Петр Розумный, судмедэксперт
Никакое оружие… не убивает мгновенно.
Дон Румата Эсторский
Резервы и возможности человеческого организма практически безграничны, что особенно проявляется в стрессовых ситуациях, к которым можно отнести и суицидальные попытки. Лишить жизни человека (тем более себя самого) крайне сложно, равно как и выжить при этом, ничем не навредив организму. В большинстве случаев попытки суицидов заканчиваются тяжелой травматизацией и последующей инвалидизацией.
Происходит это отчасти и потому, что попытки покончить собой производят, опираясь только на сведения из средств массовой информации, художественных фильмов и литературы, не зная даже основ анатомии и физиологии человеческого организма. С другой стороны, даже если знать физиологию, реакция организма на то или иное воздействие бывает непредсказуемой.
Это относится и к попыткам только «напугать» окружающих. При таких действиях, где основной целью является имитация суицида, а не лишение жизни, с расчетом на своевременное обнаружение и спасение, предусмотреть все практически невозможно. Окружающие могут слишком поздно обнаружить или неадекватно отреагировать на происходящее. А несколько лишних минут в петле или с другой травмой могут привести к тяжелым последствиям и смерти.
Для выживших после попытки суицида нахождение в отделении реанимации — это не картинка из телесериала, где вокруг больного сидят сочувствующие ему родные и суетится медперсонал. Картина, скорее, противоположная: одна медсестра реанимации на несколько пациентов. Так как уследить за всеми одновременно она не в состоянии, а люди после суицидальной попытки часто ведут себя неадекватно, то их раздевают, фиксируют (привязывают) к кровати за руки и ноги. Для профилактики аспирации (чтобы пациент не захлебнулся рвотными массами, так как лежит он на спине, а повернуться не может) ему устанавливают трубку в трахею, через которую он дышит. При этом, естественно, попросить о чем-либо или пожаловаться на боли больной не в состоянии. Так как человек привязан и не может самостоятельно есть и ходить в туалет, ему устанавливают катетеры в мочевой пузырь, зонд в желудок и прямую кишку. Таким образом, практически во всех естественных отверстиях человеческого тела стоят трубки, придавая ему очень неприглядный вид. Родственников же в реанимацию вообще не пускают, так что о сочувствии со стороны родных можно не думать.
После того как состояние пациента стабилизируется, из реанимации его переводят не в обычное отделение, а в отделение для психосоматических больных. Палаты там больше похожи на камеры следственных изоляторов, да и контингент больных соответствующий.