Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы. 1. Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы 2
Психотипы
1. Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы
2. Введение в искусство определения психотипов
3. Правый внешний психотип
4. Правый внутренний психотип
5. Левый внешний психотип
6. Левый внутренний психотип
7. Психотип нагваля
Эволюционные предпосылки разделения личности на психотипы
Как известно, человеческая личность не целостна, она делится на четыре основных базовых типа. Разделим область внутреннего пространства человеческой психики на четыре четверти, и в зависимости от лабильности нервной системы (возбуждения-торможения), получим четыре графика – четыре способа взаимодействия с окружающим миром.
В соционике этот график выглядит так:
По Кастанеде это будет так:
Предлагается наиболее удобный для использования вариант классификации:
Почему в процессе роста ребенок выбирает развиваться в том или ином направлении?
Первые полгода - год впечатываются образы, гештальты тех людей, которые станут самыми значимыми в его жизни, и подражать которым ему будет хотеться весь период бессознательной жизни. Эту тему можно развивать очень долго, вспомнить родовую травму, исследовать, как протекала беременность, и т.д., но для нас сейчас не это главное. А главное другое, нам надо понять, как формируются базовые и имитационные направления для того, чтобы научиться легко определять (видеть) кто перед тобой.
Формирование базового направления в психотипе ребенка начинается в утробе матери. Пока еще никто не знает по каким причинам у зародыша становится преобладающим та или иная скорость возбуждения - торможения.
Родовая травма и соответствующие ей перинатальные матрицы вряд ли способствуют формированию базового психотипа, скорее они определяют склонности и возможности будущего ребенка.
Все мы знаем, как важно вовремя научить ребенка ходить, говорить, понимать и т. д., если время упущено, то научить его этому уже практически невозможно, т.к. в эти возрастные периоды химическим путем закрепляются наработки. Например, очень важен способ кормления грудью: по часам или по крику.
Существуют 4 основные прошивки, определяющие имитационное направление развития психотипа (подтип). Сокращенно это выглядит так:
- Предательство родителей формирует левую внутреннюю имитацию (интуитов).
- Несправедливость формирует левую внешнюю имитацию (этиков).
- Ограничение в действиях- правую внутреннюю имитацию (логиков).
- Брошенность формирует правую внешнюю имитацию (сенсориков).
Вот рассказ одной девушки ( с левой внутренней имитацией) о том, как произошла ее базовая прошивка:
Когда мне было 3 года, я увидела в саду у тёти очень красивые белые цветочки (тогда я еще не знала, что это цвётет клубника). Я, радуясь, собрала их все-все и побежала дарить их любимой мамочке. Но мама почему-то не обрадовалась, побелела, взяла меня крепко за ручонку, в которой так и остался не взятый ею букет, и повела в дом к тете. Потом был «суд», меня окружили взрослые родственники и начали меня ругать и поучать. А мама стояла, согласно кивала головой и иногда извинялась. Так меня предала моя родная мама.
Рассказ девушки с правой внутренней имитацией:
Однажды чистили колодец, было оживлённо и весело. Меня привязали к скамейке, чтобы я не угодила в яму, но я и не собиралась туда лезть.
Или ещё, как-то мама что-то шила, и мне очень хотелось тоже что-нибудь сшить. Я попросила принадлежности. Мне дали тряпочку и нитку, а иголку не дали. Мне было совершенно очевидно, что без иглы ничего не получится.
Рассказ мужчины с левой внешней имитацией:
В раннем детстве я дружил с одним парнем во дворе, он был старше меня лет на 10. Однажды утром я вышел во двор и увидел, что мой друг куда-то собирается и что-то складывает в большие мешки. Когда я спросил его, он ответил, что собирается надолго на войну и в мешках у него пистолеты. Мне стало очень жаль его и себя за то, что я остаюсь один. Я рассказал об этом родным со слезами на глазах. Они посмеялись надо мной, но я то знал что мой друг не мог мне так соврать. Вечером оказалось, что он ездил садить картошку, и, когда узнал о моей впечатлительности, смеялся вместе со всеми и хвастал, мол меня он любит больше вас. После этого случая наша дружба быстро сошла на нет.
Каждый может вспомнить случай из своего раннего детства, тот случай, который мог быть ключевым в формировании своего имитационного психотипа (подтипа).
После того, как базовые и имитационные прошивки произошли, у ребенка начинает формироваться тело в соответствии с прошивкой. Все мы были свидетелями того, как меняется лицо и движения человека, пережившего стресс, он может измениться до неузнаваемости, но лишь на время, если это взрослый человек.
Для ребенка 1-4 лет такие стрессы будут уже не только стрессами, но и прошивками, в соответствии с которыми будет формироваться и конституция. Период жизни до 9-10 лет характерен формированием подтипов, на которые делится каждый базовый тип. Формирование происходит в среде себе подобных.
Дети уже не принимают себя такими, какими они есть и пытаются выглядеть похожими на других, на тех, кого они считают лучше себя. Здесь также преобладающим становится какое-то одно направление.
Для удобства можно обозначать психотипы таким образом например:
Правый внутренний с левым внутренним уклоном.
