Б. Искажение информации и дезинформация
Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:
- подсунута источнику как дезинформация;
- искажена им преднамеренно;
- изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи.
Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным
каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая
наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить
вознаграждение, избежать наказания...), чем наоборот.
При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и
утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к
ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
- прямое сокрытие фактов;
- тенденциозный подбор данных;
- нарушение логических и временных связей между событиями;
- подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта
или намека...), чтобы она воспринималась как ложь;
- изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание
сведений;
- смешивание разнородных мнений и фактов;
- сообщение информации такими словами, которые можно
истолковывать по-разному;
- неупоминание ключевых деталей факта.
*Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных,
чаще всего происходят из-за*:
- передачи только части сообщения;
- пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");
- пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.
*Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует*:
- различать факты и мнения;
- понимать, способен ли информатор по своему положению иметь
доступ к сообщаемым фактам;
- учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...)
характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому
сообщению;
- применять дублирующие каналы информации;
- исключать все лишние промежуточные звенья;
- помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация,
которую вы предполагаете, или желаете услышать.
В. Техника интерпретации данных
Польза от наличествующих материалов резко возрастает, если
прояснены их значения; истина обычно раскрывается не в исходных
данных, а в их точном истолковании, ибо конкретный факт можно уяснить
лишь в сочетании с другими фактами.
Переработка информации после предварительного собирания фактуры и
конкретной постановки проблемы подразумевает:
а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их
отношения к тому или иному вопросу;
б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов;
в) построение предположений, объясняющих основные факты;
г) получение, при необходимости, дополнительных данных;
д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим
фактам.
На отдельные вопросы часто удается получить прямой и вполне
определенный ответ, а в отношении других вынужденно ограничиваются
одними предположениями.
Надо интуитивно понимать, каковые из моментов являются
важнейшими, а не концентрировать внимание сразу на многих, что
способно заблокировать работу человеческого мозга.
Иной раз полезно прокрутить полученную информацию среди лиц
имеющих к ней некоторое отношение, полагая что они помогут выявить
какие-либо связи с некоей побочной информацией.
Высказав определенное предположение, его тщательно проверяют на
стыкуемость со всеми данными и когда здесь обнаружится значительная
неувязка, а факты явно правдивы, - требуется изменить суждение.
*Ложная интерпретация фактуры вероятна, если*:
- представлены не все материалы,
- некоторые из имеющихся под рукой фактов сомнительны,
- все внимание сосредотачивается лишь на тех сообщениях, кои
подтверждают ожидания и предположения аналитика.