Предположительно локализация контура метапрограммирования — лобные доли головного мозга
Подведем итог краткому описанию высших контуров (импринтов) по Лири-Уилсону.
Очевидно, что Лири и Уилсон не преодолели «компьютерного» видения мира. Но все же, несмотря на кибернетичность и даже материалистичность в таком понимании человеческого сознания, компьютеризированное восприятие сознания (души) человека — это всего лишь метафора (на что неоднократно обращает внимание д-р Уилсон). Метафора — это и тогда, когда Лири утверждает, что сознание — это энергия, Дух, Бог, информация, интерпретируемая (расшифровываемая) системой (структурой, формой, компьютером, контуром, программой). И тогда это лишь метафора, когда Уилсон видит в сознании «зеркало» мозга. Это всего лишь модели. В воззрениях Лири-Уилсона существует определенная тенденция в спиритуализации энергии. Энергия, интерпретируемая системой, больше напоминает Дух, обретающий свое Сознание (сознания) в разумно (программно) оформленной материи. Ведь для работы обычного компьютера, помимо программиста, программного и аппаратного обеспечения, также необходимо и электричество.
Налицо некоторое противопоставление духа (души) разуму и материи (т.е. физической структуре, организованной материи). Идеи противопоставления души телу (вплоть до восприятия тела как темницы для души в орфико-пифагорейской традиции, а потом в неоплатонизме, гностицизме и т.д.) не могли вытеснить идеи душевно-телесного единства, получившего свое развитие в пантеистических идеях Нового времени, а затем и в русской религиозной философии. И в этом контексте античные суждения о душе (Гиппократ, Гален и т.д.), представляющей собой пневму, циркулирующую по телу, вполне согласуются с моделями Лири-Уилсона.
По мнению Лири-Уилсона, в обычном состоянии мы обусловлены исключительно первыми четырьмя программами: биовыживательными потребностями, эмоциональными играми, дающими статус в социуме, условными правилами игры нашей культуры и сексуальным удовлетворением. Эти импринты не позволяют нам получать другие потенциально доступные сигналы и удерживают нас в границах одной, скажем, не слишком живописной реальности. Возможность стирания и перепрограммирования прежних программ настраивает на другие модели реальности и как следствие — открывает доступ к новым сигналам, которые обычное сознание относит к паранормальным или вовсе нереальным феноменам.
Итак, с помощью воздействия на мозг можно переделывать, обновлять, сужать и расширять сознание. С точки зрения Лири-Уилсона, в целом функция нервной системы заключается в том, чтобы фокусировать, избирать и сужать; импринты (биопрограммы) определяются строго на основе принципа выживания в физическом мире, и человек становится своего рода пленником этих структур. Все, что не связано, а тем более разрушительно для программ выживания воспринимается биологическими организмами как бесполезное и вредное. Любое несанкционированное выживанием воздействие (будь то философия, подрывающая основы бессознательной вовлеченности в процесс физического существования, или химические вещества, определенный спектр электромагнитных волн, религиозный мистицизм и т.д.) должно быть нейтрализовано любым способом.
Роберт Дилтс
Р. Дилтс пишет: «В работе, которую я проводил с Тимоти Лири, мы фактически работали с эволюционной моделью. Существуют определенные периоды времени, когда у людей развиваются такие убеждения».
Определенные типы импринтов связаны с определенными вопросами, которые можно проследить по определенной эволюционной последовательности. Данная последовательность есть нечто весьма близкое иерархии потребностей Маслоу, но имеющее при этом некоторые важные отличия.
Первая стадия включает в себя импринты на уровне биологического интеллекта, который связан с выживанием (Могу ли я выжить?). Как ребенку вам необходимо прежде всего научиться управлять своими основополагающими «биологическими» функциями. Даже простейший организм должен научиться выживать.
Вторая стадия включает в себя эмоциональные импринты (К кому я отношусь? С кем я связан? какова моя территория?).
Третья стадия включает с себя развитие умственных импринтов: (Умен ли я? Умею ли я мыслить? Способный ли я?). Данная стадия в какой-то мере имеет дело со способностями. Она включает в себя развитие навыков понимания символов и эффективной их обработки.