Левый внешний с правым внутренним уклоном и т.д.
Всего 16 вариантов.
Но на практике достаточно пользоваться (определять) четырьмя базовыми типами.
Становится понятным, почему многие люди считают себя целостными. Каждый базовый психотип в процессе формирования подтипа стремится обладать всеми качествами недостающих психотипов и нарабатывает их в той или иной степени. Поэтому, если человек начинает себя самостоятельно тестировать на принадлежность какому-либо психотипу, то чаще всего ему будет казаться, что он обладает качествами всех психотипов одновременно, т.е. один базовый и три иммитационных (ложных).
Путь к себе - это избавление от ложных личностей, коими мы не являемся (см. Гурджиева). Но, как видите, выжить в этом мире, будучи чистым, базовым психотипом, очень трудно, если ты одинок. Позволить себе это могут лишь те люди, которые волею обстоятельств живут в семье или сообществе, где их дополняют и с ними сотрудничают другие психотипы.
Нужно иметь мужество признаться себе, что ты не целостен и в одиночку мало чего добьешься.
НАГВАЛЬ - это социальная структура, сформированная из 4 психотипов. Конечно, очень редко встречаются люди обладающие качествами 4-х психотипов, но формирование такой структуры идет по другим законам, и сейчас рассматриваться не будет.
Намного проще ориентироваться в психотипах и в самом себе, если есть понимание того, как мы формировались.
Не так давно появилась модная наука «соционика» и многие психологи кинулись делить всех людей на 16 психотипов, часто совершенно произвольно интерпретируя поведение людей на основе верхнего среза взаимодействия с миром, т.е. имитационного, кроме того, популярным стало тестирование на уровне опросников.
Если рассматривать линейно все эти 16 психотипов, и пытаться последовательно их описать, происходит путаница, трудно уловить взаимосвязи.
Проверить же правильность результатов нет никакой возможности, его не с чем идентифицировать, поэтому такой разнобой в определениях. Если же понять, откуда появились психотипы и как формировались, то становиться понятно, что никакими тестами невозможно определить тип личности. Здесь работает только искусство психолога или соционика, который уже структурировал свою личность, разобрался в своём психотипе и может бесстрастно просто видеть кто перед ним, как мы все видим - мужчина перед нами или женщина. Любые тесты не дадут объективных показателей, потому что в ответах отражается то, каким человек видит себя, а не то, каким он является.
При формальном подходе к классификации психотипов очень трудно, например, увидеть флегматика по природе (правого внутреннего) за маской импульсивных проявлений, эмоционального и чувственного.
Также часты случаи, когда внешний флегматизм в проявлениях скрывает левую внешнюю природу (холерика) , а сангвиник в проявлениях оказывается флегматиком (правым внутренним) по природе.
Искусство психолога или соционика должно проявляться в том, чтоб заметить природу человеческой личности за его имитационными наработками и проявлениями.
Поэтому, предлагается работать не с 16 психотипами, как это делают соционики, а с четырьмя, но базовыми, главенствующими по сути. Это намного упрощает понимание человеческой природы и как следствие возможность психологической помощи.
Бесконечные споры по поводу вариантов и правильности классификации психотипов можно навсегда закончить, если критерием правильности, и в то же время, экзаменом на проверку собственных возможностей будет сбор группы.
Только когда цель (классификация психотипов) начинает работать средством для сбора группы, можно окончательно определиться в правильности классификации.
Группа должна состоять из четырех или восьми человек, собранных по правилу взаимодополняемости и обязательно, с учетом уровней сознания.
Например: 4 базовых мужских психотипа и/или 4 базовых женских психотипа.
Причем группа должна быть не на уровне "группа выходного дня", а группа, сплотившаяся для какого-то дела, типа экстремальной экспедиции или для бизнес-партнерства. И по результатам деятельности группы можно будет судить о собственном профессионализме.
Конечно, это идеальный вариант и он трудно достижим, но для профессионального психоаналитика или соционика такой опыт будет бесценным.
Базовый психотип – относится к личности (светимость). Подтипы относятся к эго.
Есть такая наука - физиогномика. Физиогномисты пытаются предсказать судьбу по форме носа, ушей, губ и т.д. Многие к этому относятся скептически. Но если взглянуть целостно, поняв, как формируются черты лица через базовые прошивки, то становится понятным, почему существует такая возможность - если уж не судьбу, то характерные черты личности по форме лица, строению тела, походке увидеть можно. И люди в этом направлении работают.
Почему все кошки одной породы и одного пола на одно лицо? У них нет детских травмирующих ситуаций. Попробуйте проделать эксперимент и помучить котёнка, например, давать молоко, одновременно прицепив бельевую прищепку за хвост, или проводя другие воспитательные мероприятия, при которых страх и удовольствие вызываются одновременно, или же из одних рук. Через 2-3 месяца вы обнаружите, что подопытный котёнок стал выглядеть иначе, чем контрольные.
В человеческих семьях это происходит постоянно: ребёнок не знает, как реагировать на приближающуюся руку матери, бить она его будет или гладить?
Развивать эту тему можно бесконечно, но у нас другие задачи.