Среда, наследственность и развитие личности. Гипотеза рассеивающего отбора
Зацева (из лекции).
Тема: Вопросы соотношения наследственности и влияния среды на личность человека.
Первым, кто попытался объеденить эти две тенденции, был Зигмунд Фрейд. Его образование (сугубо естественно-научное) помогло ему выйти на обозначение проблемы естественности и среды. Он попытался задуматься, сколько в человеке детермининровано наследственностью и какова при этом роль среды.
Фрейд считал, что наша биологическая природа находится в постоянном конфликте с природой социальной, т.к. драйвы (чистые, натуральные, неопосредованные потребности) находятся в глубоком противоречии по отношению ко всему социальному. В первую очередь этот конфликт просматривался в либидозных (сексуальных) влечениях.
У Фрейда лебидо – это не просто сексуальное влечение, а потребность продолжения рода, "стремление к жизни". Человек, к-ый стремится избежать опасности, тоже стремится выжить (это тоже своего рода лебидо).
Первое, что ложится в основу конфликта между социальным и бологическим, это потребнсоти (либидозные проявления), к-ые табуированы (подвергнуты запрету) со стороны общества. Человек вынужден подавлять свою животную природу и в угоду требованиям общ-ва пытаться найти социально приемлемое поведение.
До Фрейда биология, физиология, медицина занимались исключительно биологическим устройством ч-ка, а психология (также пытавшаяся дистанцироваться от естественных наук) занималась исключительно нематериальной стороной. "Теория сценариев" Бёрна также пытается позднее рассмотреть эти вопросы.
В пику Фрейду выдвигается теория конвергенции (не конфронтации).
Среда и наследственность взаимнодополняют друг друга. Задача исследователя – выявить, в каких именно долях.
Есть биологическое и оно управляется биологическими законами, а есть социальное – управляется социальными законами. (Пример со струйками шоколада и сливок, наливаемых в один стакан).
Советская психология категорически не соглашается ни с одной из теорий.
В человеке выделяются (в процессе исследования) 3 начала: биологическое, социальное и... индивидуальное.
Индивидуальность – это преломление биологических и социальных законов в каждом конкретном человеке.
В предыдущих двухфакторных теориях человек как бы сидит и ждёт, когда на него какой-нибудь из факторов окажет воздействие В этой же теории подчёркивается личность (индивидуальность).
Самый простой пример – транс-сексуализм. Биологически особь принадлежит к вполне определённому полу, но ментально человек относит себя к противоположному. (Не путать гомосексуализм.)
Получается, что даже биологические факторы (к-ые как будто совсем не оставляют выбора ч-ку – что может быть жёстче?) проявляется очень и очень по-разному, может строится по совсем другим принципам, отличным от биологических.
С другой стороны, если бы среда воздействовала на людей одинаково, то вопрос воспитания снимался бы: можно создать себе условия среды, родить ч-ка и получить абсолютную матрёшку или ч-ка с заданными параметрами.
Онаньев (Питерская школа) выделял в структуре ч-ка 4 структуры:
индивид, индивидуальность (определяется одинаково), личность и субъект деятельности.
Личность – совокупность общественных отношений, интериоризированных индивидом;
Субъект деятельности – это личность, принимающая решения. Собственная личность берётся под контроль и на основе внутреннего "Я", установок, убеждений принимается решение.
Теория деятельности утверждает, что сейчас уже невозможно говорить о чистой биологии и чистой наследственности.
Пример: Генетический код серьёзнейшим образом зависит от социальных факторов. В прошлые века, когда аборты как таковые не существовали, единтвенным механизмом естественного отбора была смертность в раннем возрасте.
Естественный отбор происходил так: выживала сильнейшая особь, к-ая не вступала в конфликт с матерью (имеется в виду плод).
Сейчас можно влиять на биологический код человечества (например, смешение национальностей; народы крайнего севера имели обычай оставлять жену хозяина на ночь гостю, чтобы популяция (народ) не вымерли, т.к. в такой общине все уже были братьями и сёстрами. Обычай горных Кавказских народов: если в горный аул приходил чужак, его встречали очень гостепреимно, т.к. это был единственный источник получения информации).
Что такое право первой ночи?
Доминантный самец в стае имеет преимущественное право оплодотворения самок стаи. Право первой ночи -- социально приемлемое в определённое время преломление этой биологической особенности.
Есть теория, к-ая утверждает, что географический ареал проживания (климатические условия, уровень дружелюбия среды и т.д.) определяют некие нациоанльные особенности национальной культуры в целом и характер каждого отдельного человека в частности.
Социум должен сформировать социальное отношение к биологическим проявлениям индивидуальности (детский возраст, старость и т.д.)
У ч-ческого ребёнка масса мозга составляет только1/3 от массы взрослого человека, а у обезьяны – при рождении уже 2/3, через год у такой обезьяны объём мозга становится равно объёму мозга взрослой особи.
Такая незащищённость человеческого детёныша открывает ч-ку множество степенй свободы.
На разных этапах эволюции исторического развития существует разный набор правил, степень освоения природы и т.д. В зависимости от этого влияние на собственно биологические предпосылки развития ч-ка различаются.
На земле девственно дикой природы практически не осталось, т.к. ч-к оказал влияние на природу. (Пустыня Сахара раньше была цветущим оазисом. Раньше богатсво ч-ка измерялось в поголовье овец и баранов, это было своеобразной денежной единицей - ими расплачивались, передавали в наследство и т.д. В итоге пустыня была вытоптана этими животными, т.к. скорость воспроизводства зелёной массы была гораздо ниже , чем скорость её уничтожения - версия).
Ребёнок рождается сразу во "второй природе", к-ая изменяла влияние ч-ка.
Одна из теорий, согласно к-ой наш единый континент разделился на 6 отдельных, объясняет это деятельностью человека. Считается, что цивилизация Атландида дошла до таких высот, что они "выпустили джина из бутылки" (т.е. овладели другими видами энергии, но не смогли их контролировать). Книги Мулдашева.
Человек рождается уже в человеческой природе. Молодым мамам говорят, чтобы они слушали классическую музыку, ходили в музеи и картинные галлереи и т.д.
Рождаясь, ребёнок 1-2 секунды пребывает в "природном состоянии", а потом происходит опредмечивание потребностей. У него стихийно формируется система знаков, через к-ые ребёнок даёт взрослым знать, чтобы они обеспечили его комфорное существование - плач. Причём, один "вид плача" при голоде, другой - при плохом самочувствии и т.д.
Согласно теории деятельности, есть инструментальное действие - это единица жизнедеятельнсоти человека.