Эмпирическое исследование типа религиозности у людей зрелого возраста
База исследования. Наше исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад - № 29».
Характеристика выборки. В исследовании участвовали 45 человек в возрасте от 30 до 50 лет; из них 28 женщины и 17 мужчин. Все испытуемые родители воспитанников детского сада.
Для определения уровня религиозности респондентов на первом этапе исследования нами были использована методика «Самооценка религиозной убежденности» (Щербатых Ю.В.).
Респондентам была предложена десятибалльная шкала, на которой единица соответствовала абсолютному атеизму, а десятка – искренней, глубокой вере в Бога.
В результате анализа ответов по методике «Самооценка религиозной убежденности» (Ю.В. Щербатых) испытуемые были разделены нами на три группы. В первую группу вошли респонденты с высоким уровнем религиозности (35 человек) – 81,4 %, во вторую группу вошли респонденты со средним уровнем религиозности (8 человек) – 18,6 % .
Вопрос о критерии религиозности разными авторами решается по-разному. Мы не разделяем позицию В.Ф. Чесноковой, Ю.Ю. Синелиной, З.И. Пейковой и других авторов считающих, что ключевым признаком, который должен лечь в основание критерия религиозности, является именно самоиндентификация, самосознание человеком себя как принадлежащего к данной конкретной религии.
Результаты исследования по методике «Самооценка религиозной убежденности» отражены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты исследования по методике «Самооценка религиозной убежденности» (Щербатых Ю.В.)
Таким образом, на основе религиозной самоидентификации самой многочисленной группой является группа респондентов с высоким уровнем религиозности.
Так как предыдущие методика основана на самоидентификации, то нами была проведена методика «Шкала персональной религиозности» (Яворский Р.) с целью проверки соответствуют ли полученные нами данные реальному уровню религиозности.
Для выделения типов персональной религиозности применялась методика «Шкала персональной религиозности» (ШПР), разработанная в 1998 г. Ромуальдом Яворски. Шкала состоит из 30-ти утверждений, отобранных компетентными лицами. В ШПР выделены четыре подшкалы: «Вера» (ВР), «Моральность» (МР), «Религиозные практики» (ПР), «Религиозное Я» (СР) – самоидентификация. Респонденты определяли степень соответствия своих убеждений и поведения содержанию отдельных утверждений по шкале: от 7 (решительно соглашаюсь) до 1(решительно не соглашаюсь). Исследуемое лицо может получить по ШПР максимально 210 баллов, минимально – 3.
Результаты исследования типа религиозности по методике «Шкала персональной религиозности» (Яворский Р.) представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты исследования типа религиозности у респондентов с высоким уровнем самооценки религиозности
№ | Вера | Мораль | Религиозные практики | Религиозное «Я» | Общий балл |
Продолжение таблицы 2 | |||||
Анализ результатов по методике «Шкала персональной религиозности» (Яворский Р.) показал, что в испытуемые, идентифицирующие себя с высоким уровнем религиозности, были разделены нами на две группы. В первую группу вошли респонденты с персональной религиозностью (5 человек) - 14,3 %, во вторую группу вошли респонденты с антиперсональной религиозностью (30 человек) – 85, 7 % .
Вместе с тем, у респондентов с антиперсональной религиозностью по некоторым шкалам были получены высокие результаты, которые соответствуют персональной религиозности.
По шкале «Вера» шесть респондентов (17,1 %) получили высокие показатели. Это означает, что испытуемые с персональным типом религиозности имеют чувство внутренней связи с Богом, который активен по отношению к человеку. Они доверяют Богу, которого воспринимают как любящего Отца, акцептируют планы Бога в собственной жизни. В переживании несчастья выражают смирение. Верят в милосердие Бога. События интерпретируют как Божью волю.
По шкале «Мораль» восемь респондентов (22,8 %) получили высокие результаты. Это значит, что у лиц с персональной религиозностью моральное поведение мотивируется религиозными убеждениями. Религия управляет их повседневными решениями, так как они готовы к пониманию и осуществлению Божьей воли. Отсюда для них чем-то обыкновенным является согласование личного жизненного плана с Божьим планом. Чувство ответственности перед Богом за мысли и поступки связано больше с желанием каждым действием выразить Богу любовь, нежели со страхом перед Божьим наказанием.
