ублаготворение их эгоизма.
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: "Да помилует Аллаh женщин, совершивших хиджру, первыми! Когда Аллаh ниспослал аят, в котором говорится: "...пусть они прикрывают своими покрывалами вырезы на груди..." (Свет, 31), они стали срывать куски от своих плащей и прикрывать ими свои головы и вырезы на груди".
В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Сафийи бинт Шайба, сообщается, что она сказала: "Однажды, когда мы находились у Аиши, да будет доволен ею Аллаh, вспоминая о женщинах-курайшитках и их достоинствах, Аиша сказала: "Поистине, женщины-курайшитки обладают высокими достоинствами, но, клянусь Аллаhом, я не видела никого достойнее жён ансаров и никого, чья вера в Книгу Аллаhа и ниспосылаемое откровение была бы сильнее! Когда была ниспослана сура "Свет", в которой говорилось: "...пусть они прикрывают своими покрывалами вырезы на груди...", их мужья пришли к ним и прочитали то, что Аллаh ниспослал им в этой суре. Каждый мужчина прочитал это своей жене, дочери, сестре и родственницам, и не было ни одной женщины, которая после этого не взяла бы свой плащ, украшенный рисунками в виде сёдел и не завернулась бы в него, доказав свою веру в то, что ниспослал Аллаh из Книги Своей, и они встали позади посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) закутавшись в эти плащи, (так что казалось) будто на головах у них сидят вороны".[53]
Да помилует Аллаh жён ансаров, сколь сильна была их вера! Сколь искренне они исповедовали ислам! Сколь беспрекословно подчинялись они ниспосылаемой истине! Поистине, каждая женщина, которая искренне верует в Аллаhа и Его посланника, не может не следовать примеру жён ансаров и не носить одежды, которая узаконена исламом для женщин, не обращая внимания на то, что другие ходят неприкрытыми и полураздетыми. Да помилует Аллаh ту девушку-мусульманку, учившуюся в университете, у которой спросили, как она может носить покрывало столь жарким летом, на что она ответила:
«Скажи: "Пламя ада ещё жарче!"» (Покаяние, 81)
Однако ответственность мужа за жену не ограничивается одной только ответственностью за её внешний вид, но распространяется также и на сферу её поклонения и образа жизни в целом. Так, например, он тоже понесёт ответственность в том случае, если она будет плохо исполнять свои религиозные обязанности или ослушается Аллаhа в чём-либо. И он несёт ответственность за её поведение и за исполнение ею других её обязанностей, так как любое её упущение в этом отношении нанесёт ущерб его мужскому достоинству и его исламу, бросив тень на его функции попечителя, которыми почтил его Аллаh Всевышний.
Объясняется это тем, что ислам сделал женщину тем, что даётся мужчине на хранение и доверяется ему, ведь в большинстве случаев женщина исповедует ту же религию, что и её муж, и он приведёт её вместе с собой либо в рай, либо в ад. Вот почему Аллаh повелел верующим оберегать от огня и себя, и членов своих семей, нарисовав ужасную и устрашающую сердца картину последствий того, что ждет их, если они не будут уделять должного внимания своим жёнам и своим родственницам и не заставят их склониться к истине. Аллаh Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни и над которым (поставлены) суровые (и) сильные ангелы, не восстающие против того, что им повелел Аллаh и выполняющие то, что им приказано.» (Запрещение, 6)
Мужчина сможет осуществлять своё попечение над женщиной в соответствии с установлениями ислама, только в том случае, если он будет успешно руководить своим домом и своей семьей. Женатый мусульманин не добьётся самоутверждения как мужчина с помощью грубости, жёсткости, суровости, силы и резких выражений, что характеризовало мужественность во времена джахилийи. Мужественность в исламе есть нечто совершенно иное. Настоящий мужчина в исламе является сильной, привлекательной и внушающей доверие личностью, он обладает высоким и благородным нравом, отличается снисходительностью и способностью прощать мелкие оплошности. Такой мужчина строго соблюдает заповеди Аллаhа и на практике выполняет Его установления, касающиеся всех членов его семьи. Он искусно руководит ими, направляя их к благу, щедро расходует свои средства, не предаваясь расточительству, отличается умом, сознательностью и чувством глубокой ответственности за всё то, что имеет отношение к религиозным и мирским делам, и понимает, каким должно быть наилучшее состояние мусульманской семьи, следующей правильным путём. Таковы качества истинного мусульманина, которые хочет видеть в нём ислам.