Возрастные особенности аддиктивного поведения

В.Д.Менделевич указывает на то, что отклоняться от нормального способно поведение индивида любого возраста, а сами отклонения могут носить разнообразный характер.

Под возрастной поведенческой нормой понимается модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определённому возрасту. В процессе оценки возрастной нормы анализируются различные особенности (стили) деятельности, которым должен соответствовать человек определённого возраста:

1. Коммуникативный стиль (толерантность и компетентность в общении).

2. Особенности регуляции поведения (волевые характеристики).

3. Интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать, прогнозировать собственную деятельность).

4. Эмоциональные особенности.

5. Психомоторные особенности (мимический и жестикуляционный стили).

6. Стиль устной и письменной речи [50, с.200].

Возрастные особенности коммуникативного стиля указывают на факт большей потребности в общении у ребёнка и подростка по сравнению со взрослым и пожилым человеком. Коммуникативный стиль подразумевает компетентность в общении, т.е. способность точно и правильно распознавать психологическое состояние партнёра по общению, понимать его замыслы и намерения. Коммуникативная толерантность – это характеристика отношений личности к людям, показывающие степень переносимости ею неприятных и неприемлемых, по её мнению, психических состояний и поступков партнёров по взаимодействию (В.В.Бойко).

Можно утверждать, что коммуникативные особенности человека имеют возрастную специфику и нормативы. Коммуникативная компетентность с возрастом увеличивается, а коммуникативная толерантность нередко носит волнообразный характер. В наивысшей степени толерантность представлена у взрослого (зрелого) человека. У ребёнка и пожилого человека она может быть сниженной.

К особенностям саморегуляции деятельности (самоконтроля) относят способы (модели, стили, шаблоны) контролирования собственных поступков, эмоций. Они отражают границы допустимого с точки зрения индивида характера взаимодействия с окружающими. В детском и подростковом возрасте саморегуляция носит неустойчивый, поисковый характер, во взрослом и пожилом – устоявшийся.

Особенности интеллектуальной деятельности включают в себя способность точно и правильно понимать действия и намерения окружающих людей, предугадывать их поступки, планировать и прогнозировать собственную деятельность. В психологии данные особенности обозначаются термином антиципационная состоятельность (В.Д.Менделевич). Помимо иных, она имеет возрастные закономерности формирования. Известно, что антиципационные способности в норме формируются у ребёнка к четырнадцатилетнему возрасту [50, с.202]. Для этого он не способен точно и правильно предвосхищать ход событий, планировать свои действия. В наибольшей степениантиципационная состоятельность в норме представлена у лиц пожилого возраста, что связано как с процессом социализации, так и с повышением с возрастом уровня тревожности, приводящим к стремлению выдвигать избыточное количество версий развития возможных событий и готовиться к ним.

К возрастным особенностям эмоционального реагирования относят преобладание и доминирование определённых эмоций, чувств у лиц разного возраста. Учитывая тот факт, что эмоции являются производными удовлетворения или неудовлетворения потребностей, а также совпадения или несовпадения прогнозов человека с реальностью, имеющих возрастную окраску, можно выделить некоторые специфические эмоциональные переживания. Так, в детском и подростковом возрасте, в отличие от других периодов чаще встречаются такие переживания, как удивление, радость, обида, разочарование, недоумение, страх. У пожилых чаще наблюдаются депрессия, сентиментальность. Разнятся «репертуар» и острота переживаний: от большего (многочисленного), яркого и нередко запредельного у ребёнка до скудного, монотонного у старика. Многие чувства (особенно эстетические) появляются в норме лишь в процессе взросления.

Специфические возрастные закономерности отмечаются в сфере психомоторных характеристик, т.е. мимическом и жестикуляционном стилях, манере походки. Ребёнок и подросток чаще взрослого и тем более пожилого проявляют повышенную двигательную и речевую активность. Моторика молодого человека отличается порывистостью, быстротой, ловкостью и проворливостью. В норме его мимика характеризуется живостью, богатством и яркостью, а жестикуляция – обильностью и эмоциональной насыщенностью.

Стиль устной и письменной речи в норме, так же как и психомоторные характеристики, обладает возрастной специфичностью. Чаще более выраженная речевая активность наблюдается в более молодом возрасте. Речь отличается по темпу и скорости. У пожилого человека скорость речи замедляется, отличается темповое однообразие. Особенности письменной речи характеризуются спецификой почерка, который с возрастом становится устойчивее.

В.Д.Менделевич отмечает, что специфичных исключительно для периода взрослости девиаций поведения крайне мало (трудоголизм), тогда как встречающихся преимущественно у лиц подросткового и пожилого возрастов достаточное количество.

В таблице 3 представлена возрастная приоритетность поведенческих девиаций, относящихся к различным типам девиантного поведения [51, с.211].

Таблица 3

Наши рекомендации