Философия Ж.О. де Ламетри. Материалистическое объяснение психики и самосознания
Ламетри (1709 — 1751)
Врач по образованию, противник идеализма, схоластики и предшествующей ему медицины. Продвигал механистические представления и примкнул к физике Декарта.
Анонимно опубликовал «человек – машина». Вынужден был эмигрировать в Голландию (там его нашли) из Франции, потом в Германию. В германии издал «человек – растение» и «система Эпикура», где развивал материалистические и атеистические взгляды.
Материалистическое объяснение психики и самосознания.
Осознание и дух вторичные, являются модификацией материи и собственно человеческого тела. Способность человека чувствовать, помнить и мыслить не является чем-то особенным, сверхъестественным, непознаваемым, это не более как свойство материального тела. Душа не существует независимо от тела. Она возникает у условно организованного тела. Бессмертия души нет.
Этические взгляды
Нет никаких неизменных нравственных ценностей. На различных степенях развития человека, он вырабатывает разные представление о добре и зле. И критерий нравственности является общественный интерес, который соответствует интересам большинства членам общества. А для отдельного человека движущими является принципы удовольствия и избежание страдания.
Люди рождаются злыми. Ими движет корыстный эгоистический интерес. Именно общественное воспитание способствует исправлению человека.
Идея материалистического монизма и материалистическое объяснение мира.
Ламетри считал, что единая материя изначальна и вечна, не возникает, не уничтожается, и не создана никаким богом, есть всегда, только меняет свою форму существования.
При этом он не был человеком, который считает, что всякая материя одушевленна, способность ощущать появляется только у особо организованной материи, это организация характерна для живых существ
Материи присуще внутренние качества движения и протяженности. Имеет постоянную способность к движению, даже когда не движется. (Тело не движется, но внутри происходит движение внутренних частиц).
Материя существует в формах трех царств:
· Неорганическое
· Растительное
· Животное (человек принадлежит)
Материя эволюционирует, развивается от низшего неорганического мира до высшего животного мира (идея эволюции). Писал, что нельзя считать нелепой мысль, что человек от животного. Между животным и человеком есть только количественные различия (больше ощущений и ума у человека).
Весь мир познаваем. Человек познает причины и свойства явления и на этом основании может познать сущность явления. Мышление происходит в голове (в мозге). И весь мир отражается на мозговом экране. Возникает ситуация прямого отражения на внутренней материальной организации. Ощущения не только как образ предмета, но и как критерий истины.
Из этих материалистических представлений делал последовательные атеистические выводы. Считал религию формой обоснования отживающего феодального строя, утверждал антинаучный характер религии, и уничтожение религии будет счастьем для человечества. Решающее значение для общества приписывал просвещению, то есть сознательная деятельность выдающихся личностей. Сторонник просвещенного абсолютизма и считал проявление, выражение свободы личности - свобода частной собственности и торговли.
Философия Ж.О. де Ламетри. Материалистическое объяснение психики и самосознания.
На основании обобщения известных к тому времени фактов (стадии развития человеческого эмбриона, явления регенерации у животных, открытие ископаемых окаменелостей и т. п.) Л. приходит к «организмической» модели психики, рассматривая последнюю в ее эволюционном развитии, вершиной которого является сознание человека.
Утверждая, что психика представляет собой продукт особым образом устроенного тела, Ламетри стремился также ввести объективный критерий, отделяющий психическую жизнь от непсихической. Таким критерием, по его мнению, является степень сложности строения тела. Наиболее сложно устроено тело человека, и именно поэтому человек - царь природы, утверждал ученый.
Впервые в психологии Л. вводит в круг эмпирического изучения потребности живого организма как движущую силу поведения и необходимое условие возникновения и развития психики: чем больше потребностей, тем более развиты умственные и др. психические «способности». При описании различных психических функций наибольшее значение Л. придавал вниманию как проявлению активной деятельности субъекта по внесению порядка в «поток» представлений.