Как проводится психоанализ?
Что же такое психоанализ?
Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.
Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.
В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.
Как проводится психоанализ?
Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.
Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.
Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).
В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением. Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи. В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.
Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна. Главная работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.
Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.
По материалам книги Э. Берна
4. Что такое истерия с психоаналитической точки зрения? Ее роль в открытии психоанализа Фрейдом.
5. Каковы методы психоанализа? Как вы понимаете talkingcure?
6. Раскройте содержание используемых Фрейдом понятий: сознание, бессознательное, симптом, сопротивление, вытеснение, сублимация. Покажите их взаимосвязь.
Симптом - Основные понятия психоанализа.
В узком смысле симптом - это проявление заболевания, выраженное в жалобах пациента. В психоанализе речь идет, как правило, о психических, психогенных симптомах. 3. Фрейд уделял значительное внимание рассмотрению природы психических симптомов и механизмам их образования и главный вред симптомов видел в душевных затратах, которые имеют место у психически больного человека и которые впоследствии приходится осуществлять для их преодоления. С его точки зрения, симптомы - это производное бессознательных процессов, в которых значительную роль играют подавленные, вытесненные сексуальные влечения и желания человека.
В различных работах Фрейда рассматриваются разные пути образования невротических симтомов - они могут представлять собой специфическое выражение перверсных влечений, проявляющихся в воображаемых намерениях и поступках; быть осадками аффективных переживаний, тех психических травм, которые больные пережили в детстве; это своего рода компромисс между несогласованными психическими процессами - он повторяет вид инфантильного удовлетворения, но искаженного и вызывающего ощущение страдания. Важное значение в процессе образования симптомов принадлежит фантазии. Несмотря на общую картину, формирование симптомов зависит от характера психического заболевания. Конкретные механизмы образования симптомов различны при истерии, неврозе навязчивых состояний и иных психических заболеваниях.
При аналитической терапии работа включает в себя два этапа. На первом этапе либидо оттесняется от симптомов и находит свое выражение в переносе, концентрируясь на аналитике. На втором - усилия аналитика сосредоточиваются на новом симптоме (неврозе переноса) с целью освобождения либидо от него.
7. Какова структура личности по Фрейду (две модели). Третья модель психики (Ж. Лакан)
Теория личности З.Фрейда
Фрейд проявил радикальный подход к изучению людей. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, он сравнил его с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды, остальная, большая часть айсберга есть бессознательная.
С представленной моделью психики Фрейд связывает структуру личности. Структура личности включает три компонента:
- супер-эго (сверх – я);
- эго (я);
- ид (оно).
«Супер-эго» – сознательная часть, представляет собой систему ценностей, норм и этики, приобретенную в процессе социализации личности. В узком значении можно сказать, что «супер-эго» это мораль и совесть человека. Появляется в возрасте 3-5 лет. «Супер-эго» конфликтует с компонентом «ид».
«Эго» - является посредником между «супер-эго» и «ид». «Эго» стремится выразить и удовлетворить желания, идущие с «ид» в соответствии с нормами и требованиями «сверх-я». Таким образом «эго» разрешает конфликт между этими структурами и вносит в поведение человека разумность. При этом «Эго» руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до подходящего момента, приемлемого для «супер-эго». Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, постепенно давать выход энергии «ид» в рамках социальных ограничений и совести человека, выпускает энергию бессознательных инстинктов косвенно, искажая их до неузнаваемости для сознания .
Эго включает механизмы психических защит, которые помогают человеку спасаться от тревоги и боли.
«Ид» - целиком бессознательная часть личности, представляет собой инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эти биологически обусловленные побуждения (проистекают из биологических потребностей) наполняют наше поведение энергией. Энергия «ид» ищет разрядку по принципу удовольствия, стремиться разрядиться немедленно. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии (инстинкты), производимой телесными потребностями.
8. Почему так важны для психоанализа сновидения? Что такое работа сновидения (искажение, сгущение и смещение), каково отношение скрытого и явного содержания сновидений?
9. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Психотипы и основные психические функции по К. Г. Юнгу.
Теория личности К.Г.Юнга
Юнг посвятил свою жизнь изучению бессознательных влечений. Однако, в отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что содержимое бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные или агрессивные побуждения. Согласно аналитической психологии Юнга, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истоков эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому выражению.
Юнг предложил свою концепцию личности. Он утверждал, что личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
- эго является основой нашего самосознания.
- личное бессознательное вмещает в себя личностную информацию, которая уже подавлена или забыта. Здесь находятся эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные из личного и родового (наследственного) опыта.
- коллективное бессознательное представляет собой хранилище памяти человечества. Юнг говорил: «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума».
10. Основные психические процессы. Ощущение и восприятие.
Понятие «ощущения»
Ощущения –это процесс отражения в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы.
Виды ощущений: Зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, органические, обонятельные, вкусовые, вибрационные, болевые.
Понятие «восприятие»
Восприятие –это процесс познания окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. Свойства восприятия: предметность, целостность, константивность, категоричность.
11. Основные психические процессы. Внимание и память.