По шкале «Религиозные практики» шесть респондентов 17,1 % получили высокие результаты. Это значит, что они придают большое значение религиозным практикам; исполняют их независимо от общественного мнения. Стараются углублять религиозные знания. Часто их практикой являются благодарственные молитвы и молитвы о заступничестве. Они способны к созерцанию и находят радость в частых размышлениях о религиозных вопросах. Активное участие в жизни церкви является для них источником удовлетворения.
По шкале «Религиозное Я» двенадцать респондентов 34,3 % получили высокие результаты, это означает, что у них сильно развито чувство близости Бога, идентификации с Богом. Они постоянно убеждены в перманентной связи с Ним, даже в повседневных делах, гордятся тем, что они христиане и благодаря этому всегда готовы углублять религиозную жизнь.
Результаты исследования типа религиозности у респондентов со средним уровнем самооценки религиозности по методике «Шкала персональной религиозности» (Яворский Р.) представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования типа религиозности у респондентов со средним уровнем самооценки религиозности
№ | Вера | Мораль | Религиозные практики | Религиозное «Я» | Общий балл |
Продолжение таблицы 3 | |||||
В данной группе у всех респондентов (100 %) выявлена антиперсональная религиозность. Это означает, что респонденты с антиперсональной религиозностью доверяют Богу, но у них нет чувства внутренней связи с Ним, они не верят в Божьи планы, касающиеся их личной жизни. События интерпретируют как «предначертание судьбы». Иногда переживают бунт против Бога по поводу несчастья. Не верят в Божье провидение (считая, что Бог безучастен). Сомневаются в Его милосердии, воспринимая Его больше Судьей, чем Отцом.
У лиц с антиперсональной религиозностью моральное поведение не мотивируется религиозными убеждениями. Религия не влияет на их повседневные решения. В жизненных планах они также не учитывают Божьей воли. Чаще всего им не хватает чувства ответственности перед Богом за мысли и поступки. Однако если они и избегают плохих поступков, принимая во внимание Бога, то делают это скорее всего от страха перед наказанием, чем из-за любви к Богу.
Религиозные практики для них не имеют большого значения. Их соблюдение часто обусловлено общественным мнением. Редко молятся за других. Благодарственная молитва также не является частой практикой. У них отсутствует способность к созерцанию, они не стремятся к углублению религиозных знаний. Редко размышляют о религии и не находят в этом радости. Не участвуют в жизни церкви.
По шкале «Религиозное Я» у одного испытуемого 12,5 % показатели соответствуют персональной религиозности, у 87,5 % респондентов (7 человек) наблюдается антиперсональная религиозность. Это означает, что у них отсутствует чувство близости Бога и отожествления с Ним. Нет чувства связи с Богом в повседневных делах. Они не чувствуют гордости и удовлетворения от того, что они христиане. Им постоянно не хватает времени на углубление религиозной жизни.
Сравнительные результаты исследования типа религиозности по методике «Шкала персональной религиозности» (ШПР) отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнительные результаты исследования типа религиозности
Сравнительный анализ результатов по методике «Шкала персональной религиозности» позволил нам разделить респондентов на две группы: 14,3 % респондентов с персональной религиозностью, которые имеют чувство внутренней связи с Богом, и 85,7 % респонденты с антиперсональной религиозностью, у которых нет чувства внутренней связи с Ним.
По шкале «Вера» респондентов с персональной религиозностью 81,9 %, а антиперсональной религиозностью 17,1 %; по шкале «Мораль» 77,1 % респондентов с персональной религиозностью, а 22,9 % с антиперсональной религиозностью; по шкале «Религиозные практики» с персональной религиозностью 80% респондентов, а с антиперсональной 20 % респондентов; по шкале «Религиозное Я» с персональной религиозностью 62,9 % респондентов, а с антиперсональной 37,1 % респондентов.
Таким образом, на основе анализа результатов исследования по методике «Шкала персональной религиозности» можно сделать вывод, что большинство респондентов 85,7 % относятся к персональной религиозности. Испытуемые, отнесенные нами к антиперсональному типу религиозности, составили 14,3 %.