Четвертая стадия включает в себя социальные импринты (Какова моя роль по отношению к другим?).
Пятая стадия.
После этого вы достигаете стадии, на которой у вас развиваются эстетические импринты. Именно здесь вы начинаете осознавать истинную меру вещей и, наконец, приобретаете способность воспринимать красоту и форму (Что является прекрасным? Что доставляет удовольствие?).
Шестая стадия.
И наконец, наступает стадия, когда вы развиваете импринты на метауровне, которые можно назвать духовными импринтами или импринтами на уровне идентичности, когда вы возвращаетесь назад и начинаете обращать свое знание на все предшествующие стадии (Благодаря чему я таков, каков я есть? Каковы пути к самосовершенствованию?).
Импринты часть 5. Структура и формирование Импринтов.
Рассматривая психику как совокупность процессов, импринты можно еще рассмотреть как постоянно поддерживаемые процессы (динамические структуры), то есть как созданные в течение жизни незавершенные процессы, стремящиеся к завершению и целостности [1]. Или еще как части опыта (личности), желающие выразить свое позитивное намерение и предназначение по отношению ко всей системе [2]. Не имея возможности завершиться и выразиться только лишь во внутренних процессах вследствие разнонаправленности, конфликтности и даже взаимоисключения импринтов между собой, они стремятся экстериоризироваться. Таким образом, человек пытается в отношениях с людьми смоделировать структуру взаимоотношений, присутствующую в актуальных для него запечетлеваниях.
Учитывая, что на различных этапах развития ребенок имеет разное формирование сенсорных систем, восприятие и степень фильтрации информации, то и импринтный опыт будет влиять отличным образом. То есть то, что для ребенка будет импринтом (голос взрослого, который часто бывает рядом), для взрослого не обязательно им станет. И наоборот, то, что будет травматическим импринтом для взрослого (например, непроизвольное испражнение при сверстниках), для ребенка таковым может не являться. Периоды импринтной уязвимости сменяют друг друга. Различные восприятия импринтных ситуаций в разном возрасте будут поэтапно сочетаться, усиливая или ослабляя друг друга, при этом создавая единые цепочки — структуры психики.
Её можно описать как формирующуюся не единовременно, и все импринты образуются не разом, а поочередно, причем более поздние импринты запечатлеваются на основе предшествующих (Т. Лири, Р. А. Уилсон). Ранние импринты могут являться фильтрами, через которые отбираются и воспринимаются последующие. Предшествующие импринты, как линзы объектива, могут не заметить какой-то опыт, сделать более интенсивным или настолько его усилить, что он повлияет на всю систему.
Импринты можно условно разделить по этапам их образования.
Простые импринты:
Импринты плода.
Для живого организма, только вступившего на путь восприятия мира (с момента зачатия), внешняя среда «представляется» мало или совсем несформированной, в том числе и вследствие недифференцированности аппаратов восприятия и отсутствия описательных систем. Одноклеточный плод как бы воспринимает бытие примитивно (целиком), не разделяя его на множество отдельных компонентов. Под «целиком» подразумевается недифференцированное восприятие в рамках воспринимаемого диапазона. Разумеется, остается огромное количество информации, которое еще недоступно. С момента дифференциации органов, тканей и появления рецепторов часть информации, поступающей из вне, может разделяться на различные типы (например, звук и ощущения), а часть еще оставаться неделимой. В диапазоне восприятия вновь появившихся рецепторов становится доступной новая информация. Возможно, возрастает и количество единиц поступающей информации. С какой-то точки зрения, можно говорить, что с появлением первичных рецепторных клеток, имеющих порог реагирования, возможно первичное дискретное восприятие.
Пока затруднительно говорить достоверно о влиянии дифференциации органов и систем у плода на возможность воспринимать им дискретно, избирательно и выделять информацию из всего фона. Может ли часть поступающей к плоду информации от матери восприняться как отдельная, стать объектом восприятия? По мнению Гроффа и его последователей, внутриутробный период до начала рождения характеризуется слиянием и отсутствием границ вследствие физиологического единства с матерью, но интенсивные воздействия на плод могут вполне запечатлеваться и чаще оказываются как скрытые бомбы, которые могут активизироваться при подходящих условиях. С другой стороны, из физиологии развития плода [3] известно, что физические и химические воздействия могут привести даже к физиологическим и физическим нарушениям плода.
