Уравновешенность , соразмерность

- сопротивляемость (резистентность) . Л.В. Кулик – конспект(2 часа)

Рассматривая структуру психологической устойчивости Л. В. Куликов отмечает, что под стойкостью подразумевается «…способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения» [1. С. 88], которая «…проявляется в преодолении трудностей как способность сохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, как способность к эффективной психической саморегуляции. …в сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление, развиваться, адаптироваться» [1. С. 88–89].

В качестве одной из сторон стойкости Л. В. Куликов выделяет приверженность избранным идеалам и целям, что возможно только при экзистенциальной определённости – переживании удовлетворения основных потребностей, самореализации, присутствия смысла жизни и привлекательных жизненных целей [1].

Также устойчивость «…предполагает совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость» [1. С. 90].

Уравновешенность Л. В. Куликов понимает как «…соразмерность, равновесие постоянства и изменчивости личности. …способность соразмерять уровень напряжения с ресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен не только стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологической устойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияние субъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживать напряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность – это также способность избегать крайностей в силе отклика на происходящие события. То есть, быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, неравнодушным, с одной стороны, и не реагировать слишком сильно, с повышенной возбудимостью, с другой» [1. С. 90–91].

В психологической устойчивости, по мнению Л. В. Куликова, важна также соразмерность приятных и неприятных чувств. «Сниженная стойкость и уравновешенность приводят к возникновению состояний риска (состояний стресса, фрустрации, предневрастенических, субдепрессивных состояний)» [1. С. 91].

Л. В. Куликов также поддерживает взгляды А. В. Петровского (1975) о необходимости для психологической устойчивости способности противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям [2]. Эту способность Л. В. Куликов называет сопротивляемостью, способностью сопротивляться тому, что ограничивает свободу выбора, в качестве важнейшей стороны её, выделяя свободу от зависимостей (химической, интеракционной, акцентированной однонаправленной поведенческой активности) [1. С. 91].

Важной составляющая психологической устойчивости Л. В. Куликов считает позитивный образ Я, в котором, существенную роль играет позитивная групповая идентичность личности [1. С. 95].

Среди индивидуальных особенностей в наибольшей степени предрасполагающих к снижению психологической устойчивости Л. В. Куликов отмечает: повышенную тревожность; гневливость, враждебность (особенно подавляемые), агрессию, направленную на себя; эмоциональную возбудимость, нестабильность; пессимистическое отношение к жизненной ситуации; замкнутость, закрытость а также затруднения самореализации, восприятие себя неудачником; внутриличностные конфликты; телесные расстройства. [1. С. 96–97].

Отмечая, что основной средой существования личности является социальная среда, Л. В. Куликов останавливается на рассмотрении психологической устойчивости в межличностном взаимодействии, как принципиально важном аспекте психологической устойчивости в целом.

Источники:

1. Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

2. Петровский А. В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности // Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 58–67.

8). Опишите сущность одного из диагностических инструментов: тест жизнестойкости С.Мадди или копинг – тест Р.Лазаруса – анатация (2 часа)

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Включает 45 утверждений, предполагающих выбор одного из ответов: («нет», «скорее нет, чем да», «скорее да, чем нет», «да».

Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях с ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В одной и той же ситуации человек с высокой жизнестойкостью реже испытывает стресс и лучше справляется с ним. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях. Можно говорить как об индивидуальных различиях каждого из трех компонентов в составе жизнестойкости, так и о необходимости их согласованности между собой и с общей (суммарной) мерой жизнестойкости. Уровни развития именно этих компонентов выявляет данная методика.

Источники:

1. Леонтьев Д.А.. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков/ Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.

9). Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. (2 часа)

Наши рекомендации