Невозможность решения современных задач традиционными методами




Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru ограничивается ^единственным, выбран­ным "на ощупь" набором компонентов, взаимные отношения которых можно выявить и изучить с помощью чертежа. Важнейшим этапом процесса является при этом не взаимная подгонка узлов и деталей друг к другу, а творческое "оза­рение", благодаря которому мозг доста­точно информированного и гибко мысля­щего человека позволяет выдвинуть на передний план один из перспективных комплексов узлов и деталей. Такой ме­тод дает прекрасные результаты на уровнях изделий и их частей, однако его пригодность для принятия решений на уровнях систем и общественных групп крайне сомнительна. Трудности его при­менения на высших уровнях можно объяснить следующими основными при­чинами:

1. Не имея чего-либо эквивалентного
чертежу как средству фиксации и ви­
доизменения отношений между изде­
лиями, проектировщик системы лишен
возможности сконцентрировать свое
внимание на одном частном вопросе,
чтобы решать задачу по частям, и не
обладает средством выражения содер­
жания мысленных образов, которое по­
зволило бы ему нащупать промежуточ­
ное решение и тем самым резко сокра­
тить пространство поиска. Строить же
процесс творческого поиска на тради­
ционном применении чертежа изделий,
рассматриваемых как неизменные эле­
менты, значит полностью заблокировать
возможности новаторства на уровне
систем.

2. Поскольку при разработке систем
нет чего-то эквивалентного "уму и ка­
рандашу" опытного, знающего и гибко
мыслящего проектировщика, нет и воз­
можности мгновенно определять осуще­
ствимость важнейших компонентов си­
стемы, а значит, нет и основы для интуи­
тивного озарения, которое упрощает
слишком сложную задачу настолько, что
появляется возможность ее поэтапного
решения путем последовательного рас­
смотрения входящих в нее частных
проблем. К сожалению, информация,
необходимая для оценки возможностей
осуществления новой системы, рассеяна
среди множества людей и по многим
публикациям, а часть этой информации
можно получить только с помощью

специально поставленных научно-иссле­довательских работ.

3. Часть сведений, без которых нельзя
обойтись при разработке новой системы,
содержится в знаниях и опыте людей,
непосредственно заинтересованных в
том, чтобы противодействовать любым
сколько-нибудь значительным измене­
ниям существующего положения. Естест­
венно, что такие люди не могут не выска­
зывать предвзятого мнения о конечных
достоинствах и недостатках крупных из­
менений.

4. При выборе упрощающих предположе­
ний, достаточно точных для детального
исследования возможностей создания
новой системы, приходится исходить из
ценностных суждений, а при проектиро­
вании на уровне систем правильный
выбор этих оценок имеет жизненно
важное значение для социальной сферы.
Чтобы преодолеть крупные пороки со­
циально-технического развития, эти оцен­
ки должны соответствовать всей сумме
социальных, экономических и техниче­
ских данных, необходимых для детально­
го прогнозирования возможностей реали­
зации системы на всех четырех уровнях
иерархии, в которую входят обществен­
ные группы, системы, изделия и детали
изделий.

Выводы из приведенного анализа трудностей, возникающих при решении современных задач проектирования, можно вкратце сформулировать сле­дующим образом: пространство, в кото"1 ром нам приходится вести поиск новых систем, реализуемых на основе ориги­нальных изделий и узлов, слишком ве­лико для упорядоченного обследования и слишком неизведанно для того, чтобы в нем могли разобраться люди, знания и опыт которых ограничиваются рамками одной из существующих специальностей в области проектирования и планирова­ния. Несомненно, что нужны проектиров­щики и организаторы широкого профи­ля, творческое мышление которых бази­ровалось бы на глубоких теоретических и практических знаниях об изменениях на всех уровнях — от общественных дви­жений до конструкции деталей. Точно так же нам нужны и новые методы, ко­торые обеспечивали бы достаточный объем информации для принятия реше­ний на каждом из этих уровней.



Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru


Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru

"Мысль способна мечтать о том, чего мечта не способна осмыслить". Николас Сноуден Уайли, 1965

Wffley Nicholas Snowden. I have all the time in the world, my world. The Green Tunnel, Signals, London, 1965.

Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Глава4

Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Обзор новых методов

Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru При рассмотрении новых методов, опи­сываемых ниже в ч. II, не всегда легко сразу увидеть, что у них общего друг с другом и как они соотносятся с традици­онными методами, которые они призва­ны сменить. На первый взгляд кажется, что применение столь обширного мно­жества новых приемов — от "мозговой атаки" и "синектики" до "стоимостного анализа" и "системотехники" - внутрен­не противоречиво и нецелесообразно. При более близком знакомстве с ними возникает мысль, что за внешним разно­образием скрыто несколько новых прин­ципов проектирования, которые пред­ставляют большую ценность для проекти­ровщиков, чем сами методы. Однако из еще более глубокого анализа становится ясно, что объектом новых методов явля­ется не столько проектирование в обще­принятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность, предшеству­ющая выполнению чертежей и проектов. В этой главе мы намерены исследовать вопросы такого рода и дать пояснения, которые могут оказаться полезными как студентам, изучающим вопросы проек­тирования, так и практически работаю­щим инженерам-проектировщикам.

Невозможность решения современных задач традиционными методами - student2.ru Эта глава в несколько иной редакции под названием "Современные методы проекти­рования" была опубликована в книге Бродбен-та и Уорда [3] , а также в "Трудах Конферен­ции Группы методов проектирования", Бос­тон, 1968.

Прежде всего возникает вопрос: что общего у всех новых методов проекти­рования? Самый очевидный ответ был уже дан выше: все эти методы направле­ны на то, чтобы заставить проектиров­щика "думать вслух", позволить дру­гим людям ознакомиться с процессами мышления, которые до сих пор протека­ли у него в голове, объективировать (ex­ternalize) процесс проектирования. В од­них случаях это достигается с помощью слов, в других - в форме математичес­ких символов, но почти всегда исполь­зуется какая-нибудь схема, позволяющая разделить задачу проектирования на части и указать взаимные связи между этими частями. Естественно, что в основе всегда лежит стремление добиться боль­шего контроля над процессом проекти­рования, особенно на уровне систем. Ос­новное преимущество такого обдумыва­ния проекта "в открытую" заключается в том, что другие люди, например потреби­тели, могут следить за происходящими событиями и участвовать в них, сообщая проектировщику те сведения и оценки, которые выходят за пределы его знаний и опыта.

Рассмотрев вкратце общую цель всех предложенных доныне. весьма разнооб­разных новых методов, мы можем теперь заняться вопросом о том, чем эти методы отличаются один от другого, и попытаться оценить их практическую пользу. Это проще всего сделать, если оценить их с трех точек зрения: насколь­ко они способствуют творчеству, на-

Наши рекомендации