Глава 1 специфика развития взрослых
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Молодость, зрелость, старость
Допущено
Учебно-методическим объединением по специальностям
педагогического образования в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 031000 — Педагогика и психология
УДК 159.922.7/8 (075.8)
ББК 88.37я73
Х98
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор И.Н. Андреева;
доктор психологических наук, профессор Н. И. Непомнящая
Хухлаева О. В.
Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с
ISBN 5-7695-0945-7
В учебном пособии рассматривается специфика развития взрослых в перспективе жизненного пути, показаны типичные проблемы и проявления молодого, зрелого и пожилого возраста, проанализированы характерные черты возрастных периодов взрослости. Показываются условия удовлетворенности человека своей жизнью, достижения счастья, взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем.
Книга адресована студентам факультетов психологии высших учебных заведений.
УДК 159.922.7/8(075.8)
ББК 88.37я73
ISBN 5-7695-0945-7
©Хухлаева О. В., 2002
©Издательский центр «Академия», 2002
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно психология уделяла больше внимания развитию ребенка, чем взрослого человека. И это понятно, так как в детстве развитие происходит очень быстро, напрямую связано с ростом и физическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. В последнее время интерес исследователей сместился к проблеме развития взрослого человека, когда оно начинает носить преимущественно внутренний характер и не сопоставляется с достижениями социального, профессионального или какого-либо другого плана.
Все больше внимания уделяется изучению жизненного пути человека, его жизненных стратегий. Обсуждаются условия удовлетворенности человека своей жизнью, возможности ощущения счастья.
Анализируется взаимосвязь между образом жизни человека и его физическим здоровьем. Исследования в области психосоматической медицины и психологии здоровья открывают взаимозависимость между наличием психологических проблем и возникновением заболеваний.
Широкое распространение сегодня получила акмеология, рассматривающая перспективы, оптимальные условия самореализации личности, развития индивидуальных возможностей и способностей.
Увеличение продолжительности жизни, тенденция неуклонного старения населения заставляют подойти к переосмыслению роли старости и закономерностей развития пожилого человека.
В то же время все возрастающая стрессогенность современной жизни делает необходимым организацию психологической поддержки здоровым взрослым, которая, безусловно, должна опираться на выявление неких общих закономерностей человеческой жизни. Поэтому продолжением изучения развития детей и подростков должно стать рассмотрение специфики развития взрослых, что и определяет цель учебного курса «Психология развития: молодость, зрелость, старость». Задачи курса:
показать развитие человека в перспективе его жизненного пути;
описать типичные проблемы и явления молодого, зрелого и пожилого возраста;
проанализировать характерные черты возрастных периодов взрослости.
Особенность данного курса — в необходимости изучения жизненных периодов, незнакомых студентам по собственному опыту. Это может затруднить эмоциональное включение. Нужно иметь в виду, что у некоторых возникает отторжение информации о старых людях как следствие страха собственной старости и ухода из жизни. Поэтому помимо рационального осмысления информации очень важно выполнение студентами творческих работ.
Данное пособие было подготовлено благодаря творческим работам студентов факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Можно сказать, что эта книга написана не только для студентов, но и совместно со студентами, и именно это делает ее живой и реальной. Хочется выразить большую благодарность всем, соавторам-студентам и в особенности Е. Бурговой, О. Барчук, А. Богомольной, Т. Ватутиной, С. Вольфкович, О. Гавриченко, А. Демиденко, Е. Долгих, А. Журавель, Е. Катынской, П. Кислюк, О. Кроликовой, Т. Коноваловой, О. Колосовой, О. Настиной, М. Полуниной, Т. Плетниковой, О. Польской, М. Сивилловой, Н. Саматовой, Т. Сахаровой, Е. Фроловой, А. Халявкиной.
Мы не утверждаем абсолютную истинность представленного в пособии материала. Психология развития — развивающаяся наука. Поэтому с благодарностью примем предложения и рекомендации по его дальнейшей доработке.
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