Философия Ж.О. де Ламетри. Материалистическое объяснение психики и самосознания

Ламетри (1709 — 1751)

Врач по образованию, противник идеализма, схоластики и предшествующей ему медицины. Продвигал механистические представления и примкнул к физике Декарта.

Анонимно опубликовал «человек – машина». Вынужден был эмигрировать в Голландию (там его нашли) из Франции, потом в Германию. В германии издал «человек – растение» и «система Эпикура», где развивал материалистические и атеистические взгляды.

Материалистическое объяснение психики и самосознания.

Осознание и дух вторичные, являются модификацией материи и собственно человеческого тела. Способность человека чувствовать, помнить и мыслить не является чем-то особенным, сверхъестественным, непознаваемым, это не более как свойство материального тела. Душа не существует независимо от тела. Она возникает у условно организованного тела. Бессмертия души нет.

Этические взгляды

Нет никаких неизменных нравственных ценностей. На различных степенях развития человека, он вырабатывает разные представление о добре и зле. И критерий нравственности является общественный интерес, который соответствует интересам большинства членам общества. А для отдельного человека движущими является принципы удовольствия и избежание страдания.

Люди рождаются злыми. Ими движет корыстный эгоистический интерес. Именно общественное воспитание способствует исправлению человека.

Идея материалистического монизма и материалистическое объяснение мира.

Ламетри считал, что единая материя изначальна и вечна, не возникает, не уничтожается, и не создана никаким богом, есть всегда, только меняет свою форму существования.

При этом он не был человеком, который считает, что всякая материя одушевленна, способность ощущать появляется только у особо организованной материи, это организация характерна для живых существ

Материи присуще внутренние качества движения и протяженности. Имеет постоянную способность к движению, даже когда не движется. (Тело не движется, но внутри происходит движение внутренних частиц).

Материя существует в формах трех царств:

· Неорганическое

· Растительное

· Животное (человек принадлежит)

Материя эволюционирует, развивается от низшего неорганического мира до высшего животного мира (идея эволюции). Писал, что нельзя считать нелепой мысль, что человек от животного. Между животным и человеком есть только количественные различия (больше ощущений и ума у человека).

Весь мир познаваем. Человек познает причины и свойства явления и на этом основании может познать сущность явления. Мышление происходит в голове (в мозге). И весь мир отражается на мозговом экране. Возникает ситуация прямого отражения на внутренней материальной организации. Ощущения не только как образ предмета, но и как критерий истины.

Из этих материалистических представлений делал последовательные атеистические выводы. Считал религию формой обоснования отживающего феодального строя, утверждал антинаучный характер религии, и уничтожение религии будет счастьем для человечества. Решающее значение для общества приписывал просвещению, то есть сознательная деятельность выдающихся личностей. Сторонник просвещенного абсолютизма и считал проявление, выражение свободы личности - свобода частной собственности и торговли.

Философия Ж.О. де Ламетри. Материалистическое объяснение психики и самосознания.

На основании обобщения известных к тому времени фактов (стадии развития человеческого эмбриона, явления регенерации у животных, открытие ископаемых окаменелостей и т. п.) Л. приходит к «организмической» модели психики, рассматривая последнюю в ее эволюционном развитии, вершиной которого является сознание человека.

Утверждая, что психика представляет собой продукт особым образом устроенного тела, Ламетри стремился также ввести объ­ективный критерий, отделяющий психическую жизнь от непсихи­ческой. Таким критерием, по его мнению, является степень слож­ности строения тела. Наиболее сложно устроено тело человека, и именно поэтому человек - царь природы, утверждал ученый.

Впервые в психологии Л. вводит в круг эмпирического изучения потребности живого организма как движущую силу поведения и необходимое условие возникновения и развития психики: чем больше потребностей, тем более развиты умственные и др. психические «способности». При описании различных психических функций наибольшее значение Л. придавал вниманию как проявлению активной деятельности субъекта по внесению порядка в «поток» представлений.

Наши рекомендации