Эмоциональная атмосфера совместной деятельности
Важной характеристикой операторской команды является эмоциональная атмосфера совместной деятельности. Аварии, поломки, отказы техники, отклонения в технологическом процессе -за ними всегда следует разбор, отстранение от работы и наказание. Ожидание наказания тяжело переживается всей операторской командой, это единое переживание. Оно выходит за пределы краткосрочных производственных ситуаций и надолго сохраняется в памяти. По своему содержанию оно шире ситуационного переживания, поскольку может включать множество разнообразных переживаний. Так, если при полете в сложных метеоусловиях летчик может испытывать страх, напряжение, удовольствие, радость, то при разборе - это более сложные чувства вины, унижения, обиды. Стремление доказать свою правоту может толкнуть оператора на отчаянный шаг - он вступит в борьбу с администрацией, и тогда для описания его состояния потребуются такие характеристики, как настойчивость, решительность, самоотверженность.
Чувства, аффекты, настроения, первоначально разделенные, впоследствии становятся достоянием, «собственностью» каждого отдельного члена группы. Известны эмоциональные феномены эмпатии, идентификации, заражения, имитации и др. Каждый член команды является носителем профессионального опыта, приобретенного в совместной деятельности и переживаниях.
Операторским командам приходится испытывать отрицательные эмоции и в условиях благоприятно текущей деятельности. Эмоциональные конфликты являются необходимым механизмом развития отношений между людьми. Встречаются экипажи, в которых между командиром и вторым пилотом развертываются скрытые или явные конфликты по поводу технологии снижения или захода на посадку. Между командиром и штурманом конфликты возникают, когда расходятся мнения по поводу маршрута обхода грозового очага. Отмечаются конфликты между пилотами и бортинженерами, когда для точного движения по глиссаде требуется высокая координация управления двигателями и пилотирования. В исследованиях групповой динамики показана роль конфликта и этапы его развития, типы конфликтов и пути их разрешения. Все это сказывается на результатах работы летных экипажей. Рассматривая эмоциональные аспекты взаимодействия летных команд, следует сказать, что эмоции могут не только разрушать рабочую атмосферу экипажа, но и задавать определенный эмоциональный рабочий тон. Кроме того, эмоции могут послужить инструментом руководства: умелый лидер использует их для управления решением особенно сложных задач.
Эмоциональные феномены не остаются сконцентрированными вокруг одной рабочей ситуации. Детальный анализ эмоциональных явлений выводит за рамки ситуации и даже собственно рабочего содержания, хотя сами феномены могут развертываться в рабочее время. Оператор, контролируя производственный процесс с помощью автоматики, занят лишь частично. Его мышление, память, восприятие, переживания заняты на 10-30%. Позитивно окрашенное эмоциональное общение между операторами делает труд привлекательным, снимает эффект монотонии, повышает готовность к экстренным действиям и улучшает выполнение рабочих функций. Но часто отмечаются и негативные формы общения: злые шутки, оскорбления, издевательства. Особенно не приятный осадок оставляют подробные обсуждения обстоятельств личной жизни отсутствующих лиц - сплетни. При низкой культуре речи они приводят к ухудшению рабочего настроения и распаду коллективов.
В отечественной социальной психологии разработана концепция коллектива как субъекта совместной деятельности, основанная на идее деятельностного опосредования межличностных отношений в группе: в группе, которая по уровню своего развития приближается к коллективу, каждый член принимает общегрупповые цели как свои собственные, между членами группы возникают особые отношения уважения и принятия, каждый член оценивается группой как ценность. Людей объединяет единая цель, группу отличает сплоченность, готовность пренебречь своими интересами, своим благополучием ради другого. Сплоченная группа будет стоять за своего члена в трудную для него минуту, окажет ему поддержку словом и делом. Отношения между людьми в идеальной группе, социально-психологический климат характеризуются оптимистической стрессоустойчивостью. Это означает, что несмотря на спады, столкновения, разрывы в отношениях между людьми в коллективе имеются резервы, позволяющие преодолеть трудности. В производственных межличностных отношениях такими резервами становятся видение членами групп положительной перспективы, демократические отношения по вертикали и горизонтали, развитие профессионалов и реальные достижения коллектива.