Как известно, человек принадлежит к числу незрелорождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелости многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы [3]. В связи с этим, в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам. Получается интересный момент: периферическая нервная система формируется быстрее, чем центральная (далее ЦНС) и почти полностью сформирована к моменту рождения. Пока полностью не сформирована ЦНС [3], восприятие информации как отдельной не происходит. Теряя недифференцированную целостность периферической НС, плод получает возможность расширить диапазон своего восприятия и запечатлеть множество информации. Основа для наличия будущих импринтов и дискретных фильтров закладывается вследствие дифференциации клеток. Чем больше дифференцирована ПНС плода, тем большее количество различных (с точки зрения взрослого) компонентов он может воспринять как единую информацию, не отделимую от себя. Все поступающая информация изнутри и вне тела плода для восприятия плода является единой внутренней информацией, то есть вся информация является «собой». Таким образом, происходит такая дифференциация организма, которая сохраняет некую цельность в центральной нервной системе и почти дискретную разделенность на сенсорной периферии. [3]
Естественно, что в процессе интенсивного формирования у плода высокая чувствительность не только к физическим воздействиям, но и к веществам, выделяемых матерью [3]. Можно сказать, что ребенок получает физиологические импринты или кондиционирование во время внутриутробного развития. Самые первичные запечатлевания не могут быть травмой, так как нет иного опыта «не травмы» — основы для сравнения. Момент первичного импринтирования — момент незнания и момент отсутствия критики, фильтрации. Под воздействием окружающей среды происходит запечатлевание, которое организовывает фильтры определенным образом и корректирует их. И поскольку восприятие и психика изначально имеют свойство недифференцированности, то и все импринты этого возраста будут для человека самой настоящей реальностью, построенной из впервые воспринятого.
Вхождение в рефлексивную, отстраненную позицию по отношению первичным импринтам станет возможным только после обретения описательного аппарата и переработки всех предыдущих импринтов с помощью него. В процессе развития происходит импринтирование и создание фильтров, и это означает лишение человека «свободного смещения внимания» и его «канализацию». В таком случае нормой для плода можно считать почти полное отсутствие структур (основанных на импринтах) и свободную (как аналоговую, постепенную, так и дискретную, скачкообразную) смену фокуса восприятия.
2. Родовые импринты (от начала первых схваток до 2 – 2,5 часов после родов).
Впервые разделение у плода, по Гроффу, на «Я» и «Мир» может произойти в период прохождения 2-й перинатальной матрицы или в период первичных схваток, когда проход еще закрыт. Именно там способны сформироваться импринты отношения к миру. Но подобное интенсивное воздействие на плод, а значит и формирование импринтов, может осуществляться и в период развития плода.
Когда ЦНС не сформирована и восприятие максимально открыто («фильтров», отсекающих информацию, поступающую на рецепторы, либо нет, либо они не значительно искажают информацию), но уже произошло разделение аппарата восприятия и объекта восприятия, то, как на кинопленку, запечатлевается весь сенсорный опыт, появляются первые импринты [4]. Вследствие того, что незавершенный процесс присутствует постоянно, импринты можно рассмотреть как дискретные составляющие на общем аналоговом фоне (в психике).
