Коммуникант (отправитель — получатель информации).
Основные единицы речевого общения.
Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.
1. Речевая ситуация— это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания.
Компоненты речевой ситуации:
1) говорящий (коммуникант);
2) слушающий (адресат);
3) обстоятельства, время и место высказывания.
Коммуникант (отправитель — получатель информации).
По количеству участников: один : один, один : несколько, один : много (личный, групповой, массовый).
Возможные роли в общении:
а) симметричные — асимметричные роли — равные или неравные по социальному положению и возрасту (или по одном из критериев):
симметричные: ученик — ученик, сослуживцы
асимметричные: ученик — учитель подчиненный — начальник
б) социальные роли: постоянные (пол, родственные связи,1! профессия, уровень культуры, возраст) — переменные (соци-j альная роль в момент общения: пациент — врач, пассажир —' кондуктор и т. п.).
Анализ характеристик коммуниканта показывает, что существуют три типа позиции, способствующие повышению эффективности его общения.
Открытая. Говорящий открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает факты в ее подтверждение.
Нейтральная. Партнер сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая поддержку одной из них, но не заявляет об этом открыто.
Закрытая. Собеседник умалчивает о своей точке зрения, ставя тем самым проблему для слушающего, заставляя его активно мысленно работать.
в) кроме того, участники общения различаются по:
—доминирующему каналу связи: аудиалы (слуховой), визуалы (зрительный); логики (речевой); кинестетики (эмоционально-чувственный).
—степени активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);
— объему говорения (ведущий дискуссии, ее участник, наблюдатель).
2. Типы получателей информации (адресатов) также связаны с количеством тех, кому она адресована, и с их социальным статусом. Если это тип «один—один», тогда тип общения принимает форму непосредственного живого разговора. Но если этот один находится в официальных отношениях с адресантом, то возникает официальный разговор. Если собеседник представлен группой, то общение приобретает групповое общение (семейный разговор, научная дискуссия, классное собрание и др.). Если получателей множество, то используются средства массовой информации (радио, телевидение).
3. Обстоятельства, время и место высказывания. Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре таким каналом являются органы речи и слуха, в таком случае говорят о слуховомканале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному(визуальному) каналу. Рукопожатие— способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному(двигательно-осязательному) каналу. Если же мы по костюму определяем, что перед нами человек другой национальности, то сообщение к нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.
Учет собственно ситуации общения и характеристик собеседников, их взаимоотношений приводит к выбору стиляречи, ее формы и вида, а также формул речевого этикета.
Всякое речевое взаимодействие обусловлено и организовано как минимум этими элементами — внешними условиями общения и внутренними реакциями общающихся, комплекс которых в конечном итоге находит отражение в той или иной фразе.
Очевидно, что общение людей стимулируется некоторыми социальными (внешними) причинами. Так, встретившись, люди приветствуют друг друга, при этом стимулом может служить стремление поддержать социальный контакт и тем самым обеспечить себе, в частности, благоприятное эмоциональное состояние и самочувствие (внутренние).
Осознанный мотив общения называется коммуникативным намерением. Коммуникативное намерение — замысел предстоящего высказывания, стратегия речевого общения.
Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа «я», «ты», «сейчас», «здесь», «там», «вот» и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.
Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.
Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает так называемым прагматическимзначением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза «скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «не расстраивайся, все будет хорошо», «не беспокойся обо мне», «скоро все узнаешь» и др.
Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называются косвенными. Вот примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:
1. Мне нездоровится.
— Я не хочу с вами разговаривать.
— Вызовите поскорее врача.
— Я не буду выполнять эту работу.
— Оставьте меня в покое.
– Приведите свои примеры косвенных высказываний.
Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.
Различают канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническимисчитаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т.е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат — конкретное лицо и т.д.
Неканоническиеситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может несовпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только своё время, а не время адресата.
При всей вымышленности и условности речевой ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое специалисты называют установка.
Установка— специфическое состояние говорящего (пишущего), которое характеризуется как склонность к совершению речевого действия, могущего удовлетворить его потребность в общении (в игре, познании). Установка— это своеобразная программа действия и поведения человека, готовность человека воспринимать явления внешнего мира и действовать определенным образом.
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в процессах речевого общения. Значит, начиная разговор, необходимо проверить, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что хотелось, уместно ли это в данной ситуации, каково настроение собеседников. Одним словом, вступая в речевое общение, начинать его надо с «ориентировки» в ситуаци общения: всегда отвечать себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще?) говорить.
2. Речевое событие – основная единица речевого общения, когда происходит непосредственное речевое взаимодействие.
Как пишет А. К. Михальская в своем учебном пособии «Основы риторики», речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т.д.
Компоненты речевого события:
1) речевая ситуация (контекст высказывания).
2) словесная речь и то, что ее сопровождает;
1) словесная речь (то, что говорится, сообщается – вербальные средства общения) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.– невербальные средства общения) Первую составляющую речевого события, те есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом(от франц. «discours» — «речь»). Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты).
2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация). Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.
Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Тактика речевого общения— это совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках данного промежутка времени, нацеленная на достижение желаемого эффекта. Тактика, таким образом, описывает конкретные речевые действия собеседников, имеющие целью на определенном этапе: а) привлечение внимания; б) установление и поддержание контакта; в) убеждение или переубеждение; г) приведение собеседника в определенное эмоциональное состояние; д) провоцирование и т. п.
Для того чтобы управлять течением беседы, необходимо приучиться держать в голове общую картину и возможные варианты развития разговора, распознавать ключевые точки, в которых возможна смена темы, тона; нужно уметь вычленить применяемые собеседником вольно или невольно приемы речевого воздействия, оценивать его стратегию и тактику, вырабатывать приемы гибкого реагирования, подыгрывания или оказания противодействия.
3.Речевое взаимодействиепредставляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).