Невозможность решения современных задач традиционными методами
ограничивается ^единственным, выбранным "на ощупь" набором компонентов, взаимные отношения которых можно выявить и изучить с помощью чертежа. Важнейшим этапом процесса является при этом не взаимная подгонка узлов и деталей друг к другу, а творческое "озарение", благодаря которому мозг достаточно информированного и гибко мыслящего человека позволяет выдвинуть на передний план один из перспективных комплексов узлов и деталей. Такой метод дает прекрасные результаты на уровнях изделий и их частей, однако его пригодность для принятия решений на уровнях систем и общественных групп крайне сомнительна. Трудности его применения на высших уровнях можно объяснить следующими основными причинами:
1. Не имея чего-либо эквивалентного
чертежу как средству фиксации и ви
доизменения отношений между изде
лиями, проектировщик системы лишен
возможности сконцентрировать свое
внимание на одном частном вопросе,
чтобы решать задачу по частям, и не
обладает средством выражения содер
жания мысленных образов, которое по
зволило бы ему нащупать промежуточ
ное решение и тем самым резко сокра
тить пространство поиска. Строить же
процесс творческого поиска на тради
ционном применении чертежа изделий,
рассматриваемых как неизменные эле
менты, значит полностью заблокировать
возможности новаторства на уровне
систем.
2. Поскольку при разработке систем
нет чего-то эквивалентного "уму и ка
рандашу" опытного, знающего и гибко
мыслящего проектировщика, нет и воз
можности мгновенно определять осуще
ствимость важнейших компонентов си
стемы, а значит, нет и основы для интуи
тивного озарения, которое упрощает
слишком сложную задачу настолько, что
появляется возможность ее поэтапного
решения путем последовательного рас
смотрения входящих в нее частных
проблем. К сожалению, информация,
необходимая для оценки возможностей
осуществления новой системы, рассеяна
среди множества людей и по многим
публикациям, а часть этой информации
можно получить только с помощью
специально поставленных научно-исследовательских работ.
3. Часть сведений, без которых нельзя
обойтись при разработке новой системы,
содержится в знаниях и опыте людей,
непосредственно заинтересованных в
том, чтобы противодействовать любым
сколько-нибудь значительным измене
ниям существующего положения. Естест
венно, что такие люди не могут не выска
зывать предвзятого мнения о конечных
достоинствах и недостатках крупных из
менений.
4. При выборе упрощающих предположе
ний, достаточно точных для детального
исследования возможностей создания
новой системы, приходится исходить из
ценностных суждений, а при проектиро
вании на уровне систем правильный
выбор этих оценок имеет жизненно
важное значение для социальной сферы.
Чтобы преодолеть крупные пороки со
циально-технического развития, эти оцен
ки должны соответствовать всей сумме
социальных, экономических и техниче
ских данных, необходимых для детально
го прогнозирования возможностей реали
зации системы на всех четырех уровнях
иерархии, в которую входят обществен
ные группы, системы, изделия и детали
изделий.
Выводы из приведенного анализа трудностей, возникающих при решении современных задач проектирования, можно вкратце сформулировать следующим образом: пространство, в кото"1 ром нам приходится вести поиск новых систем, реализуемых на основе оригинальных изделий и узлов, слишком велико для упорядоченного обследования и слишком неизведанно для того, чтобы в нем могли разобраться люди, знания и опыт которых ограничиваются рамками одной из существующих специальностей в области проектирования и планирования. Несомненно, что нужны проектировщики и организаторы широкого профиля, творческое мышление которых базировалось бы на глубоких теоретических и практических знаниях об изменениях на всех уровнях — от общественных движений до конструкции деталей. Точно так же нам нужны и новые методы, которые обеспечивали бы достаточный объем информации для принятия решений на каждом из этих уровней.
"Мысль способна мечтать о том, чего мечта не способна осмыслить". Николас Сноуден Уайли, 1965
Wffley Nicholas Snowden. I have all the time in the world, my world. The Green Tunnel, Signals, London, 1965.
Глава4
Обзор новых методов
При рассмотрении новых методов, описываемых ниже в ч. II, не всегда легко сразу увидеть, что у них общего друг с другом и как они соотносятся с традиционными методами, которые они призваны сменить. На первый взгляд кажется, что применение столь обширного множества новых приемов — от "мозговой атаки" и "синектики" до "стоимостного анализа" и "системотехники" - внутренне противоречиво и нецелесообразно. При более близком знакомстве с ними возникает мысль, что за внешним разнообразием скрыто несколько новых принципов проектирования, которые представляют большую ценность для проектировщиков, чем сами методы. Однако из еще более глубокого анализа становится ясно, что объектом новых методов является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность, предшествующая выполнению чертежей и проектов. В этой главе мы намерены исследовать вопросы такого рода и дать пояснения, которые могут оказаться полезными как студентам, изучающим вопросы проектирования, так и практически работающим инженерам-проектировщикам.
Эта глава в несколько иной редакции под названием "Современные методы проектирования" была опубликована в книге Бродбен-та и Уорда [3] , а также в "Трудах Конференции Группы методов проектирования", Бостон, 1968.
Прежде всего возникает вопрос: что общего у всех новых методов проектирования? Самый очевидный ответ был уже дан выше: все эти методы направлены на то, чтобы заставить проектировщика "думать вслух", позволить другим людям ознакомиться с процессами мышления, которые до сих пор протекали у него в голове, объективировать (externalize) процесс проектирования. В одних случаях это достигается с помощью слов, в других - в форме математических символов, но почти всегда используется какая-нибудь схема, позволяющая разделить задачу проектирования на части и указать взаимные связи между этими частями. Естественно, что в основе всегда лежит стремление добиться большего контроля над процессом проектирования, особенно на уровне систем. Основное преимущество такого обдумывания проекта "в открытую" заключается в том, что другие люди, например потребители, могут следить за происходящими событиями и участвовать в них, сообщая проектировщику те сведения и оценки, которые выходят за пределы его знаний и опыта.
Рассмотрев вкратце общую цель всех предложенных доныне. весьма разнообразных новых методов, мы можем теперь заняться вопросом о том, чем эти методы отличаются один от другого, и попытаться оценить их практическую пользу. Это проще всего сделать, если оценить их с трех точек зрения: насколько они способствуют творчеству, на-