Импринты или запечатлевания и есть материал для образования фильтров. На этапе отсутствия структур психики (фильтров) запечатлевается вся информация целиком (визуально-аудиально-кинестетически-запахово-вкусовая) как единая структура (паттерн или гештальт) [Ф. Перлз], что создает первичные синестезии. Например, если визуально было ярко, аудиально было громко, а кинестетически — тепло, то в будущем при ярком свете будут звуки казаться громче, а по ощущениям будет теплее. То есть импринты создают устойчивые переходы между отдельными характеристиками сенсорных систем — субмодальностями, формируя структуру будущих реакций на внешние раздражители. Устойчивое сочетание в опыте модальностей или субмодальностей между собой, где одни элементы опыта поддерживают другие, называются синестезиями. Те субмодальности, которые задействованы в большем количестве синестезий, и их изменение повлечет изменения многих других субмодальностей, а значит и всего целостного восприятия опыта, в НЛП принято называть критическими. Запечатлеваются (импринтируются) не только характеристики опыта, но и сам опыт. В случае однократного интенсивного опыта, сами сенсорные системы могут претерпеть искажение [5]. А любой из компонентов опыта (все звуки, ощущения, внешние объекты и структуры) может быть пусковым механизмом для вспоминания всего опыта (например, стены из кафеля, хирургическая лампа, глаза людей, голоса врачей, слова, сказанные ими, гул аппарата, запах операционной, звон металлического инструмента и интенсивные кинестетические ощущения в момент импринтирования). В будущем, если человек слышит подобные слова или видит стены из кафеля, то возобновятся те самые ощущения. Слова можно рассмотреть, с одной стороны, как то, что запоминается в результате кондиционирования, а с другой — они могут быть импринтированны и фиксировать, скреплять сенсорный опыт, формируя постоянное восприятие чего-либо. Таким образом, импринты можно рассмотреть как системообразующие основы структур психики, на которые будет происходить дальнейшее наложение кондиционированного опыта (Т. Лири).
Поскольку сам период, по сравнению с предыдущим, является очень интенсивным воздействием, то здесь очень важно не только отсутствие травматических импринтов[5], но и формирование у ребенка позитивных импринтов, о пределяющих его отношение с мамой, отношение к миру, способность любить и испытывать привязанность вообще [6].
Как известно, человек принадлежит к числу незрело рождающихся, причем достаточно давно была установлена морфологическая и функциональная незрелости многих его систем при рождении, в том числе центральной нервной системы. В связи с этим, в течение длительного времени существовало убеждение, что новорожденный ребенок не способен к познавательным процессам, и исследования поведенческих реакций новорожденных детей были весьма немногочисленны. Одним из важнейших результатов импринтинга является формирование долговременной связи с родителями, то есть запоминание объекта и формирование стойкой привязанности к нему, причем происходит это в строго определенный период, названный критическим или сенситивным [6].
Для новорожденного таким критическим периодом, или периодом запечатлевания, является первый час жизни. Именно в это время, а далее в течение первых суток жизни, ребенок запечатлеет мать, что впоследствии послужит основой для формирования по отношению к ней устойчивой привязанности. Таким образом, импринтинг является неотъемлемой частью родового процесса и жизненно необходимым условием для реализации успешного материнства, формирования взаимной привязанности матери и ребенка, а также для формирования у новорожденного благоприятного впечатления об окружающем мире.
Являясь по сути своей первым актом коммуникации, т.е. взаимодействием между матерью и ребенком, импринтинг определяет, насколько успешным будет такая коммуникация в будущем.
Как любой процесс, регулируемый нервной и эндокринной системой, импринтинг у человека состоит из ряда поведенческих актов, которые происходят в строго определенной последовательности. При естественных родах гормональный баланс женщины к рождению ребенка достигает такого состояния, что все необходимые стадии включаются автоматически. Так как ребенок получает последнюю порцию материнских гормонов в момент рождения, именно они определяют то, что он будет делать сразу после родов. Если же гормональный баланс был нарушен, то соответствующих действий не совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие какой-либо стадии приводит к тому, что следующая просто не наступает.
Если все происходит естественным образом, то импринтинг сразу после рождения у человека на этой стадии можно разделить на 2 больших этапа [6]:
Первый этап — первичный импринтинг (происходит в течение первого часа-двух после рождения). Здесь выделяют 4 фазы:
Релаксация (первые 15 – 25 минут после рождения): первый контакт «кожа к коже», который стимулирует у женщины выделение гормонов.
Пробуждение. Поисковый рефлекс — рефлекс поиска груди.
