Коммуникант (отправитель — получатель информации).

Основные единицы речевого общения.

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Ис­следователи выделяют и описывают основные единицы речево­го общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

1. Речевая ситуация— это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет опреде­ленный набор участников: говорящий и слушающий. Таким об­разом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слу­шающий, время и место высказывания.

Компоненты речевой ситуации:

1) говорящий (коммуникант);

2) слушающий (адресат);

3) обстоятельства, время и место высказывания.

Коммуникант (отправитель — получатель информации).

По количеству участников: один : один, один : несколько, один : много (личный, групповой, массовый).

Возможные роли в общении:

а) симметричныеасимметричные роли — равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одном из критериев):

симметричные: ученик — ученик, сослуживцы

асимметричные: ученик — учитель подчиненный — начальник

б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи,1! профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (соци-j альная роль в момент общения: пациент — врач, пассажир —' кондуктор и т. п.).

Анализ характеристик коммуниканта показывает, что суще­ствуют три типа позиции, способствующие повышению эффек­тивности его общения.

Открытая. Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает факты в ее подтверждение.

Нейтральная. Партнер сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая поддержку одной из них, но не заявляет об этом открыто.

Закрытая. Собеседник умалчивает о своей точке зрения, ставя тем самым проблему для слушающего, за­ставляя его активно мысленно работать.

в) кроме того, участники общения различаются по:

доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоциональ­но-чувственный).

степени активности: общительный (экстраверт), необщи­тельный (интраверт);

объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).

2. Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один—один», тогда тип общения при­нимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семей­ный разговор, научная дискуссия, классное собрание и др.). Ес­ли получателей множество, то используются средства массовой информации (радио, телевидение).

3. Обстоятельства, время и место высказывания. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховомканале. Форма и со­держание письма воспринимаются по зрительному(визуаль­ному) каналу. Рукопожатие— способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному(двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербаль­ному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Учет собственно ситуации общения и характеристик собесед­ников, их взаимоотношений приводит к выбору стиляречи, ее формы и вида, а также формул речевого этикета.

Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами — внешними условиями об­щения и внутренними реакциями общающихся, комплекс ко­торых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе.

Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, лю­ди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе, в частности, благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие (внутренние).

Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение — замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, кон­кретизирует значение ряда грамматических категорий, напри­мер, категории времени, местоименных слов типа «я», «ты», «сейчас», «здесь», «там», «вот» и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими события­ми и т.д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и оп­ределяет формы его выражения. Например, типичные диало­ги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у вра­ча, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с пря­мым смыслом обладает так называемым прагматическимзна­чением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании с близким чело­веком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «не расстраивайся, все будет хорошо», «не беспокой­ся обо мне», «скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых семантическое значение расхо­дится с прагматическим, называются косвенными. Вот приме­ры косвенных высказываний и их возможных толкований:

1. Мне нездоровится.

— Я не хочу с вами разговаривать.

— Вызовите поскорее врача.

— Я не буду выполнять эту работу.

— Оставьте меня в покое.

– Приведите свои примеры косвенных высказываний.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют пе­редавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл кос­венных высказываний становится понятным только в контек­сте речевой ситуации.

Различают канонические и неканонические речевые ситуа­ции.

Каноническимисчитаются ситуации, когда время произ­несения (время говорящего) синхронно времени его восприя­тия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; ког­да говорящие находятся в одном и том же месте и каждый ви­дит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д.

Неканоническиеситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения выс­казывания, может несовпадать со временем адресата, т. е. вре­менем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только своё время, а не время адресата.

При всей вымышленности и условности речевой ситуации она отлича­ется глубоким пониманием очень важного психологического яв­ления, которое специалисты называют установка.

Установка— специфическое состояние говорящего (пишу­щего), которое характеризуется как склонность к совершению речевого действия, могущего удовлетворить его потребность в общении (в игре, познании). Установка— это своеобразная программа действия и поведения человека, готовность человека воспринимать явления внешнего мира и действовать определенным образом.

Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в процессах речевого общения. Значит, начиная разговор, необходимо проверить, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что хотелось, уместно ли это в данной ситуации, каково настроение собеседников. Одним словом, вступая в речевое общение, начинать его надо с «ориентировки» в ситуаци общения: всегда отвечать себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще?) говорить.

2. Речевое собы­тие – основная единица речевого общения, когда происходит непосредственное речевое взаимодействие.

Как пишет А. К. Михальская в своем учебном пособии «Ос­новы риторики», речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конферен­ция, разговор в булочной, в метро и т.д.

Компоненты речевого события:

1) речевая ситуация (контекст высказывания).

2) словесная речь и то, что ее сопровождает;

1) словесная речь (то, что говорится, сообщается – вербальные средства общения) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.– невербальные средства общения) Первую составляющую речевого события, те есть жи­вую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом(от франц. «discours» — «речь»). Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дис­курс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты).

2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация). Вторая составляющая речевого события — это речевая си­туация, включающая его участников, их взаимоотношения, об­стоятельства, в которых происходит общение.

Таким образом, речевое событие можно представить в ви­де формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

Тактика речевого общения— это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, на­целенная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким об­разом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение вни­мания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т. п.

Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо при­учиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых воз­можна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздейст­вия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противо­действия.

3.Речевое взаимодействиепредставляет собой очень слож­ное явление: с одной стороны, это говорение, порождение ре­чи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее де­кодирование, понимание содержания, оценка полученной ин­формации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, по­ведением и т.д.).

Наши рекомендации