Активная фаза (через 15 – 40 минут после рождения): ребенок нашел и взял грудь в момент проявления поискового рефлекса, скормление молозива.
Отдых и сон (через 2 – 3 часа): после того как малыш проявил поисковую активность, взял материнскую грудь и получил первые капли молозива, он засыпает.
Второй этап — вторичный импринтинг (наступает через 1,5 – 2-х часового сна только в случае, если первичный состоялся и продолжается в течение первых суток после рождения).
Первый этап помогает младенцу закрепить образ матери, запомнить правильное положение у груди и способ прикладывания к ней. Вторичный импринтинг завершает все стадии импринтинга и помогает матери и ребенку запомнить друг друга и наладить полноценное кормление грудью.
3. Довербальные импринты.
Проходит период от рождения до 8 месяцев или 1 года — до момента начала прямохождения, принятия вербальной модели и окончательного отделения себя от мира. Иммунная и нервная системы остаются недоформированными к моменту рождения и формируются в едином ритме с формированием нервной системы и под воздействием стимулов внешней среды и формирования языка. [7]. Данный период отличается от предыдущего как наличием нескольких периодов импринтной уязвимости (например, формирование пищевых импринтов), так и повышением количества и интенсивности импринтных стимулов. М ногочисленные данные говорят о том, что именно от раннего опыта во многом зависит развитие мозга. Можно предположить, что соотношение различных влияний и стимулов в раннем детстве скажется на том, каково будет в последующем соотношение нервных структур, командующих теми и другими эмоциями [8].
Основа для сложных, иерархичных импринтов завершает свою закладку в данном периоде. Но в этот период импринты еще не имеют прочную структуру взрослого и даже родовые импринты могут измениться вследствие продолжающегося формирования нервной системы [3].
Импринты часть 6. Сложные импринты
К сложным импринтам относятся структуры, образованные на основе простых импринтов и цепочки (констелляции) импринтов (устойчивые синестезии, иерархии). Начиная с некоторого уровня развития личности, единичные импринты осуществляют себя исключительно в рамках масштабных блоков описания. Каждыйимпринт и каждая констелляция в процессе личной истории обретает собственное кондиционирование, нагружается сопровождающими условными рефлексами и их последовательностями.
Поздние импринты собираются в комплексы (группы констелляций), которые впоследствии, наряду с конденсированным опытом, проявлены в виде концепции личности — «Я-концепции»[1].
Вот определение «Я-концепции», которое дают К. и Т. Андреас в своей работе «Трансформация Я»:
1. Карта того, кто вы есть.
2. Часть опыта, организованная определенным способом, являющаяся очень широким обобщением в отношении «Я».
3. Система, которая образует временной и пространственный континуум.
4. Система прямой связи, ориентированная на будущее.
5. Рекурсивная система, которая соотносится сама с собой и воздействует сама на себя.
По Андреасам, Я- концепция состоит собственно не только из Я-образа, Я-голоса, Я-ощущений и их проявлений во вне, но и из «теневых» сторон «Я», которые человек «отрицает» в себе и считает их как неприемлемые для себя — так называемые «не-Я». Интересно отметить, что чем более однозначны границы у личности, тем больше разделение идентичности на «Я» и «не-Я».
В эволюционном аспекте можно предположить, что «Я-концепция», являясь обобщением внешнего опыта, с увеличением количества и спецификации социальных ролей и функций, постоянно усложняется. Со специализацией общества и появлением множества контекстов, не обязательно пересекающихся между собой, стало все чаще встречаться разделение Я-концепции на «Я-для-себя» и «Я-для-других».
Разделенность на принимаемые «Я» и непринимаемые «не-Я» на «Я-для-себя» и «Я-для-других» усиливает дезинтеграцию и маскирует глубинные импринты, лежащие в основе личности.
Пример сложного импринта.
Боль от ухода близкого человека.
Когда вам было три года, мать, прежде никогда не покидавшая вас, ушла на целый день в гости, оставив одного. Вы потянулись за игрушкой, упали и впервые в жизни очень сильно ушиблись. Ваша реакция — крик. Вы заплакали, а когда мама вернулась, отреагировала и восстановила контакт.